Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Нормированность литературного языка заключается в том, <…> состав словаря в нём регламентирован, значение и употребление слов, произношение, правописание и образование грамматических форм слов подчиняются общепринятому образцу. Понятие нормы, однако, не исключает в отдельных случаях вариантов, отражающих изменения, которые постоянно происходят в языке как средстве человеческого общения.
Современный литературный язык, не без влияния средств массовой информации, заметно меняет свой статус: норма становится менее жёсткой, допускающей вариантность. Она ориентируется не на незыблемость и всеобщность, а на коммуникативную целесообразность. Поэтому сегодня норма — это часто не столько запрет на что-то, сколько возможность выбора. Граница нормативности и ненормативности иногда бывает стёртой, и некоторые разговорные и просторечные языковые факты становятся вариантами нормы. Становясь всеобщим достоянием, литературный язык легко впитывает в себя прежде запретные средства языкового выражения. Достаточно привести пример активного использования слова «беспредел», ранее принадлежавшего уголовному жаргону.
(По Л. Д. Розенталю, Н. С. Валгиной.)
Задание 1
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ: что
Задание 2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
- ОБРАЗОВАНИЕ. Совокупность знаний, полученных в результате обучения. Среднее, высшее образование. Начальное образование.
- СРЕДСТВО. Способ действий, используемый при осуществлении какой-либо деятельности. Занятия спортом – верное средство укрепить здоровье.
- ЖЁСТКИЙ. Не допускающий отклонений, изменений; строгий, безоговорочный. Жёсткий график. Жёсткое правило.
- ГРАНИЦА. Условная линия раздела между территориями; рубеж. Государственная граница. Морская граница.
- СТАНОВИТЬСЯ. Располагаться, размещаться где-либо. Становиться лагерем. Становиться на якорь.
Ответ: 23
Задание 3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
- Текст написан в официально-деловом стиле, характеризуется стандартизированностью и шаблонностью изложения; цель автора – дать инструкцию, практические указания по различению форм языка.
- Анализируя особенности современного литературного языка, авторы рассуждают о подвижности языковой нормы.
- Текст содержит слова определённой тематической группы (произношение, правописание, грамматических форм), отвлечённые имена существительные (нормированность, вариантность).
- Логичность и последовательное изложение материала достигается за счёт использования диалогической речи.
- С помощью эпитетов («грамматических форм», «общепринятому образцу») автор показывает сложность понятия языковой нормы.
Ответ: 23
Задание 4
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
- обзвонИт
- чЕрпать
- сливОвый
- тОрты
- отклЮченный
Ответ: 124
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Сегодняшний урок посвящён особенностям ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО стиля.
Активным участникам мероприятия были направлены БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ письма.
Туристу, приехавшему в курортный городок, пришлось купить ДОЖДЛИВЫЙ плащ.
В старших классах стало понятно, кто из учеников хочет получить техническое образование, а кто – ГУМАНИТАРНОЕ.
Гости, пришедшие на праздник, были нарядно одеты и выглядели ЭФФЕКТНО.
Ответ: дождевой
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Издательство заключило с новым перспективным автором договор о совместном сотрудничестве.
Ответ: совместном
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
двух КИЛОГРАММОВ персиков
около ПЯТИСТА участников
эта книга ИНТЕРЕСНЕЕ
КЛАДИТЕ в шкаф
в ДВЕ тысячи пятом году
Ответ: пятисот
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвых душ» Манилов только мечтает и ничего не делает.
- Оспорив мнение оппонентов, гипотеза известного учёного была подтверждена.
- Конференция длилась целый день, и все участники устали, но никто не ушёл до окончания работы.
- Согласно приказу директора школы выпускной вечер прошёл в конце июня.
- В автобиографии «Я сам» В.В. Маяковский пишет, что «Я – поэт. Этим и интересен».
- Сравнение может быть выражено как при помощи союза, а также имени существительного в творительном падеже.
- В торжественном вечере приняли участие как сотрудники, так и почётные гости.
- Для успешного исследования важно не только знание теоретического материала, но и его проверка на практике.
- По окончанию спектакля артисты много раз выходили на поклон.
Ответ: 95126
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- подр..внять (волосы), оп..здание, пром..чить (ноги)
- выч..тание, разм..нать (мышцы), зам..рать (от восторга)
- погл..щение, укр..тить (гнев), пол..скать (бельё)
- сотв..рение (мира), к..саться (воды), ск..кать (от радости)
- (юная) отр..сль, прир..внять (к нулю), (юная) пл..вчиха
Ответ: 123
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- меж..нституцкий (проект), вз..мать (штраф), пед..нститут
- без..нициативный (ученик), под..тожить (результаты), пред..история
- непр..ступный (утёс), пр..клониться (к земле), пр..бывать (в город)
- бе..конечный, и..бегать (разговора), чере..чур
- с..страдание, р..зыскать, пр..дедушка
Ответ: 123
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- недоум..вать, одол..вать
- залив..стый (смех), талантл..вый
- мудр..сть, дымч..тый (кварц)
- развед..вать (обстановку), команд..вать
- (приходить) изредк.., (начинать) занов..
Ответ: 12
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- понима..шь, жела..мый (результат)
- (мужчины) бре..тся, (дети) кле..т (кубики)
- танцу..щие (гости), бор..щиеся (спортсмены)
- стел..щийся (туман), се..щий (семена)
- постро..нный (дом), раста..вшее (мороженое)
Ответ: 134
Задание 13
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
- Психологи советуют не путать (НЕ)УВЕРЕННОСТЬ в себе с заниженной самооценкой.
- Уже давно купленная, но (НЕ)ДОЧИТАННАЯ до сих пор книга пригодится нам во время отпуска.
- Поступок товарища оказался неожиданным для нас и отнюдь (НЕ)ПОРЯДОЧНЫМ.
- В шкафу у профессора лежали стопки (НЕ)ЗАКОНЧЕННЫХ рукописей.
- (НЕ)ВЗИРАЯ на усталость, ученик выполнил намеченный на день план подготовки к экзамену.
Ответ: 145
Задание 14
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
- (НА)ПРОТЯЖЕНИИ года будущие выпускники готовились к празднику, стараясь, (ЧТО)БЫ он прошёл интересно и весело.
- (ПО)ЭТОМУ пути идти ближе, (ТАК)ЧТО давайте выберем его, чтобы не опоздать.
- (ЧТО)БЫ ни предлагали туристу, он всё отвергал (ТАК)же, как в прошлом году.
- Сегодня актриса была в (ТЁМНО)СИНЕЙ атласной юбке и (МОЛОЧНО)БЕЛОЙ блузке.
- Друзья (ТО)ЖЕ хотели посмотреть новый фильм. (ПО)ЭТОМУ старались быстрее закончить все дела.
Ответ: 23
Задание 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Консультация по защите выпускных квалификацио(1)ых работ была назначе(2)а на оди(3)адцать часов. Все организова(4)ые и дисциплинирова(5)ые студенты пришли вовремя.
Ответ: 2
Задание 16
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Попадались и деревеньки с низкими избёнками под тёмными часто до половины разметанными крышами.
- Всё кругом золотисто зеленело всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка.
- Фенечка то прислушивалась то дремала то посматривала на растворённую дверь.
- Аркадий сообщил несколько петербургских новостей но он ощущал небольшую неловкость.
- Оба брата молча глядели на него а Аркадий украдкой посматривал то на отца то на дядю.
Ответ: 124
Задание 17
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Николай Петрович быстро обернулся (1) и (2) подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями (3) только что вылезшему из тарантаса (4) крепко стиснул его обнажённую красную руку, которую тот не сразу ему подал.
(По И.С. Тургеневу)
Ответ: 234
Задание 18
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
– Нет (1) Павел Иванович (2) нет (3) вы (4) гость, – говорил Манилов, показывая Чичикову рукой на лёжку.
– Не затрудняйтесь (5) пожалуйста (6) не затрудняйтесь. Пожалуйста (7) проходите, – говорил Чичиков.
(По Н.В. Гоголю)
Ответ: 123567
Задание 19
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Несколько раз графиня говорила сыну (1) что теперь (2) когда обе дочери пристроены (3) её единственное желание состоит в том (4) чтобы видеть его женатым.
(По Л.Н. Толстому)
Ответ: 1234
Задание 20
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дядюшка пел так, как поёт народ, с тем наивным убеждением (1) что в песне всё значение заключается только в словах (2) что напев сам собой приходит (3) и (4) что отдельного напева не бывает.
(По Л.Н. Толстому)
Ответ: 12
Задание 21
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Учебно-воспитательный процесс имеет, на мой взгляд, три истока: науку, мастерство и искусство. (2) Хорошо руководить учебно-воспитательным процессом – значит в совершенстве владеть наукой, мастерством и искусством обучения и воспитания. (3) Воспитание в широком понимании – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления и тех, кого воспитывают, и тех, кто воспитывает. (4) Причём этот процесс характеризуется глубокой индивидуальностью явлений: та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становится нейтральной в другом и абсурдной в третьем. (5) Такова природа нашего педагогического дела: руководить им – значит прежде всего самому постоянно обогащаться и обновляться, быть сегодня духовно богаче, чем вчера. (6) Руководитель школы будет хорошим, эрудированным, авторитетным учителем лишь до тех пор, пока он с каждым днём совершенствует своё мастерство – мастерство учителя, воспитателя, пока для него на первом месте стоит самая сущность школьного дела – обучение и воспитание, изучение и знание ребёнка.
(По В.А. Сухомлинскому)
Ответ: 45
Задание 22
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом.
Точно серебром.
(С.А. Есенин)
Б) В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
(А.А. Блок)
В) Букам очень надоело
В толстых книжках спать да спать…
(С. Чёрный)
Г) Лошадку ведёт под уздцы мужичок…
В больших рукавица… а сам с ноготок!
(Н.А. Некрасов)
Д) Товарищ, верь: взойдёт она.
Звезда пленительного счастья…
(А.С. Пушкин)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
- риторическое обращение
- анафора
- олицетворение
- парцелляция
- литота
- сравнение
- аллитерация
- метафора
- метонимия
Ответ: 68351
Как писать сочинение ЕГЭ?
Делимся универсальными клише, которые подойдут к сочинению ЕГЭ по любому тексту.
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1) Однажды я дал классу пятнадцатиминутное сочинение. (2) Тема звучала так: «Сколько их (родных, близких, знакомых), кто стоит за мною, кто дорог мне и кому дорога (или дорог) я?».
(3) Листки с работами ребят открыли мне один секрет. (4) В одном из номеров журнала «Юность» я прочитал повесть Юрия Полякова «Работа над ошибками». (5) Моё внимание привлёк весьма короткий диалог между учителем и учеником.
– (6) Учителя ты обязан уважать.
– (7) Никому я ничего не обязан.
(8) Ответ, безусловно, циничный. (9) Но где-то и справедливый.
(10) Сколько этих «обязан», «должен», «надо» ежедневно и в школе, и дома сыплется на голову ученика! (11) Поневоле взбунтуешься. (12) И вот оно, нигилистическое: никому – ничего. (13) А ведь это беда. (14) Как воспитать ученика, не употребляя расхожих «обязан», «должен»? (15) Чтобы он ощущал нравственный долг перед учителем, матерью, жителями улицы, на которой живёт, водителями автобуса и трамвая, спасающих от холода, дождя? (16) Что вообще не делает обязанными, а затем и обязательными? (17) Многое.
(18) Но прежде всего – элементарная благодарность как следствие неформального интереса и внимания к нашей личности. (19) Сколько внимания – столько и благодарности, то есть ответного желания захотеть и быть обязанным. (20) Превратить обязанность в благодарность стало принципом работы! (21) Не по житейской примитивной схеме «ты мне – я тебе», а по совсем иной, когда «платишь» самому себе за потребность не подвести тех, кто за тобою, и того, кто тебе открыл их. (22) Так в моей практике много лет назад возник, сложился и утвердился термин «педагогика благодарности». (23) Сперва незримо, а затем и наяву я впустил на свой урок и ту микросреду, в которой формируется ученик. (24) Когда присутствуют «свои», учишься с особым интересом и охотой.
(25) Но вернемся к листкам. (26) То было не сочинение, конечно, в обычном смысле, а некий социологический срез, диагностирующий человеческое в каждом из нас, меру нашей причастности к тем, с кем связаны судьбою: память сердца, откуда берет истоки эмоциональный интеллект. (27) Шире раздвинулся горизонт художественной книги, обращённой уже не к трём десяткам ребят, а как бы к тысячной аудитории. (28) Рождались качественно иные структуры воспитательных уроков, наполненных всевозможными увязками с жизнью, мостиками между книгой и сегодняшним днём. (29) Обучение целиком принимало воспитывающий характер, ибо моя «аудитория» требовала не знания литературы как таковой, а знания тех знаний, которые даёт нам литература. (30) Всё меньше хотелось говорить о её роли, и всё чаще появлялось желание практически воздействовать её опытом.
(По Е. Н. Ильину)
Евгений Николаевич Ильин (1929–2017) — советский и росийский педагог, автор оригинальной концепции преподавания литературы.
Задание 23
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Прочитав повесть Юрия Полякова, рассказчик задумался о воспитании учеников без слов «обязан», «должен».
- Когда люди проявляют внимание к человеку, у него возникает чувство благодарности.
- Принципом работы учителя стало превращение обязанности в благодарность.
- В практике учителя появился термин «педагогика обязанности».
- Диктанты, проверенные учителем, стали своеобразным социологическим срезом.
Ответ: 123
Задание 24
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
- В предложении 4 представлено описание.
- Предложение 9 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 8.
- В предложениях 10–15 представлено рассуждение.
- В предложениях 17 и 18 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 16.
- В предложениях 19–21 представлено повествование.
Ответ: 34
Задание 25
Из предложений 16–20 выпишите один фразеологизм.
Ответ: преждевсего
Задание 26
Среди предложений 14–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи уточнительного союза, личного местоимения и однокоренных слов. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 15
Сочинение
Какую роль в становлении личности и воспитании человека играют окружающие его люди? Е. Н. Ильин считает, что эта роль велика: именно окружающие, в первую очередь взрослые люди (например, учителя) могут серьезно повлиять на развитие личности.
Чтобы доказать свою позицию, автор пишет о том, как придумал «педагогику благодарности»: он утверждает, что человек начинает совершать правильные поступки не из чувства долга, а из благодарности, когда к нему проявляют неформальное внимание. Становится очевидно, что искреннее участие окружающих помогает людям стать лучше и вести себя как нужно не по обязанности, а по велению сердца.
Далее Е. Н. Ильин отмечает, что для его учеников была важна не литература сама по себе, а именно знания о жизни, которые она может дать Читатель понимает, что другие люди помогают человеку получить новые представления о мир, делясь с ним опытом, в том числе почерпнутым из литературы.
Приведенные примеры дополняют друг друга, позволяя автору показать, что окружающие серьезно влияют на становление личности человека: могут не только способствовать пробуждению в нем чувства благодарности и, как следствие, нравственному развитию, но и делиться важным для человека опытом, позволяющим ему лучше понять жизнь.
Я согласна с позицией Е. Н. Ильина. Думаю, что искреннее участие других людей, обмен представлениями о мире с ними действительно играет большую роль во взрослении человека. Например, моя мама всегда с интересом расспрашивает меня о моей жизни, сама делится историями из своего детства. Все это помогает мне учиться строить отношения по принципу сотрудничества, любить и ценить других людей. Таким образом, влияние окружающих на личностный рост человека сложно переоценить.
247 слов






