Ответы на ЕГКР 9.12.25. Вариант №956

6 мин.

ЕГКР вариант 956, 9 декабря 2025

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Возникновение в языке синонимов обусловлено рядом причин. Одной из них является стремление человека найти в предмете или явлении действительности какие-то новые черты и обозначить их новым словом, сходным по значению с уже имевшимся наименованием этого предмета, явления, качества (ср., например, употребление слов слух, молва, весть, известие, сообщение и других для обозначения одного понятия).

Синонимы появляются в языке в связи с проникновением заимствованных слов, близких или идентичных по значению русским (ср., например: проводник – гид; зародыш – эмбрион; введение – преамбула и др.).

Иногда близкие по значению слова появляются в языке и в силу того, что в различных экспрессивно-стилистических группах слов, в различных стилях речи один и тот же предмет, одно и то же явление может быть названо по-разному: <…>, слова глаза, руки, идёт, этот, напрасно и другие являются общеупотребительными. В речи возвышенной, в поэтической речи их синонимами могут быть устаревшие для современного русского языка слова очи, длани, грядёт, сей, вотще. Например, у А. С. Пушкина наблюдаем употребление синонимов глаза – очи: «Нет, не агат в глазах у ней, но все сокровища Востока не стоят сладостных лучей её полуденного ока…».

(По Л. Д. Розенталю, Н. С. Валгиной.)

Задание 1

Самостоятельно подберите вводное слово, которое указывает на связь мыслей и должно стоять на месте пропуска во третьем (3) абзаце текста.
Запишите это вводное слово.

Ответ: например / так

Задание 2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  1. ЯЗЫК. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережёвыванию и глотанию пищи, определяющий её вкусовые свойства. Шершавый кошачий язык. Облизать зубы языком.
  2. ЯВЛЯТЬСЯ. Быть кем-, чем-либо, каким-либо; представлять собой кого-, что-либо. Она являлась хозяйкой дома. Он является членом учёного совета.
  3. БЛИЗКИЙ. Сходный, похожий. Оба произведения близки по содержанию. Перевод близок к подлиннику.
  4. СТИЛЬ. Функциональная разновидность литературного языка. Официально-деловой стиль.
  5. НАБЛЮДАТЬ. Внимательно следить глазами за кем-, чем-либо. Наблюдать за детьми.

Ответ: 234

Задание 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

  1. Цели автора – воздействовать на чувства читателя, привлечь его внимание к синонимам.
  2. Основной функционально-смысловой тип речи в тексте – рассуждение.
  3. В тексте использованы термины (синонимов, заимствованных слов).
  4. Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – диалог, неполные предложения, вводные конструкции.
  5. С помощью метафор (новые черты, именующимся наименованием) автор показывает причины возникновения в языке синонимов.

Ответ: 23

Задание 4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  1. прозорлИвый
  2. шАрфы
  3. яслЕй
  4. портфЕль
  5. Эксперт

Ответ: 124

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Наш коллега сделал на заседании кафедры интересный, ИНФОРМАТИВНЫЙ доклад.

Слушателям показалось, что лектор привёл не очень УДАЧЛИВЫЙ пример.

Профессор был ПРИЗНАННЫМ авторитетом в своей области.

Урок литературы был посвящён СРАВНИТЕЛЬНОЙ характеристике Татьяны и Ольги Лариных.

Ученики пришли к выводу, что текст написан в ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ стиле.

Ответ: удачный

Задание 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Искусствоведы были восхищены уникальной коллекцией опытного геолога, поэтому назвали её полноценным музеем редких раритетов.

Ответ: редких

Задание 7

В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм МАНДАРИНОВ
ЧЕТВЕРЫМ мушкетёрам
ИХ вещи
новых САПОГОВ
кольцо КРАСИВЕЕ

Ответ: сапог

Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Подходя к дому, мы увидели стремительно приближающегося человека к нам.
  2. Благодаря чёткого расписания ученики смогли успешно подготовиться к экзаменам.
  3. Во время отпуска хочется не только отдохнуть и выспаться, но и наполнить жизнь новыми впечатлениями.
  4. Вопреки прогнозу погоды на улице было тепло и светило солнце.
  5. На протяжении автобусного тура путешественники побывали во многих красивых городах.
  6. Друзья наконец встречаются и увлечённо общались на протяжении всего вечера.
  7. В романе Л.Н. Толстого «Воскресение» описана жизнь Катюши Масловой.
  8. Урок литературы в десятом классе был посвящён смыслу названия романа И.С. Тургенева «Отцов и детей».
  9. Для повышения грамотности важно не только знать правила, а также выучить исключения из них.

Ответ: 28619

Задание 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. уд..вительный (день), (красиво) нар..диться, посв..тить (стихи другу)
  2. вопл..тить (в жизнь), оп..здание, сотв..рение (мира)
  3. отр..сль (промышленности), (зелёный) р..сток, ур..внение
  4. еш.. (не знаю), ч..ткий (ответ), тяж..лый (чемодан)
  5. нач..нать (урок), соч..тание (цветов), соб..рать (ягоды)

Ответ: 24

Задание 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. без..нициативный (человек), небез..известный (факт), с..грать (пьесу)
  2. (рано) ра..будить, (интересный) ра..сказ, (внимательно) ра..смотреть
  3. пр..бывать (в город), пр..мкнуть (к коллективу), пр..дать (значение)
  4. дерев..я, об..яснение, комп..ютер
  5. пр..пустить (начало), пр..бабушка, (загадочное) пр..исшествие

Ответ: 13

Задание 11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. свеж..сть, одол..вают (мысли)
  2. яблон..вый (сад), находч..вый (ответ)
  3. доказ..вать (теорему), оборуд..вать (мастерскую)
  4. (появляться) изредк.., (начинать) сначал..
  5. камыш..вые (заросли), дириж..р

Ответ: 14

Задание 12

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. (внимательно) смотр..шь, (хорошо) танцу..шь
  2. (логически) мысл..шь, постел..шь (скатерть)
  3. приемл..мые (условия), движ..мый (голосом совести)
  4. накле..нная (марка), просмотр..нная (газета)
  5. стро..щийся (дом), завис..щий (от обстоятельств)

Ответ: 45

Задание 13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

  1. Редактор обнаружил в рукописи (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЕ автором недочёты.
  2. Молодой поэт пока абсолютно (НЕ)ИЗВЕСТЕН широкой публике.
  3. (НЕ)ВЗИРАЯ на обстоятельства, вместе мы справимся с заданием.
  4. В этой пачке (НЕ)ПРОВЕРЕННЫЕ, а только просмотренные работы.
  5. Многие телезрители (НЕ)ДОСМОТРЕЛИ до конца скучную передачу.

Ответ: 145

Задание 14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

  1. Исследователь уверен (В)ЭТОМ, его коллеги (ТО)ЖЕ так считают.
  2. Благодарим специалистов (ЗА)ТО, что они помогли нам освоить программу, в которой мы раньше (ЕЛЕ)ЕЛЕ разбирались.
  3. Ученики пришли на консультацию, (ЧТО)БЫ повторить пройденный материал, а (ТАК)ЖЕ получить ответы на вопросы.
  4. (ПО)ЭТОМУ пути идти ближе, (ТАК)ЧТО давайте выберем его.
  5. Если собеседники настойчиво повторяют одно и (ТО)ЖЕ, они постепенно разочаровывают (ДРУГ)ДРУГА.

Ответ: 45

Задание 15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Всесторо(1)е подготовле(2)ый педагог учитывает индивидуальные особе(3)ости каждого своего уче(4)ика.

Ответ: 123

Задание 16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Основных стилей плавания четыре: кроль брасс баттерфляй и кроль на спине.
  2. Перед девочкой лежит яблоко но она не ест его а только гладит румяные бока.
  3. Ни музы ни труды ни радости досуга –
    Ничто не заменит единственного друга.
    (А.С. Пушкин)
  4. Весь день лил дождь грохотал гром и сверкала молния.
  5. Заканчивается короткая летняя ночь и в комнате уже почти светло.

Ответ: 45

Задание 17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Моцарт (1) начав сочинять музыку в раннем детстве (2) к концу своей короткой жизни создал более 600 произведений (3) ставших (4) основой музыкального наследия человечества.

Ответ: 123

Задание 18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Куда? Уж эти (1) мне (2) поэты!»
– Прощай (3) Онегин (4) мне пора.
«Я не держу тебя; но где (5) ты (6) Свои проводишь вечера?»
(А. С. Пушкин)

Ответ: 34

Задание 19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я ходил по парку, держась подальше от дома, отыскивал белые грибы (1) которых (2) в то лето было очень много (3) и ставил около них метки (4) чтобы потом подобрать их вместе с Женей.
(По А.П. Чехову)

Ответ: 134

Задание 20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он заключил (1) что (2) если (3) она так легко может после вчерашнего бывать у сестры и встречаться с ним (4) то, значит, она не замечает его или считает полнейшим ничтожеством.
(По А.П. Чехову)

Ответ: 14

Задание 21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Тригорский парк был заложен в конце XVIII века Вындомским – дедом Н.А. Осиповой. (2) Хозяин, следуя тогдашней моде, разбил романтический парк с наивными украшениями: кокетливыми беседками, зелёными залами и коридорами, мостиками «поцелуев и вздохов». (3) Тут были дубовые и сосновые рощи, фруктовые сады с клумбами и хитроумными беседками – всё это требовало больших затрат и неустанной заботы. (4) Вторая жизнь этого красивейшего места началась лишь в наше время, когда Тригорское стало заповедным и его стали изучать и восстанавливать. (5) Восстановление парка – дело очень трудное, потому что парк – художественное произведение, произведение исключительно многогранное: в нём прошлое и настоящее, старое и молодое, вечность и мгновение. (6) Парк – это архитектура и ботаника, живопись и скульптура, история и сегодняшний день.
(По С.С. Гейченко)

Ответ: 56

Задание 22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Унылая пора! Очей очарованье! (А.С. Пушкин)

Б) Красуйся, град Петров, и стой
Несокрушимо, как Россия… (А.С. Пушкин)

В) А по двору метелица
Ковром шелковым стелется… (С.А. Есенин)

Г) «Ка-тя! Ка-тя!» – высекают
Мне подковы скакуна. (И. Сельвинский)

Д) С горы бежит поток проворный. (Ф.И. Тютчев)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

  1. олицетворение
  2. ассонанс
  3. риторическое обращение
  4. парцелляция
  5. эпифора
  6. сравнение
  7. аллитерация
  8. эпитет
  9. риторический вопрос

Ответ: 83671

Прочитайте текст и выполните задания 23–27.

(1) Не только книжный эпизод, но и жизненный случай, имеющий отношение к книге, может стать уроком. (2) В серьёзном и важном мы намного старше своего возраста, ибо наш возраст не только размер ноги, костюма, шапки, но и размер ума, нашей душевности.

(3) Однажды меня чуть не оштрафовали в общественном транспорте: долго не мог найти билет. (4) В итоге всё обошлось. (5) Но настроение подпортили изрядно. (6) И вот с таким настроением мне пришлось войти в класс к ребятам. (7) Кстати сказать, я учитель литературы.

(8) Ни пошутить, ни улыбнуться. (9) А ребята тонко угадывают настроение своего учителя.

(10) Дома надо было выучить стихотворение и теперь прочитать наизусть. (11)«Кто первый?» – строго и скучно спросил я, копаясь в портфеле.

(12) Я взглянул на ребят – и оторопел: тридцать дружно поднятых рук увидел перед собой. (13) Но не в каждом лице читалось желание прочитать. (14) Иные глаза выражали просьбу: кого угодно, только не меня.

(15) Я смотрел на ребят – уже улыбаясь им. (16) Вдруг и мне захотелось сделать что-то очень доброе, хорошее. (17) Открыл книгу, с которой ехал в автобусе и на которую теперь уже не сердился (то был Пушкин), и весь урок читал его стихи, а закончил строками:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…

(18) Передо мной и вперемежку сидели уже не школьники, ученики, а друзья, которые не позволяли мне быть мрачным и сердитым. (19) Здесь в таком настроении (буду откровенен) учитель порой бывает придирчив. (20) Смотришь – и посыпались в журнал «двойки», как зерно из дырявого мешка или худого кузова. (21) А «двойки», как и рассыпанное зерно, – серьёзные потери для учителя и травмы для ученика.

(22) Теперь понимаю, почему не с ребят, как обычно, а именно с портфеля начал урок. (23) Как тот угрюмый пассажир, увидевший во мне злоумышленника в момент, когда по просьбе контролёра я не нашёл в кармане проездной билет, так и я, наверное, не видя, смотрел на ребят. (24) Но они не дали мне потерять «высоту», а себе – своё расположение ко мне. (25) А если хорошенько подумать, то и к Пушкину, Лермонтову, Некрасову, с которыми я должен был их подружить.

(26) Сколько потерь ожидает нас, когда мы не понимаем друг друга, не помогаем друг другу! (27) Неверно, будто всё во власти учителя. (28) Многое, но не всё. (29) Что-то очень существенное, значительное и в руках ребят, поднявших свои руки в ответ на вопрос учителя. (30) Ведь, помимо зрения, есть ещё и видение, которое называется зоркостью. (31) Можно, к примеру, иметь стопроцентное зрение – и нулевую зоркость. (32) Взаимных обид тогда не избежать. (32) Надо учиться зоркости, духовному зрению. (34) Оно делает нас добрыми, чуткими.

(35) Очарованные стихами Пушкина, ребята, когда прозвенел звонок, один за другим не спеша выходили из класса. (36) Я стоял у двери и каждому (да-да, именно каждому!) с теплотой и нежностью говорил: «Спасибо!». (37) Такая уж наша работа: за один урок иной раз тридцать «спасибо» скажешь. (38) И ещё тридцать «спасибо» – каждому в отдельности. (39) За доброту!

(По Е. Н. Ильину)

Евгений Николаевич Ильин (1929–2017) — советский и росийский педагог, автор оригинальной концепции преподавания литературы.

Задание 23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. У рассказчика было плохое настроение, потому что его оштрафовали в общественном транспорте.
  2. Ребята почувствовали настроение своего учителя, испугались и отказались отвечать домашнее задание.
  3. На протяжении всего урока литературы учитель читал стихи А.С. Пушкина.
  4. Ребята устали на уроке, поэтому очень торопились выйти на перемену.
  5. После урока учитель тепло поблагодарил каждого своего ученика.

Ответ: 35

Задание 24

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
  2. Предложения 10 и 11 противопоставлены по содержанию.
  3. Предложение 14 раскрывает содержание предложения 13.
  4. В предложениях 26–30 представлено повествование.
  5. В предложениях 35–39 представлено описание.

Ответ: 13

Задание 25

Из предложений 35–38 выпишите контекстные синонимы.

Ответ: теплотойнежностью

Задание 26

Среди предложений 35–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: 38

Как писать сочинение ЕГЭ?

Делимся универсальными клише, которые подойдут к сочинению ЕГЭ по любому тексту.

Сочинение

Как общаться с человеком, у которого тяжело на душе? Е. Н. Ильин считает, что по отношению к нему нужно быть чутким и проявлять доброту.

Чтобы доказать свою позицию, автор пишет о том, что людям необходимо быть «зоркими» — уметь видеть, чувствовать состояние человека, чтобы поддержать его, если он в этом нуждается. Становится очевидно, что внимательное общение с грустными людьми может помочь им почувствовать себя лучше.

Ильин также вспоминает, что его ученики проявили настоящее участие, когда поняли, что у него тяжело на душе: они все вызвались отвечать домашнее задание, чтобы порадовать любимого учителя. Читатель понимает, что добрые поступки других тоже поднимают людям настроение.

Приведённые примеры дополняют друг друга, помогая автору показать, что с загрустившим человеком нужно не только общаться очень чутко, принимая во внимание его состояние, но и поступать по отношению к нему по-доброму, стараться вызвать у него улыбку.

Я согласна с позицией Ильина. Думаю, что люди, которые ощущают тяжесть на душе, нуждаются в особенной поддержке и внимании со стороны окружающих. Например, когда я расстраивалась из-за невысоких баллов за пробники, мама всегда пекла мне печенье, красиво раскладывала его на тарелке и приносила ко мне в комнату. Я сразу становилась счастливее. Поэтому я считаю, что очень важно замечать плохое настроение близких и стараться его улучшить.

191 слово

Поделиться

Предмет
Предметы, которые сдаешь