Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Искусственный интеллект (ИИ), по нашему мнению, уже проник в образование: появляются новые и более продвинутые образовательные технологии, основанные на нейросетях, среди них персонализированные учебные платформы, интеллектуальные репетиторы и многое другое. Этот вопрос вызывает бурные споры в обществе. Мнения разделились: одни считают, что доступ к таким технологиям нужно ограничить; другие – что необходимо приспосабливаться к новым реалиям.
Одним из главных преимуществ искусственного интеллекта в обучении является возможность адаптации учебного процесса под индивидуальные потребности. С его помощью можно анализировать уровень знаний, темпы усвоения материала, предоставлять каждому учащемуся уникальный план занятий. Искусственный интеллект делает образование более доступным и гибким. Он помогает не только учащимся, но и учителям, автоматизируя процесс проверки домашних заданий, тестов и экзаменов, снижая вероятность человеческой ошибки и субъективного подхода к оцениванию.
Однако мы отмечаем недостатки и риски использования искусственного интеллекта в образовании. Самый главный из них, на наш взгляд, это утрата мотивации к самостоятельному изучению материала, поиску решений без помощи внешних инструментов и развитию критического мышления. Несмотря на развитие ИИ-систем, возможны ошибки в анализе данных или в генерации ответов, что может привести к неверным выводам и оценкам. Учащимся нужно всегда перепроверять информацию, предоставляемую ИИ.
Обсуждая перспективы использования искусственного интеллекта, важно соблюдать баланс <…> оптимизмом и реализмом. Хотя ИИ обладает определённым потенциалом и уже демонстрирует определённые успехи в разных областях, необходимо признать наличие множества нерешённых проблем. Вопрос о будущем искусственного интеллекта остаётся открытым.
(По материалам Интернета)
Задание 1
Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот предлог.
Ответ: между
Задание 2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
- ПРОНИКНУТЬ, во что. Вдумавшись, вникнув, понять суть чего-либо, разобраться в чём-либо. Проникнуть в суть явления. Проникнуть в тайны природы. Проникнуть мыслью, умом в психологию читателя.
- СЧИТАТЬ. Расценивать, воспринимать каким-либо образом. Считать кого-либо счастливым. Считать кого-либо ненормальным, фантазёром, идеалистом. Считать кого-либо образцом, примером для подражания.
- ГИБКИЙ. Подходящий для различных условий, обстоятельств и т.п., меняющийся в зависимости от чего-либо. Гибкий план. Гибкая система учёта.
- ВНЕШНИЙ. Находящийся, расположенный вне, за пределами чего-либо; действующий извне; наружный (противоположное: внутренний). Внешняя среда. Внешняя охрана. Внешний слой почвы. С внешней стороны.
- ОТКРЫТЫЙ, только полное. Доступный для посторонних, для всех. Открытый судебный процесс. Лекции были открытыми.
Ответ: 34
Задание 3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
- Текст написан в официально-деловом стиле: в нём излагаются инструкции по использованию искусственного интеллекта в учебном процессе.
- Противопоставление содержания второго (2) и третьего (3) абзацев текста выражено с помощью союза однако.
- В тексте используются отвлечённая лексика (мнение, вероятность, оптимизм), отглагольные имена существительные (мотивация, мышление, развитие), что подчёркивает стремление людей осмыслить новые реалии жизни.
- Особенностью синтаксиса данного текста является употребление односоставных (безличных) предложений, придающих изложению большую объективность.
- Использованные в тексте эпитеты («персонализированные учебные платформы», «нерешённых проблем», «к неверным выводам») показывают личное отношение автора к описываемой проблеме.
Ответ: 234
Задание 4
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
- подЕленный
- шАрфы
- кУхонный
- кровотОчить
- задОлго
Ответ: 235
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Приятным сюрпризом для всех стал огромный торт, увенчанный ИСКУСНОЙ моделью космического корабля, сделанной из белого шоколада.
Надо вырабатывать навыки ДИПЛОМАТИЧНОГО поведения.
В брошюре содержатся рекомендации, как ЭФФЕКТНО защитить дом от солнца.
Поэт К.Д. Бальмонт сам ВОСПОЛНИЛ недостающее образование и, освоив шестнадцать языков, начал заниматься переводами.
Организаторами в рамках конкурса предусмотрена также номинация «Приз ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий».
Ответ: эффективно
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
На нерегулируемом пешеходном переходе пешеход всегда имеет главный приоритет, а автомобилист обязан снизить скорость и пропустить его во избежание наезда.
Ответ: главный
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
сколько ВРЕМЯ?
не более ПОЛУТОРАСТА
много ЧЕРЕШЕН
ПЕЧЁМ пироги
медицинские ПОЛИСЫ
Ответ: времени
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
В) нарушение видо-временной соотнесённости глаголов
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) ошибка в построении сложного предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Все поднимают головы и увидят, что на небе сияли яркие звёзды.
- По прилёту в аэропорт Внуково вы можете воспользоваться метро, чтобы добраться до Москвы.
- Учительница литературы сказала мне, что я должен прочитать стихотворение на конкурсе чтецов и отказываться было бы неразумно.
- Добрый поступок создаёт и накаливает добро, делая жизнь лучше, формирует гуманность.
- Князь Андрей улыбнулся, глядя на Наташу, и сказал, что мне нравится её пение, как и всё, что она делает.
- Я знаю то, что есть ли разногласия между участниками встречи, сделавшие невозможным дальнейшее сотрудничество.
- Идти наперекор общественному мнению может далеко не каждый.
- Увидев языки огня, вырывающиеся из-под крыши, были вызваны пожарные.
- Спасское-Лутовиново, где родился и провёл детство И.С. Тургенев, оставило в душе писателя мало светлых воспоминаний.
Ответ: 52186
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- апп..тит, ап..лляция, сод..ржание (книги)
- бл..гозвучный, б..рёзовый, прим..рение
- согл..шение, ср..щение, распол..гать
- в..лейбол, ба..скетбол, з..рница
- п..ссимизм, соч..тание, в..лосипед
Ответ: 135
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- бе..ценный, чере..чур, ра..хититель
- радиопр..ёмник, непр..ступная (крепость), пр..града
- зав..южить, п..едестал, сер..ёзный
- об..млеть, под..брать, пр..образ (человека)
- с..митировать, без..нтересный, из..мать
Ответ: 1345
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- устар..вать, придирч..вый
- напутств..вать, наслед..вать
- узорч..тый, (начнём) занов..
- ослаб..вать, выносл..вый
- син..ватый (оттенок), сит..чко (для чая)
Ответ: 25
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- раста..вший (снег), (пчёлы) жал..т
- прикле..нный, (он) тащ..т
- се..ший (с утра), размеч..нная (купюра)
- колебл..мый (ветром), (ты) выбер..шь
- закручива..мый, (вы) запомн..те
Ответ: 14
Задание 13
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
- Узнавать свою страну (НЕ)обыкновенно увлекательно!
- Девушка плакала, (НЕ)СКРЫВАЯСЬ, слезами благодарности.
- Есть в музыке что-то близкое, родное, (НЕ)МЕДЛЕННО находящее в нашем сердце горячий отклик.
- Блеск солнца на снегу, (НЕ)СТЕРПИМЫЙ после полутьмы, заставил зажмуриться.
- То, что отцы (НЕ)ДОПЕЛИ, мы допоём!
Ответ: 134
Задание 14
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
- Повеял тёплый ветерок, КАК(БУДТО) мягкой лапкой провёл (ПО)МОЕМУ лицу.
- Нам ВРЯД(ЛИ) удастся (ВО)ВРЕМЯ закончить эту работу.
- (ПОЛ)УРОКА мы (ПО)ПРЕЖНЕМУ занимались решением задач повышенной сложности.
- ГДЕ(ТО) на СЕВЕРО(ЗАПАДЕ) грохотал гром и сверкали молнии.
- (ПО)ПРЕЖНЕМУ маршруту мы уже не пойдём, выберем КАКОЙ(НИБУДЬ) другой путь.
Ответ: 34
Задание 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Нравстве(1)ая жизнь в совреме(2)иках Лермонтова была соверше(3)о парализова(4)а.
Ответ: 4
Задание 16
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Сова тиха да птиц душит.
- Мой спутник был в обыкновенном чёрном костюме шерстяном свитере полотняной рубашке.
- Буран и вьюга и холода задерживали наше продвижение.
- Днём и ночью шли дожди и нам пришлось отложить поход и скучать дома.
- Ваш собеседник должен иметь возможность высказать свою мысль до конца и вы должны слушать его молча.
Ответ: 145
Задание 17
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лес (1) наряженный в серебристый иней (2) окружал нас (3) потряхивая (4) заснеженными верхушками.
Ответ: 123
Задание 18
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лирика А.А. Ахматовой (1) безусловно (2) неотъемлемая часть нашей культуры, и (3) по убеждению А.Т. Твардовского (4) она никогда не утратит свежести на древе русской поэзии.
Ответ: 1234
Задание 19
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На раскидистых ветвях древней ели (1) самая верхушка (2) которой (3) была рассечена молнией (4) висели гроздья шишек.
Ответ: 14
Задание 20
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.
Ответ: 124
Задание 21
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как бы нам хотелось: зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
(2) Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати, который часто приходил к нам в деревню и приносил дары леса: то белые грибы, то решето брусники.
(3) Однажды Ваня, выкопав маленькую берёзку, обложил корни её сырым мхом, принёс нам и сказал: «Вот эту берёзку посадите в деревянную кадку и поставьте в тёплой комнате, и она всю зиму будет зелёная».
(4) В саду уже поселилась осень: горели тёмным пурпуром клёны, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке, кое-где на берёзах в саду появились жёлтые пряди, но берёза в комнате, казалось, всё молодела.
(5) В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука: пастуший рожок пел в темноте. (6) Я оделся и вышел в сад, где всё падали и падали листья. (7) Я вернулся в комнаты: в них было темно, сонно. (8) В бледном свете зари стояла маленькая берёза, и вдруг я заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев лежало на полу. (9) Комнатная теплота не спасла берёзу, и через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах.
(По К. Г. Паустовскому)
Ответ: 14578
Задание 22
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) А вдали, чернея, выползают тучи. И ревёт сердито грозная река.
(С.А. Есенин)
Б) Не волнуйся, не плачь, не труди
Сил искипящих и сердца не мучай.
(Б.Л. Пастернак)
В) Руга! Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита.
(А.С. Пушкин)
Г) Редкая птица долетит до середины Днепра.
(по Н.В. Гоголю)
Д) О родная земля! Я твоей красотой растревожен. Всё проходит, но ты оставайся такой на века.
(К.В. Скворцов)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
- бессоюзие
- анафора
- антитеза
- лексический повтор
- гипербола
- риторическое обращение
- аллитерация
- ассонанс
- метонимия
Ответ: 71956
Как писать сочинение ЕГЭ?
Делимся универсальными клише, которые подойдут к сочинению ЕГЭ по любому тексту.
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Закончив обучение в Педагогическом институте, Евгения Андреевна Сазонова вернулась в родной город, чтобы надолго остаться в нём.
(2)Путь от вокзала пешком немного утомил её. (3)И на минуту она присела на скамейку рядом с мальчиком. (4)Он, подняв голову, задумчиво, блестящими глазами смотрел вверх, в небо. (5)Невысоко над городом летели журавли. (6)Она проводила их взглядом. (7)Потом обернулась к мальчику и спросила его.
— (8)А хочется тебе быть птицей?
(9)И мальчик, не задумываясь, ответил, что хочется.
(10)Она рассмеялась и пошла дальше. (11)А мальчик, обернувшись, долго смотрел ей вслед.
(12)Она же шла, не оборачиваясь, и думала о том, удастся ли ей победить этих мальчиков, из которых каждый хочет быть птицей?
(13)На следующий день Евгения Андреевна пошла в школу. (14)Она вошла в класс и стала у окна. (15)Она старалась угадать, скучный ли предстоит им урок.
(16)Угадать было нетрудно по тому страшному крику, какой стоял после того, как в класс вошёл учитель истории. (17)Он помолчал немного, и в глазах его отразилось то тоскливое выражение, какое бывает у человека, когда он не знает, о чём через минуту будет говорить.
— (18)Сейчас я вам расскажу о появлении первых людей на территории СССР, — начал он. — (19)Тише, тише!
(20)Но ребята не сидели тихо, хотя учитель уже рассказывал им урок.
(21)Ах, он рассказывал так скучно, что, приведя наконец в уныние сорок человек детей и сам придя в окончательную уныние, он схватил со стола новый учебник истории и прочёл две страницы вслух.
(22)Евгении Андреевне было немного стыдно за учителя, и, чтобы скрыть это чувство, она прошлась по рядам между партами.
(23)Дети следили за ней. (24)Но лицо её было спокойно, и они не могли угадать, о чём она думает.
(25)А она думала вот о чём.
«(26)Зачем человеку быть учителем, если природа не дала ему на то дара? (27)Почему человек, не имеющий никакого призвания к живописи, и не предполагает даже, что мог бы вдруг стать художником? (28)Но почему-то каждый полагает, что он может быть учителем. (29)А ведь и преподавание, пожалуй, тоже талант. (30)А есть ли у меня этот талант?» — с тревогой спросила она себя.
(31)В начале урока Евгении Андреевны дети немного притихли. (32)Но ненадолго.
(33)Тонко звенело стальное перо, зацеплённое тяжёлой крышкой. (34)Две девочки, положив на парту рукоделье, вышивали. (35)И на трёх мальчиков сразу напал неудержимый кашель.
(36)Она не сделала ни одного замечания. (37)Она хорошо знала, как бесполезны они бывают порой.
— (38)А теперь, — сказала учительница, — будем заниматься. (39)Вы остановились на Грибоедове…
— (40)Нет, нет! — крикнула стриженая девочка. — (41)Мы уже прошли «Горе от ума».
— (42)На чём же вы остановились?
— (43)На «Евгении Онегине».
(44)Учительница с недоумением посмотрела на детей, потом опустила глаза и усмехнулась. (45)Она поняла. (46)Теперь дети проверяли её. (47)И эта детская хитрость привела её в полное спокойствие.
— (48)Хорошо, начнём с «Евгения Онегина». (49)На какой главе вы остановились?
— (50)На пятой! — снова крикнула девочка.
— (51)Начнём с пятой главы.
— (52)Нет, на второй! — крикнул ещё кто-то.
— (53)Отлично, можно начать и со второй.
— (54)А у нас книг нет, мы не знали.
— (55)Нам книги не потребуются, — спокойно сказала Евгения Андреевна.
(56)Дети с любопытством следили за ней. (57)Как она будет читать? (58)Неужели без книжки, по памяти?
(59)Она читала негромко, сочным и ясным голосом, расходившимся широко, и при одном звуке его невольно вспоминалась детям их спокойная, текущая по полям река, свежий воздух и журавли, неторопливо плывущие в небо. (60)И сердца их, бывшие до этого далеко от неё, словно на другом конце света, теперь становились рядом, прильнув к ней.
(61)Никто не пошевелился, дети сидели затаив дыхание, даже тогда, когда Евгения Андреевна закончила.
— (62)До свидания, — сказала она. — (63)Уже был звонок.
(64)Она быстро шла по длинному коридору сквозь толпу шумевших ей навстречу детей, и никогда ещё будущее так широко не раскрывалось перед ней, никогда ещё жизнь не казалась ей такой прочной и ясной, бегущей по одному глубокому руслу.
(По Р. И. Фраерману)
Рувим Исаевич Фраерман (1891–1972) — советский детский писатель и журналист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
Задание 23
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Героиня рассказа приехала в родной город, чтобы преподавать историю.
- Коллега Евгении Андреевны на протяжении всего урока читал вслух учебник и привёл в уныние весь класс.
- Учительница не уверена в том, что у неё есть педагогический талант.
- Ученики приветливо встретили Евгению Андреевну, и многие из них вызвались отвечать.
- Чтение Евгенией Андреевной «Евгения Онегина» заставило детей замолчать и прислушаться к голосу учительницы.
Ответ: 35
Задание 24
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- В предложениях 1–7 представлено повествование.
- В предложениях 26–30 представлено описание.
- В предложении 37 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 36.
- Предложение 46 противопоставлено по содержанию предложению 45.
- В предложении 60 содержится следствие из того, о чём говорится в предложении 59.
Ответ: 135
Задание 25
Из предложений 59–64 выпишите один фразеологизм.
Ответ: затаивдыхание
Задание 26
Среди предложений 45–55 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 47 (но задание некорректное, потому что в 47 есть еще союз и однокоренное слово; в предложениях 51 и 53 слова «пятой» и «второй» стоят не в том же падеже, что в предыдущих)
Сочинение
Какое значение в жизни человека имеют книги?






