Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Русские появились на Урале в XV веке. Их привлекала пушнина. Она была нужна не только для тёплых шуб. В России не было <…> месторождений золота, а экономика без него существовать не может. Откуда взять золото? Из Европы. А что отдавать взамен? Меха стали важнейшим русским экспортом.
Тогда же появилось на Северном Урале последнее княжество Древней Руси — Первая Великая Чердынь. И пришедшие русичи вступили в контакт с аборигенами Урала: зырянами, вогулами и остяками, познакомились с их обрядами и воззрениями. Истории о встречах с таёжными жителями передавались из уст в уста и превращались в сказки. Например, святилище уральцев выглядело так: глухая полянка в дебрях, а на ней маленький домик на двух столбах, чтобы не забрался медведь. В домике лежала резная кукла, одетая в национальную одежду, которая называлась яга. В святилище находились связки пушнины. Лиходеи не прочь были ограбить его, но за святотатство местные жители могли и убить.
И вот потом какой-нибудь ловкий бывалец, сидя на печи, рассказывал детишкам: стоит, мол, в лесу избушка на курьих ножках, и живёт в ней баба в яге. Баба-Яга, — «нос в потолок врос», и не любит она гостей,сожрать их готова. Эти рассказы легли в основу народных преданий и сказок. Так родился на этой земле фольклор.
(По А. Иванову)
Задание 1
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ответ: своих
Задание 2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
- ПОЯВИТЬСЯ. Приехать, прибыть куда-либо или возникнуть где-либо, оказаться в поле зрения кого-либо; показаться. Вот-вот должна появиться деревня. На пороге появилась девушка. На востоке появляется первая полоска зари.
- СВЯТИЛИЩЕ. Здание или помещение для совершения религиозных обрядов (обычно у язычников); храм. Святилище богов. Святилище Перуна.
- ГЛУХОЙ. Достигший высшей точки проявления; полный, совершенный. Глухое молчание. Глухая тишина. Глухая полночь.
- НАЦИОНАЛЬНЫЙ. Выражающий характерные особенности какой-либо нации, национальности; свойственный какой-либо нации, национальности. Национальная культура. Национальное училище.
- РОДИТЬСЯ. только 3 лицо. Появиться, возникнуть. Родились новые традиции и обычаи. На глазах родился новый город.
Ответ: 245
Задание 3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
- Автор в свободной форме, рассчитанной на широкую аудиторию, рассказывает о некоторых фактах истории Урала, о появлении преданий и сказок, что позволяет отнести текст к публицистическому стилю.
- Во втором (2) и в третьем (3) абзацах текста автор показывает своё видение того, как появились некоторые сказочные герои.
- В тексте используется только стилистически нейтральная лексика, так как он посвящён историческим фактам, передача которых требует от автора объективности.
- Автор использует в первом (1) абзаце текста вопросно-ответную форму изложения для привлечения внимания читателя.
- Эпитеты в третьем (3) абзаце («народных преданий», «на этой земле») создают яркий образ персонажа сказок — Бабы-Яги.
Ответ: 124
Задание 4
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
- плодонОсить
- гналАсь
- свЕрлит
- закупОрив
- дОнизу
Ответ: 25
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Нужно было подтереть лужу в ВАННЕ после купания детей.
Человек стремится создать ГАРМОНИЧНОЕ пространство вокруг себя.
Всеобъемлющее равноправное ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ партнёрство и стратегическое взаимодействие между государствами выходят на новый уровень.
Семейство Демидовых — ЗАЧИНАТЕЛЕЙ горного дела в России — известно с конца XVII столетия.
В исследовании обобщены многолетние научные и народные наблюдения за изменением климата и ЛЕДОВЫХ условий в регионе Берингова пролива.
Ответ: ванной
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В XV веке улица называлась Арбатской, в XVII веке она стала Смоленской, в 1946 году — улицей Калинина, в 1990 году её снова переименовали в Новый Арбат.
Ответ: снова
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
новых ПОЛОТЕНЕЦ
приехал к НЕМУ
ТРОИХ девушек
гораздо ХУЖЕ
к первому МАРТА
Ответ: трёх
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Те, кто хотел бы поехать на экскурсию, собрались возле школы ранним утром, когда солнце только что взошло.
- По возвращении в Петербург М.В. Ломоносов очень скоро стал известен как авторитетный учёный.
- С природой мы поступаем бездумно, не отягощая себя сомнениями.
- Лишь прочитав «Обломова», я понимаю, что даже хороший и умный человек, не имеющий стремления к развитию, может прожить жизнь беспечно, став рабом собственной лени.
- Есть категория людей, ищущая во всём подвоха и которая причины поступков видит в личном интересе.
- Возвращаясь домой после прогулки, было пасмурно и ветрено, и казалось, что собирается дождь.
- По окончанию школы выпускники собираются поступать в средние специальные или высшие учебные заведения.
- Все, кто не потерял ещё головы, был против восхождения на вершину во время внезапно начавшейся метели.
- В драме «Грозе» А.Н. Островский показал, как патриархальные порядки тормозят прогресс.
Ответ: 87965
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- бюлл..тень, ап..лляция, дел..катес
- б..гровый, утр..мбовать, к..сательная (к кривой)
- ид..алист, просв..щение, ист..на
- г..потеза, ун..зительный, ол..цетворение
- отр..сль, разб..гатеть, гр..моздкий
Ответ: 24
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- пер..группировка, н..весомость, цр..дчувствовать
- бе..церемонный, ра..считать, и..чезнуть
- пред..январский, с..экономить, ин..екция
- пр..творить (в жизнь), пр..бывать (в унынии), пр..следовать (нарушителя)
- р..сстаться, цр..славянский, цр..бабушка
Ответ: 1245
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- продл..вая, эмал..вый
- застра..вать, (первая) красав..ца
- усидч..вый, забол..вать
- яблон..вый, растра..ваться
- клетч..тый, завистл..вый
Ответ: 12
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- подстрел..нный, обессил..вший (от усталости)
- расстила..мый, (вы) дума..те (, что он приедет?)
- дыш..щий, (коты) мурлыч..т
- жажд..щий (успеха), противореч..щий
- повенч..нный, (они) назнач..т (цену)
Ответ: 125
Задание 13
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
- Голос матери был отнюдь (НЕ)МЯГКИЙ, как я и ожидал.
- Совершенно (НЕ)СПРАВЕДЛИВО то, что приносит зло другому человеку.
- Ваш собеседник (НЕ)ДОЛЖЕН напрягаться, слушая вас.
- (НЕ)ЗАВЕРШЁННУЮ вовремя работу пришлось перенести на следующий месяц.
- Иммунитет (НЕ)ДОСЫПАЮЩЕГО человека хуже сопротивляется вирусам.
Ответ: 134
Задание 14
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
- Мы не отрывались от окон (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего пути, (ПО)СКОЛЬКУ красота была необыкновенная.
- ЧТО(БЫ) хорошо сдать экзамен по литературе, нужно (НА)ИЗУСТЬ выучить несколько стихотворений.
- (В)ВИДУ нелётной погоды мы не попали на конференцию (ВО)ВРЕМЯ.
- (НА)КОНЕЦ мы договорились (НА)СЧЁТ распределения объектов.
- (НЕ)СМОТРЯ на позднее время, туристы всё (ПО)ПРЕЖНЕМУ сидели у костра и тихонько пели под гитару.
Ответ: 234
Задание 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
В вершинах сосен и листве(2)иц, разброса(3)ых рядом с нехоже(4)ой тропинкой, мерцали звёзды, как позолоче(5)ые украшения.
Ответ: 14
Задание 16
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Невыразимое чувство наполняет меня в осеннем лесу хочется петь и душа трепещет в радостном волнении.
- На рукописях редактор не только делал пометки но и тщательно исправлял красным карандашом описки и расставлял пропущенные знаки препинания.
- В плотном тумане не то что окрестных красот не видно но и дорогу в метре от себя не разглядишь.
- В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.
- Поздно вечером я лёг спать мне удалось уснуть почти сразу.
Ответ: 235
Задание 17
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Они (1) дружившие с детства (2) стояли на лугу (3) подняв головы к сияющему солнечному небу (4) и (5) улыбаясь.
Ответ: 123
Задание 18
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ты (1) верно (2) Моцарт (3) чем-нибудь (4) расстроен?
Ответ: 123
Задание 19
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я знал (1) что есть прекрасные стихи (2) и не догадывался (3) каковы они (4) и зачем они мне нужны.
Ответ: 123
Задание 20
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прокофьев говорил (1) что писательство есть самое тяжёлое и заманчивое занятие в мире (2) и (3) что (4) если бы он не был геологом (5) то сделался бы писателем.
Ответ: 15
Задание 21
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) В Спасское-Лутовиново, где жил Тургенев, я приехал во второй половине ноября. (2) В парке стало совершенно безлюдно и тихо: мемориальный музей был уже закрыт.
(3) В усадьбе уцелело многое: флигель, погреб, конюшня, каретный сарай, церковь, правда, без колокольни…
(4) Мне приятно снять с полки первое издание писем Ивана Сергеевича и процитировать отрывок из его письма Я.П. Полонскому от 30 мая 1882 года: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которую я уж, вероятно, не увижу».
(5) Хватает за сердце от этих слов, полных любви и грусти, от этого обращения к дубу, так естественно ставшему образом далёкой родины. (6) Много раз я замечал: человеку для выражения любви к самому великому и необычному нужна всего лишь точка приложения его чувств. (7) Что-то небольшое, вещественное, очень простое.
Ответ: 26
Задание 22
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) А каждый читатель как тайна… (А.А. Ахматова)
Б) Мне хотелось бы понять, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник? (По Н.В. Гоголю)
В) Догорает в руке моей тонкая жизни свеча. (К.В. Скворцов)
Г) Вижу птичье пёрышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. (По В.П. Астафьеву)
Д) Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву. (К.Д. Бальмонт)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
- ассонанс
- инверсия
- антитеза
- литота
- гипербола
- сравнение
- парцелляция
- анафора
- эпифора
Ответ: 69278
Как писать сочинение ЕГЭ?
Делимся универсальными клише, которые подойдут к сочинению ЕГЭ по любому тексту.
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1) На пароходе было тесно. (2) Повсюду сидели амурские рыбаки и старатели*. (3) И невесело было у всех на душе. (4) Владивосток был занят японцами, на Хабаровск наступали чехи, калмыковцы, семёновцы.
(5) Хоть на короткое время, но враг одолел, и приходилось кому уходить в тайгу, кому скрываться в городе или уезжать туда, где тебя никто не мог бы знать. (6) Среди этой толпы был и я.
(7) У меня ничего не было: ни сундучка, ни денег, ни хлеба. (8) Обувь моя была разбита, и одежда протёрлась во многих местах. (9) Оставалась тужурка, почти новая, тёплая. (10) И я подстилал её под спину, когда ложился спать на палубе, потому что собственные кости причиняли мне нестерпимую боль. (11) Под голову клал книгу — «Детство» и «В людях» Максима Горького.
(12) Эту книгу я унёс из библиотеки, в которую пошёл потому, что там давали бесплатно кусок хлеба и книжку. (13) Я взял первую же предложенную книгу и, грызя хлеб, долго читал, заливаясь слезами. (14) «И я, и я прошёл через это страшное детство. (14) И я был теперь в людях».
(15) Хлеб я съел, а книгу потихоньку унес, оставив у библиотекаря залог — свою сибирскую папаху.
(16) И вот теперь я стоял без шапки и такой же голодный, как вчера, но с книгой, засунутой за ремень, свободно обнимавший моё исхудалое тело.
(1) Двое пассажиров завтракали: ели огурцы с хлебом и сало. (18) Запах хлеба и сала заставил меня содрогнуться всем телом. (19) От голода снова закружилась голова. (20) Я подполз к баку и напился холодной воды. (21) Потом снова сел, глядя в лица старателей.
(22) «Неужели, — думал я, — они не предложат мне поесть?»
(23) Но старатели не замечали моего взгляда. (24) Тогда я спросил их:
— (25)Знаете ли вы Максима Горького?
(26) Они удивились. (27) Оба перестали есть и, подумав секунду, ответили:
— (28) Слыхали, как же.
— (29) А хотите, я вам прочту его книгу? (30) Ничего, вы ешьте, а я вам буду читать.
(31) И я начал читать. (32) Голос мой порою затихал от слабости и горло сжимали спазмы, но я долго читал им дивную повесть о великой судьбе и страданиях Алексея Пешкова.
(33) Когда же я кончил и посмотрел вокруг, то удивился глубокой тишине и молчанию.
(34) Старатели сидели задумавшись, опустив глаза и руки.
(35) Наконец, один из них сказал мне:
— (36) Друг, побереги эту книгу для нас.
— (37) А куда вы едете? — спросил я.
— (38) Куда все едут, — ответил он и показал в ту сторону, откуда наплывали на нас горы, холодный ветер и леса.
— (39)Что вы будете делать?
— (40) На рыбные промыслы наймёмся, а не то в тайгу подадимся, на прииски, золото рыть.
(41) Я не знал ничего: ни как роют золото, ни как ловят рыбу — и сказал без всякой надежды.
— (42) Не возьмёте ли вы и меня с собой?
(43) Старатель посмотрел на меня с недоверием: я был мал ростом и тощ.
(44) Но, заглянув в мои голодные глаза и потом в книгу, лежавшую у меня на коленях, он молча протянул мне на острие ножа кусок сала и пододвинул корзину с хлебом.
— (45) Прости, друг, — сказал он, — до того не догадался. (46) А теперь ешь. (48) Ешь хорошо, — повторил он, — и побереги эту книгу для нас. (48) Пойдём с нами, будем вместе работать.
(49) И в ту ночь я лёг на палубу сытый и был сыт на другой день и на третий. (50) Я нашёл в этих людях друзей, с которыми потом в тайге провёл счастливые годы.
Старатель — тот, кто занимается кустарной добычей золота.
(По Р. И. Фраерману)
Рувим Исаевич Фраерман (1891–1972) — советский детский писатель и журналист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
Задание 23
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- События рассказа происходят на пароходе.
- Рассказчик пришёл в библиотеку, потому что любил читать, и долго выбирал книгу.
- Книга Максима Горького тронула рассказчика, так как он увидел сходство между сюжетом произведения и собственной жизнью, своим опытом.
- Старатели заинтересовались книгой и попросили рассказчика почитать её вслух.
- Произведение Максима Горького пробудило в слушателях чувство сострадания к ближнему.
Ответ: 24
Задание 24
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- Предложения 4, 5 поясняют содержание предложения 3.
- В предложениях 7–10 содержатся элементы описания.
- В предложениях 17–23 представлено повествование.
- Предложение 42 содержит вывод из предложений 40, 41.
- Предложение 44 противопоставлено по содержанию предложению 43.
Ответ: 123
Задание 25
Из предложений 11–18 выпишите контекстные синонимы.
Ответ: папахушапки
Задание 26
Среди предложений 21–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 23
Сочинение
Какое значение в жизни человека имеют книги?






