Ответы на ЕГКР 9.12.25. Вариант №952

6 мин.

ЕГКР по русскому, 9 декабря 2025, №952

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Русские появились на Урале в XV веке. Их привлекала пушнина. Она была нужна не только для тёплых шуб. В России не было <…> месторождений золота, а экономика без него существовать не может. Откуда взять золото? Из Европы. А что отдавать взамен? Меха стали важнейшим русским экспортом.

Тогда же появилось на Северном Урале последнее княжество Древней Руси — Первая Великая Чердынь. И пришедшие русичи вступили в контакт с аборигенами Урала: зырянами, вогулами и остяками, познакомились с их обрядами и воззрениями. Истории о встречах с таёжными жителями передавались из уст в уста и превращались в сказки. Например, святилище уральцев выглядело так: глухая полянка в дебрях, а на ней маленький домик на двух столбах, чтобы не забрался медведь. В домике лежала резная кукла, одетая в национальную одежду, которая называлась яга. В святилище находились связки пушнины. Лиходеи не прочь были ограбить его, но за святотатство местные жители могли и убить.

И вот потом какой-нибудь ловкий бывалец, сидя на печи, рассказывал детишкам: стоит, мол, в лесу избушка на курьих ножках, и живёт в ней баба в яге. Баба-Яга, — «нос в потолок врос», и не любит она гостей,сожрать их готова. Эти рассказы легли в основу народных преданий и сказок. Так родился на этой земле фольклор.

(По А. Иванову)

Задание 1

Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Ответ: своих

Задание 2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  1. ПОЯВИТЬСЯ. Приехать, прибыть куда-либо или возникнуть где-либо, оказаться в поле зрения кого-либо; показаться. Вот-вот должна появиться деревня. На пороге появилась девушка. На востоке появляется первая полоска зари.
  2. СВЯТИЛИЩЕ. Здание или помещение для совершения религиозных обрядов (обычно у язычников); храм. Святилище богов. Святилище Перуна.
  3. ГЛУХОЙ. Достигший высшей точки проявления; полный, совершенный. Глухое молчание. Глухая тишина. Глухая полночь.
  4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ. Выражающий характерные особенности какой-либо нации, национальности; свойственный какой-либо нации, национальности. Национальная культура. Национальное училище.
  5. РОДИТЬСЯ. только 3 лицо. Появиться, возникнуть. Родились новые традиции и обычаи. На глазах родился новый город.

Ответ: 245

Задание 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

  1. Автор в свободной форме, рассчитанной на широкую аудиторию, рассказывает о некоторых фактах истории Урала, о появлении преданий и сказок, что позволяет отнести текст к публицистическому стилю.
  2. Во втором (2) и в третьем (3) абзацах текста автор показывает своё видение того, как появились некоторые сказочные герои.
  3. В тексте используется только стилистически нейтральная лексика, так как он посвящён историческим фактам, передача которых требует от автора объективности.
  4. Автор использует в первом (1) абзаце текста вопросно-ответную форму изложения для привлечения внимания читателя.
  5. Эпитеты в третьем (3) абзаце («народных преданий», «на этой земле») создают яркий образ персонажа сказок — Бабы-Яги.

Ответ: 124

Задание 4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  1. плодонОсить
  2. гналАсь
  3. свЕрлит
  4. закупОрив
  5. дОнизу

Ответ: 25

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Нужно было подтереть лужу в ВАННЕ после купания детей.

Человек стремится создать ГАРМОНИЧНОЕ пространство вокруг себя.

Всеобъемлющее равноправное ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ партнёрство и стратегическое взаимодействие между государствами выходят на новый уровень.

Семейство Демидовых — ЗАЧИНАТЕЛЕЙ горного дела в России — известно с конца XVII столетия.

В исследовании обобщены многолетние научные и народные наблюдения за изменением климата и ЛЕДОВЫХ условий в регионе Берингова пролива.

Ответ: ванной

Задание 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В XV веке улица называлась Арбатской, в XVII веке она стала Смоленской, в 1946 году — улицей Калинина, в 1990 году её снова переименовали в Новый Арбат.

Ответ: снова

Задание 7

В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

новых ПОЛОТЕНЕЦ
приехал к НЕМУ
ТРОИХ девушек
гораздо ХУЖЕ
к первому МАРТА

Ответ: трёх

Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Те, кто хотел бы поехать на экскурсию, собрались возле школы ранним утром, когда солнце только что взошло.
  2. По возвращении в Петербург М.В. Ломоносов очень скоро стал известен как авторитетный учёный.
  3. С природой мы поступаем бездумно, не отягощая себя сомнениями.
  4. Лишь прочитав «Обломова», я понимаю, что даже хороший и умный человек, не имеющий стремления к развитию, может прожить жизнь беспечно, став рабом собственной лени.
  5. Есть категория людей, ищущая во всём подвоха и которая причины поступков видит в личном интересе.
  6. Возвращаясь домой после прогулки, было пасмурно и ветрено, и казалось, что собирается дождь.
  7. По окончанию школы выпускники собираются поступать в средние специальные или высшие учебные заведения.
  8. Все, кто не потерял ещё головы, был против восхождения на вершину во время внезапно начавшейся метели.
  9. В драме «Грозе» А.Н. Островский показал, как патриархальные порядки тормозят прогресс.

Ответ: 87965

Задание 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. бюлл..тень, ап..лляция, дел..катес
  2. б..гровый, утр..мбовать, к..сательная (к кривой)
  3. ид..алист, просв..щение, ист..на
  4. г..потеза, ун..зительный, ол..цетворение
  5. отр..сль, разб..гатеть, гр..моздкий

Ответ: 24

Задание 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пер..группировка, н..весомость, цр..дчувствовать
  2. бе..церемонный, ра..считать, и..чезнуть
  3. пред..январский, с..экономить, ин..екция
  4. пр..творить (в жизнь), пр..бывать (в унынии), пр..следовать (нарушителя)
  5. р..сстаться, цр..славянский, цр..бабушка

Ответ: 1245

Задание 11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. продл..вая, эмал..вый
  2. застра..вать, (первая) красав..ца
  3. усидч..вый, забол..вать
  4. яблон..вый, растра..ваться
  5. клетч..тый, завистл..вый

Ответ: 12

Задание 12

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. подстрел..нный, обессил..вший (от усталости)
  2. расстила..мый, (вы) дума..те (, что он приедет?)
  3. дыш..щий, (коты) мурлыч..т
  4. жажд..щий (успеха), противореч..щий
  5. повенч..нный, (они) назнач..т (цену)

Ответ: 125

Задание 13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

  1. Голос матери был отнюдь (НЕ)МЯГКИЙ, как я и ожидал.
  2. Совершенно (НЕ)СПРАВЕДЛИВО то, что приносит зло другому человеку.
  3. Ваш собеседник (НЕ)ДОЛЖЕН напрягаться, слушая вас.
  4. (НЕ)ЗАВЕРШЁННУЮ вовремя работу пришлось перенести на следующий месяц.
  5. Иммунитет (НЕ)ДОСЫПАЮЩЕГО человека хуже сопротивляется вирусам.

Ответ: 134

Задание 14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

  1. Мы не отрывались от окон (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего пути, (ПО)СКОЛЬКУ красота была необыкновенная.
  2. ЧТО(БЫ) хорошо сдать экзамен по литературе, нужно (НА)ИЗУСТЬ выучить несколько стихотворений.
  3. (В)ВИДУ нелётной погоды мы не попали на конференцию (ВО)ВРЕМЯ.
  4. (НА)КОНЕЦ мы договорились (НА)СЧЁТ распределения объектов.
  5. (НЕ)СМОТРЯ на позднее время, туристы всё (ПО)ПРЕЖНЕМУ сидели у костра и тихонько пели под гитару.

Ответ: 234

Задание 15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

В вершинах сосен и листве(2)иц, разброса(3)ых рядом с нехоже(4)ой тропинкой, мерцали звёзды, как позолоче(5)ые украшения.

Ответ: 14

Задание 16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Невыразимое чувство наполняет меня в осеннем лесу хочется петь и душа трепещет в радостном волнении.
  2. На рукописях редактор не только делал пометки но и тщательно исправлял красным карандашом описки и расставлял пропущенные знаки препинания.
  3. В плотном тумане не то что окрестных красот не видно но и дорогу в метре от себя не разглядишь.
  4. В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.
  5. Поздно вечером я лёг спать мне удалось уснуть почти сразу.

Ответ: 235

Задание 17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Они (1) дружившие с детства (2) стояли на лугу (3) подняв головы к сияющему солнечному небу (4) и (5) улыбаясь.

Ответ: 123

Задание 18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ты (1) верно (2) Моцарт (3) чем-нибудь (4) расстроен?

Ответ: 123

Задание 19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я знал (1) что есть прекрасные стихи (2) и не догадывался (3) каковы они (4) и зачем они мне нужны.

Ответ: 123

Задание 20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прокофьев говорил (1) что писательство есть самое тяжёлое и заманчивое занятие в мире (2) и (3) что (4) если бы он не был геологом (5) то сделался бы писателем.

Ответ: 15

Задание 21

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) В Спасское-Лутовиново, где жил Тургенев, я приехал во второй половине ноября. (2) В парке стало совершенно безлюдно и тихо: мемориальный музей был уже закрыт.
(3) В усадьбе уцелело многое: флигель, погреб, конюшня, каретный сарай, церковь, правда, без колокольни…
(4) Мне приятно снять с полки первое издание писем Ивана Сергеевича и процитировать отрывок из его письма Я.П. Полонскому от 30 мая 1882 года: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которую я уж, вероятно, не увижу».
(5) Хватает за сердце от этих слов, полных любви и грусти, от этого обращения к дубу, так естественно ставшему образом далёкой родины. (6) Много раз я замечал: человеку для выражения любви к самому великому и необычному нужна всего лишь точка приложения его чувств. (7) Что-то небольшое, вещественное, очень простое.

Ответ: 26

Задание 22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) А каждый читатель как тайна… (А.А. Ахматова)

Б) Мне хотелось бы понять, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник? (По Н.В. Гоголю)

В) Догорает в руке моей тонкая жизни свеча. (К.В. Скворцов)

Г) Вижу птичье пёрышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. (По В.П. Астафьеву)

Д) Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву. (К.Д. Бальмонт)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

  1. ассонанс
  2. инверсия
  3. антитеза
  4. литота
  5. гипербола
  6. сравнение
  7. парцелляция
  8. анафора
  9. эпифора

Ответ: 69278

Как писать сочинение ЕГЭ?

Делимся универсальными клише, которые подойдут к сочинению ЕГЭ по любому тексту.

Прочитайте текст и выполните задания 23–27.

(1) На пароходе было тесно. (2) Повсюду сидели амурские рыбаки и старатели*. (3) И невесело было у всех на душе. (4) Владивосток был занят японцами, на Хабаровск наступали чехи, калмыковцы, семёновцы.
(5) Хоть на короткое время, но враг одолел, и приходилось кому уходить в тайгу, кому скрываться в городе или уезжать туда, где тебя никто не мог бы знать. (6) Среди этой толпы был и я.
(7) У меня ничего не было: ни сундучка, ни денег, ни хлеба. (8) Обувь моя была разбита, и одежда протёрлась во многих местах. (9) Оставалась тужурка, почти новая, тёплая. (10) И я подстилал её под спину, когда ложился спать на палубе, потому что собственные кости причиняли мне нестерпимую боль. (11) Под голову клал книгу — «Детство» и «В людях» Максима Горького.
(12) Эту книгу я унёс из библиотеки, в которую пошёл потому, что там давали бесплатно кусок хлеба и книжку. (13) Я взял первую же предложенную книгу и, грызя хлеб, долго читал, заливаясь слезами. (14) «И я, и я прошёл через это страшное детство. (14) И я был теперь в людях».
(15) Хлеб я съел, а книгу потихоньку унес, оставив у библиотекаря залог — свою сибирскую папаху.
(16) И вот теперь я стоял без шапки и такой же голодный, как вчера, но с книгой, засунутой за ремень, свободно обнимавший моё исхудалое тело.
(1) Двое пассажиров завтракали: ели огурцы с хлебом и сало. (18) Запах хлеба и сала заставил меня содрогнуться всем телом. (19) От голода снова закружилась голова. (20) Я подполз к баку и напился холодной воды. (21) Потом снова сел, глядя в лица старателей.
(22) «Неужели, — думал я, — они не предложат мне поесть?»
(23) Но старатели не замечали моего взгляда. (24) Тогда я спросил их:
— (25)Знаете ли вы Максима Горького?
(26) Они удивились. (27) Оба перестали есть и, подумав секунду, ответили:
— (28) Слыхали, как же.
— (29) А хотите, я вам прочту его книгу? (30) Ничего, вы ешьте, а я вам буду читать.
(31) И я начал читать. (32) Голос мой порою затихал от слабости и горло сжимали спазмы, но я долго читал им дивную повесть о великой судьбе и страданиях Алексея Пешкова.
(33) Когда же я кончил и посмотрел вокруг, то удивился глубокой тишине и молчанию.
(34) Старатели сидели задумавшись, опустив глаза и руки.
(35) Наконец, один из них сказал мне:
— (36) Друг, побереги эту книгу для нас.
— (37) А куда вы едете? — спросил я.
— (38) Куда все едут, — ответил он и показал в ту сторону, откуда наплывали на нас горы, холодный ветер и леса.
— (39)Что вы будете делать?
— (40) На рыбные промыслы наймёмся, а не то в тайгу подадимся, на прииски, золото рыть.
(41) Я не знал ничего: ни как роют золото, ни как ловят рыбу — и сказал без всякой надежды.
— (42) Не возьмёте ли вы и меня с собой?
(43) Старатель посмотрел на меня с недоверием: я был мал ростом и тощ.
(44) Но, заглянув в мои голодные глаза и потом в книгу, лежавшую у меня на коленях, он молча протянул мне на острие ножа кусок сала и пододвинул корзину с хлебом.
— (45) Прости, друг, — сказал он, — до того не догадался. (46) А теперь ешь. (48) Ешь хорошо, — повторил он, — и побереги эту книгу для нас. (48) Пойдём с нами, будем вместе работать.
(49) И в ту ночь я лёг на палубу сытый и был сыт на другой день и на третий. (50) Я нашёл в этих людях друзей, с которыми потом в тайге провёл счастливые годы.

Старатель — тот, кто занимается кустарной добычей золота.

(По Р. И. Фраерману)

Рувим Исаевич Фраерман (1891–1972) — советский детский писатель и журналист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Задание 23

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. События рассказа происходят на пароходе.
  2. Рассказчик пришёл в библиотеку, потому что любил читать, и долго выбирал книгу.
  3. Книга Максима Горького тронула рассказчика, так как он увидел сходство между сюжетом произведения и собственной жизнью, своим опытом.
  4. Старатели заинтересовались книгой и попросили рассказчика почитать её вслух.
  5. Произведение Максима Горького пробудило в слушателях чувство сострадания к ближнему.

Ответ: 24

Задание 24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложения 4, 5 поясняют содержание предложения 3.
  2. В предложениях 7–10 содержатся элементы описания.
  3. В предложениях 17–23 представлено повествование.
  4. Предложение 42 содержит вывод из предложений 40, 41.
  5. Предложение 44 противопоставлено по содержанию предложению 43.

Ответ: 123

Задание 25

Из предложений 11–18 выпишите контекстные синонимы.

Ответ: папахушапки

Задание 26

Среди предложений 21–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: 23

Сочинение

Какое значение в жизни человека имеют книги?

Поделиться

Предмет
Предметы, которые сдаешь