Шаблон сочинения ЕГЭ 2025

5 мин.

Обложка статьи "Шаблон сочинения ЕГЭ 2025"

В прошлой статье мы уже подробно рассказали о сочинении ЕГЭ. Сегодня мы поделимся универсальным шаблоном, который поможет тебе написать хорошую работу. Если ты еще не начал(а) готовиться к экзаменам, то сейчас — самое время! Присоединяйся к нашему курсу подготовки к ЕГЭ по русскому: научим писать сочинение на максимум баллов 😉

Структура работы

включает шесть компонентов:

  • проблема,
  • авторская позиция,
  • пример № 1 + микровывод,
  • пример № 2 + микровывод,
  • анализ связи примеров,
  • собственная позиция.

Обрати внимание: работа не должна быть слишком объемной, иначе есть риск допустить обидные ошибки, не успеть все проверить и перенести ответы на чистовик. Мы рекомендуем писать в среднем 250 слов (но не менее 150).

Теперь разберем каждый элемент структуры подробнее.

Проблема

В этом году тебе не нужно искать ее самостоятельно, просто забираешь формулировку из задания. Первый абзац будет выглядеть так:

<проблема> На этот вопрос отвечает в предложенном тексте автор.

Авторская позиция

Может находиться в любом месте в работе (до или после комментария). Есть несколько лайфхаков, чтобы найти в тексте АП:

  1. Посмотри в последний абзац предложенного отрывка (часто АП там прямо выражена);
  2. Попробуй мысленно поспорить с автором, тогда главная мысль станет яснее;
  3. Найди в приведенном отрывке главную (анти)ценность.

Клише для ввода АП: Автор считает, что…

Комментарий

Включает:

  • пример № 1, № 2 + микровывод к каждому,
  • анализ связи примеров,

Примеры в комментарии — это авторские аргументы, которые подтверждают его мнение о проблеме. Они тесно связаны с проблемой и АП, бывают нескольких видов:

  • Высказывание авторитетного человека (в публицистике);
  • Конкретный пример (поступок героя, случай, чувства);
  • Логическое обоснование (сам автор доказывает свою мысль без примера, логически).

Клише для ввода примеров:
№ 1:
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме / Отвечая на данный / предложенный вопрос, И. И. Иванов (во-первых) пишет о…

№ 2:
Далее автор обращает внимание читателя на / подчеркивает / отмечает…, во-вторых…, …также
если есть противопоставление: однако, напротив;

У каждого примера-иллюстрации должно быть пояснение — микровывод о том, зачем автор привёл этот пример, как он помогает доказать АП Микровывод должен содержать (лучше авторскую, но можно и читательскую) действий героя, ситуаций, предложенных в тексте и т. д.

Пояснение стоит начинать словами: таким образом; читатель понимает, что…

Комментарий завершается анализом связи. На курсе мы рекомендуем использовать два типа связи: противопоставление и дополнение. Конечно, в реальности типов связи больше, но не все эксперты их засчитывают, поэтому мы определяем только два.

Клише для анализа связи:

  • Противопоставление:

Противопоставление приведённых примеров помогает писателю показать контраст между…

  • Дополнение:

Приведённые примеры дополняют друг друга, помогая писателю показать / доказать / описать / подчеркнуть… не только … но и…

Вот как выглядит комментарий, написанный нашим учеником:

«Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор пишет о Павле Георгиевиче Сафонове, воспоминания которого »… возвращали его в давний прожитый (а может быть, непрожитый) мир, говорили, напоминали, что ему уже за сорок и что не так много сделано в его жизни, где давно, отмеченная прочными вехами, первая молодость прошла«. Становится очевидно, что благодаря воспоминаниям и их анализу человек может делать выводы о своей жизни.

Далее Ю.В. Бондарев обращает внимание читателя на то, что герою захотелось «… вспомнить то наивное, давнее и милое, что уже никогда не повторится, но что все-таки было когда-то в его жизни». Читатель понимает, что, обращаясь к своим воспоминаниям, человек может снова проживать приятные моменты, когда-то произошедшие с ним.

Приведенные примеры дополняют друг друга, помогая писателю доказать, что воспоминания помогают человеку не только анализировать свою жизнь, но и мысленно возвращаться в прошлое, наполненное счастливыми моментами».

Собственная позиция

Здесь тебе нужно выразить свое мнение насчет авторской позиции по данной проблеме: согласиться или не согласиться с ней. Но одного твоего отношения будет недостаточно: тебе нужно подтвердить собственную позицию аргументом из

  • жизни (про прабабушку, подругу, любимую мягкую игрушку и собственное детство);
  • литературы (можно не писать ни фамилию автора, ни название произведения);
  • кинематографа, биологии, политики и т.д. (помни, что в работе лучше избегать использования терминологии).

Важно: нельзя приводить аргументы из

  • Комиксов
  • Аниме
  • Манги
  • Фанфиков
  • Графических романов
  • Компьютерных игр

Помни: СП должна содержать пояснение — микровывод, который делает из примера аргумент, подтверждающий твою позицию.

Клише для ввода СП:

Я согласен(-на) (Позволю себе не согласиться) с позицией И. И.
Иванова, потому что знаю множество примеров, подтверждающих (опровергающих) её. Так, … + аргумент + микровывод.

Вот и все! Теперь ты знаешь, из каких частей состоит работа. Если хочешь улучшить свои баллы за пробники, читай другие наши статьи — найдешь для себя много полезного:

Поделиться

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.