Речевые ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку

4 мин.

речевые ошибки в сочинении ЕГЭ

Один из критериев, по которому оценивают сочинение ЕГЭ по русскому 2025 — это соблюдение речевых норм (К10). Всего можно получить за него 3 балла, но часто выпускники не понимают, что вообще такое эти речевые нормы и за какие ошибки они допускают. Чтобы писать идеальные сочинения, необходимо разбираться в этом вопросе, эта статья поможет тебе узнать, за что снимают баллы по К10.

Что такое речевые ошибки?

Они связаны с использованием языковых единиц, чаще всего — с нарушением лексических норм, то есть с неправильным употреблением слов. Их можно выявить только в контексте, в отличие от грамматических, которые заметны и без особого контекста.

Основные виды речевых ошибок в сочинении

Для начала важно понимать, что типов речевых ошибок очень много, но на ЕГЭ оценивают не все из них. ФИПИ опубликовал список, согласно которому проверяют сочинения на экзамене:

1. Тавтология — употребление однокоренных слов рядом друг с другом. Кстати, на ЕГЭ ставят речь только в случае, если слово повторяется в абзаце 3 раза, то есть за один повтор ты не должен потерять баллы.

Пример: В этой статье разбирается разбор речи в сочинении.

2. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм — повтор слов одинаковых или близких по значению.

Пример: очень прекрасный, в своем тексте автор рассказывает нам о природе.

3. Нарушение лексической сочетаемости

Пример: цена за молоко подорожала (вместо «увеличилась» или «возросла»).

4. Смешение паронимов. Этот термин знаком тебе из задания 5.

Пример: она одела куртку, я приняла эффектные меры для подготовки к ЕГЭ.

5. Речевая недостаточность — пропуск необходимых для контекста слов.

Пример: чтобы привлечь читателей к проблеме → привлечь внимание читателей.

6. Неуместное употребление разговорной речи. При написании сочинения важно понимать, что работа должна быть выдержана в определенном стиле. Поэтому недопустима не только разговорная лексика, но и фразеологизмы (исключения составляют те, что использованы автором в исходном тексте).

Пример: текст разбередил во мне старые раны, герой бедолага.

7. Употребление слов в несвойственных им значениях.

Пример: Я была шокирована прекрасным исполнением песни.

8. Неразличение синонимичных слов.

Пример: в конечном (правильно: последнем) абзаце автор обращается к читателю.

9. Неоправданное повторение слов в предложении / соседних предложениях.

Пример: Герой не думает о последствиях. Герой даже не осознает, что он сделал не так. Очевидно, что во втором предложении можно заменить повтор местоимением «он».

10. Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Очень расплывчатая формулировка, поскольку у каждого проверяющего свои критерии оценивания бедности 🙂

Пример: Когда писатель приехал в деревню, он встретил друга детства. Когда они поздоровались, писатель пошел в свой родной дом. Одинаковое построение предложений.

11. Неудачное употребление местоимений.

Пример: Этот текст написал Д. С. Лихачев. Он (текст или автор?) относится к публицистическому стилю. В своей голове у меня возникла мысль.

Как избежать речевых ошибок?

Главный совет (он применим и для выявления других типов ошибок в сочинении) — внимательно проверяй свою работу 🙂 Для избежания повторов и тавтологий используй синонимы, но не заигрывайся, чтобы не допустить ошибку под номером 8 в нашем списке. Разговорные и эмоционально-окрашенные слова, фразеологизмы, сленг, художественные средства выразительности — наши враги. Не старайтесь написать красиво, наша задача сделать так, чтобы по критериям эксперт не смог придраться к сочинению. Чем проще мы будем писать, тем меньше шансов потерять баллы на речи.

Поделиться

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.