Вокруг все только и говорят, что об изменениях в критериях оценивания сочинения ЕГЭ. Кто-то считает, что теперь писать его будет легче, кто-то придерживается мнения, что задание все-таки стало сложнее. Предлагаем не верить никому на слово, а еще раз пройтись по всем изменениям, посмотреть пример сочинения нового формата, написанного действующим экспертом ЕГЭ, и понять, проще стало или сложнее. Спойлер: мы считаем, что задачу 11-классникам усложнили.
Сочинения на максимум с реального ЕГЭ по русскому языку 2024 года
Собрали 10 идеальных сочинений наших выпускников, чтобы у тебя был образец!
Что изменилось в сочинении ЕГЭ по русскому языку?
Первое и самое важное — теперь проблема дается ученику в самом задании, не нужно искать ее в тексте и придумывать, как получше сформулировать. В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, бывают очень сложные тексты, определиться с проблемой в них достаточно тяжело, поэтому новая версия задания упрощает школьникам задачу. Но с другой стороны, если раньше можно было выделить в тексте несколько проблем и выбрать ту, в которой больше всего уверен (писать комментарий по которой проще всего), то сейчас 11-классники лишены такой возможности.
Раз проблему больше формулировать не нужно, значит, и критерий, по которому этот пункт оценивался, исключили.
Убрали также и К6 — богатство речи, балл за него перенесли в К10 — соблюдение речевых норм, за него в 2025 году можно будет получить 3 балла. За грамматические нормы максимальный балл тоже подняли до 3.
В обосновании собственной позиции по проблеме больше нельзя приводить примеры из комиксов, манги, фанфиков, графических романов и компьютерных игр. Аргументы из жизни использовать по-прежнему допускается, и мы рекомендуем делать именно так, чтобы не схлопотать фактическую или логическую ошибки.
0 баллов получит 11-классник за несоблюдение этических норм (К6): нельзя приводить примеры экстремистских и/или иных запрещённых к производству и распространению среди несовершеннолетних материалов / социально неприемлемого поведения людей и использовать высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации, в том числе иностранные слова, имеющие аналоги в русском языке.
Последнее изменение касается количества слов. Минимум все еще 150, но если раньше можно было написать более 69, чтобы твою работу оценили хотя бы по некоторым критериям, то сейчас этот порог подняли до 99. Сочинение, в котором слов меньше, обнуляется.
За 27 задание 11-классник может получить 22 первичных балла, а это около 45 вторичных. Именно поэтому нельзя пренебрегать подготовкой к сочинению: от успешно написанной работы зависит успех на экзамене.
Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку
Если ты читал(а) нашу статью по сочинению 2024 года, то помнишь, что мы рекомендовали писать 6 абзацев:
- Проблема
- Пример 1 + микровывод
- Пример 2 + микровывод
- Анализ связи
- Авторская позиция
- Собственная позиция
Да, без вступления и заключения, чтобы минимизировать риски снижения баллов за логику.
В принципе в структуре работы ничего не изменилось, только проблему теперь не нужно формулировать самостоятельно. Но тебе наверняка встречался и другой вариант порядка абзацев:
- Проблема
- Авторская позиция
- Пример 1 + микровывод
- Пример 2 + микровывод
- Анализ связи
- Собственная позиция
Нам кажется не очень логичным, что свое мнение мы выражаем не сразу после обозначения позиции автора. Да и писать такую работу будет сложнее, поскольку придется несколько раз переформулировать тезис из авторской позиции разными словами. В таком случае есть шанс потерять баллы за логику и/или речь.
Сочинение ЕГЭ-2025 по тексту из демоверсии
Анна Солдаева — эксперт ЕГЭ (тот, кто проверяет сочинения на реальном экзамене) и преподаватель онлайн-школы insperia, написала сочинение по тексту В. П. Катаева, который вы можете найти в демоверсии на сайте ФИПИ. Клише мы выделили жирным шрифтом, можешь использовать их при написании своих работ.
ПРОБЛЕМА
Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?
ПЕРВЫЙ ПРИМЕР
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, В. П. Катаев пишет о наводчике Ковалёве, к которому в батарее сначала относились с недоверием из-за «добродушной, сугубо гражданской внешности», однако уже в первом бою он показал себя «знатоком своего дела», «виртуозом». Становится очевидно, что облик человека может не отражать его способностей и талантов.
ВТОРОЙ ПРИМЕР
Далее автор отмечает, что во время Великой Отечественной войны Ковалёв сначала показался «дедушкой», а уж точно не «лихим солдатом», но на самом деле ” за четверть века, которые прошли между двумя … войнами, он не только не утратил своего мастерства, но как-то ещё больше в нём окреп«. К тому же новые задачи, поставленные перед артиллерией, открыли в герое качества, которые «в прежней войне не могли проявиться». Читатель понимает, что общепринятые представления о возрасте и профессии человека (Ковалёв в мирное время руководил птицефабрикой) иногда мешают сделать верные выводы о том, на что он способен.
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ И ЕЕ АНАЛИЗ
Приведённые примеры дополняют друг друга, позволяя писателю показать, что не стоит оценивать людей не только по внешности и манерам, но даже по профессии и возрасту, потому что первое впечатление может быть ошибочным.
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
В. П. Катаев считает, что часто внешний вид человека, первоначальное представление о нём не соответствуют его сущности, потому что личность раскрывается в действиях и поступках.
СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Я согласна с позицией автора, потому что знаю множество примеров, подтверждающих её. Так, моя преподавательница по русскому очень чувствительная и эмоциональная, что в обществе принято расценивать как признаки слабой личности. Но в действительности она проявляет недюжинную силу характера: успешно обучает тысячи ребят русскому языку, руководит командой из почти 100 человек, хорошо преодолевает трудности и испытания, а способность сопереживать и мягкость делают её человечным преподавателем и лидером. Следовательно, всё-таки не стоит на основании первого впечатления делать выводы о людях, потому что их способности могут полностью проявиться только в деятельности и её результатах.
Количество слов: 300
Такая работа на экзамене будет оценена в 22 балла. Как видишь, мы стремимся максимально упростить сочинение, чтобы минимизировать количество ошибок. Ведь логично, что чем больше слов мы напишем, тем выше риск где-нибудь ошибиться. Это в итоговом сочинении допускается 5 ошибок на каждые 100 слов, а на ЕГЭ такая роскошь непозволительна.
Как подготовиться к сочинению ЕГЭ по русскому языку?
Нет другого варианта, кроме как писать и писать сочинения по разным текстам — простым и сложным. Можешь поискать в интернете прошлогодние варианты и взять тексты из них, чтобы их сложность была максимально приближена к реальному экзамену. Ищи такие, к которым есть ключи, чтобы была возможность себя проверить.
Желательно писать хотя бы одно сочинение в неделю и периодически отдавать свои работы на проверку экспертам ЕГЭ, чтобы получить действительно качественную обратную связь, а не начитаться мифов и потерять из-за этого баллы на экзамене.
Доверяй только той информации, подтверждение которой есть в официальных документах, тогда никакие мифы не смогут сбить тебя с толку и у тебя все получится!
Часто задаваемые вопросы
Сколько баллов можно получить за сочинение ЕГЭ по русскому языку?
В 2025 году сочинение ЕГЭ оценивается в 22 первичных балла, это около 45 вторичных.
Можно ли приводить в сочинении ЕГЭ примеры из жизни?
Да, согласно критерию № 3, для аргументации собственной позиции можно использовать примеры из жизненного опыта.
Как писать сочинение ЕГЭ по критериям 2025 года?
Мы рекомендуем следовать этому плану, чтобы минимизировать кол-во логических ошибок:
- Проблема
- Пример 1 + микровывод
- Пример 2 + микровывод
- Анализ связи
- Авторская позиция
- Собственная позиция
Бесплатный вводный урок в школе insperia