Сохрани эту страницу — мы будем регулярно добавлять новые ссылки по мере их появления на сайте!
Информатика (6 июня)
География (6 июня)
Русский язык (9 июня)
Ответы на реальные задания ОГЭ
Задание 1
Какие два из перечисленных понятий используются для обозначения государственных символов?
Герб, конституция, гимн, парламент, правительство.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из
них.
Ответ:
1) Герб, гимн
2) Герб — отличительный знак, являющийся официальной эмблемой государства; изображается на флагах, денежных знаках, печатях и некоторых официальных документах. ИЛИ Гимн — торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Прибыль, образование, государство, федерация, рыночная конкуренция.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из
них.
Ответ:
1) Государство, федерация.
2) Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. ИЛИ Федерация — устойчивый союз административно-территориальных единиц (штатов, земель, республик), самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании форм политического участия граждан?
Выборы, уплата налогов, сохранение природы, членство в партии, военная служба.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ:
1) Выборы, членство в партии.
2) Выборы — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования. ИЛИ Членство в политической партии — это статус участника политической партии, который дает право на участие в деятельности партии, на получение информации о ее деятельности, на участие в выборах и других политических мероприятиях.
Задание 2
Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Обогащая таким образом свой социальный опыт, Саша развивается как
1) гражданин
2) индивид
3) личность
4) сын
Ответ: 3.
Задание 3
Науки принято разделять на предметные области, к естественным наукам относится
1) история
2) математика
3) философия
4) биология
Ответ: 4.
Авторизуйся в телеграм-боте,
чтобы читать статьи полностью
Чтобы смотреть статьи целиком, активируй ТГ-бота и получи код авторизации
Активируй тг-бот и введи код подверждения из тг-ботаВведи код подтверждения из тг-бота
После активации бот прислал тебе 4-х значный кодЗадание 4
Верны ли следующие суждения о патриотизме?
A. Патриотизм проявляется в готовности подчинить свои интересы интересам Родины.
Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 4.
Задание 5
Для иллюстрации какой формы (вида) деятельности может быть использовано изображение женщины на фотографии? (Укажите не конкретное, а наиболее общее название.) Объясните, в чём состоит сущность данной формы (вида) деятельности. Какова положительная роль данной деятельности в жизни человека? Как Вы думаете, какие качества необходимы женщине, изображённой на фотографии, чтобы её деятельность была успешной? (Укажите любые два качества.)

Ответ:
1) Труд
2) Труд — форма деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
3) Данная форма деятельности направлена на достижение практически полезного результата, требует наличия мастерства, умений, знаний.
4) Необходимые качества: дисциплина, ответственность, коммуникабельность, трудолюбие.
Какая ситуация в межличностных отношениях может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии ? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два конструктивных способа поведения в подобной ситуации, которые приведут к её успешному разрешению. Кратко поясните преимущества каждого из способов.

1) Межличностный конфликт
2) Два конструктивных способа поведения в подобной ситуации:
– Компромисс (решение конфликта (проблемы) через взаимные уступки сторон.
– Переговоры (решение конфликта (проблемы) через обсуждение, когда каждая из сторон имеет равные возможности в контроле ситуации и принятии решения.)
Какая форма (область) духовной культуры может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии? (Укажите не конкретное, а наиболее общее название.) Объясните, в чём заключается сущность этой формы (области) духовной культуры. Почему деятельность, связанную с данной формой (областью) духовной культуры, называют творческой? Какие виды выделяют в этой форме (области) духовной культуры? (Назовите любые два вида, кроме изображённого на фотографии.)

Ответ:
1) Искусство
2) Форма духовной культуры, связанная со способностью человека к отражению действительности в художественных образах
3) Деятельность, связанную с данной формой (областью) духовной культуры, называют творческой, так как в процессе создания достижений искусства человек создает что-то принципиально новое, не существующее раньше.
4) Литература, музыка, театр.
Какая социальная роль может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите и кратко поясните любые два права, соответствующие этой социальной роли.

Ответ:
1) Потребитель
2) Права потребителей:
– право на безопасность товара. Приобретаемый товар должен быть безопасным для жизни и здоровья потребителя.
– право на информацию о товарах. Потребитель в праве потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе.
Для иллюстрации какой ветви государственной власти может быть использована данная фотография? Как называется парламент России? Каковы полномочия Государственной Думы? (Назовите два полномочия.) Какую роль выборы играют в жизни общества?

Ответ:
1) Данная фотография может быть использована для иллюстрации законодательной ветви власти.
2) Федеральное собрание — двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган.
Два полномочия Государственной Думы:
1. Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
2. Объявление амнистии.
3) Выборы позволяют гражданам принять непосредственное участие в политической жизни страны, что благоприятно сказывается на развитии и укреплении гражданского общества.
Какая группа глобальных проблем современного общества может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите две другие группы глобальных проблем современного общества и поясните, в чём их опасность.

Ответ:
1) Экологические проблемы
2) Политические проблемы (например, угроза ядерной войны) – если она разразится, может стать трагическим финалом всей истории человечества.
Социально-экономические проблемы (например, разрыв в уровне развития между развитыми странами и развивающимися) – низкий уровень развития развивающихся стран ведет к возникновению продовольственной проблемы.
Для иллюстрации какой формы (вида) деятельности может быть использовано изображение женщины на фотографии? (Укажите не конкретное, а наиболее общее название.) Объясните, в чём состоит сущность данной формы (вида) деятельности. Какова положительная роль данной деятельности в жизни человека? Как Вы думаете, какие качества необходимы женщине, изображённой на фотографии, чтобы её деятельность была успешной?

Ответ:
1) труд.
2) Труд — форма деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Данная форма деятельности направлена на достижение практически полезного результата, требует наличия мастерства, умений, знаний.
3) Необходимые качества: дисциплина, ответственность, коммуникабельность, трудолюбие.
Как называют члена коллектива, который принимает решения и оказывает влияние на других для достижения цели? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два качества личности, позволяющих успешно играть эту роль, и кратко поясните значение каждого из качеств.

Ответ:
1) Лидер
2) Умение убеждать. Лидер должен уметь эффективно взаимодействовать с людьми: доносить свои мысли, убеждать, что позволит вести команду за собой. Ответственность. Способность брать ответственность не только за себя, но и за членов группы за принимаемые решения и их последствия.
Задание 6
Пятнадцатилетняя Альбина искала работу, график которой можно было бы совместить с учёбой в школе. В Интернете она нашла предложение следующего содержания: «Работа в удобное время. Вышивание картин. 2500 рублей за одну картину. Для получения расходных материалов для первого заказа вы должны перечислить 500 рублей на электронный кошелёк работодателя! Торопитесь! Осталось 5 вакансий!» Как Вы оцените ситуацию с точки зрения достижения цели Альбины? Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Ответ:
1) Альбина, вероятнее всего, не устроится на работу, поскольку требование купить у “работодателя” материалы для выполнения заказа, скорее всего, говорит о том, что это объявление написали мошенники, которые таким образом собирают деньги с доверчивых соискателей работы;
2) Альбине не стоит платить за материалы и найти другие вакансии.
Супруги Ложкины работают в агрохолдинге. Их дети выросли, создали свои семьи и живут отдельно. Часть своих доходов супруги объединяют, а часть оставляют на личные нужды. Около 15% бюджета семья отводит на организацию досуга. Супруги владеют собственным домом, на приусадебном участке выращивают овощи и фрукты.
Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод об уровне доходов семьи Ложкиных? К какому типу (виду) относят бюджет семьи Ложкиных?
Ответ:
1) Около 15 % бюджета семья отводит на организацию досуга.
2) Долевой бюджет.
Борис размышляет о том, какой вклад в банке ей открыть: до востребования или срочный. Каковы достоинства вклада до востребования? (Укажите любые два достоинства.) В чем его основной недостаток?
Ответ:
1) Достоинства вклада до востребования:
• Возможность быстрого доступа к своим средствам без потери процентов.
• Отсутствие ограничений на снятие денег.
• Низкие требования к минимальному размеру вклада.
2) Недостаток: более низкий процент по сравнению со срочным вкладом
Учитель на уроке предложил ученикам охарактеризовать науку и религию. Сравните эти две области (формы) духовной культуры. Выберите и запишите вначале номера черт сходства, а затем номера черт отличия.
1) объяснение важнейших вопросов в жизни людей
2) вера в возможность взаимодействия человека со сверхъестественными силами
3) поиск объективных теоретических знаний о мире
4) влияние на формирование мировоззрения человека
Ответ: 1432.
Задание 7
Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1) прибыль
2) земля
3) налоги
4) заработная плата
Ответ: 2.
Задание 8
В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудятся в промышленности и сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Промышленное производство сосредоточено на крупных предприятиях.
2) В стране гарантировано равенство различных форм собственности.
3) Отношения между работником и работодателем регулируются трудовым законодательством.
4) Несовершеннолетним работникам предоставляются льготы.
Ответ: 2.
Задание 9
Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
A. Под ограниченность ресурсов понимают их недостаточность для создания необходимых товаров и услуг в сравнении с безграничными человеческими потребностями.
Б. Ограниченность ресурсов требует от общества разумной организации его хозяйственной деятельности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3.
Задание 10
Семья – это
1) большая социальная группа
2) социальный институт
3) сфера общественной жизни
4) этническая общность
Ответ: 1.
Задание 11
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
A. Стремление сторон отстоять свои позиции – одна из причин социального конфликта.
Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3.
Задание 12
В городе Z в ходе социологического опроса гражданам задавали вопрос: «Поможет ли использование электронных средств обучения повысить успеваемость школьников?»

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Ответ:
а) сходство: большинство опрошенных в обеих социальных группах считают, что использование электронных средств обучения повысит успеваемость школьников (это может быть связано с тем, что в современном мире люди не представляют свою жизнь без гаджетов, поэтому они понимают, что использование их по делу поможет улучшить обучение)
б) различие: среди учителей болеее популярно мнение о том, что успеваемость снизится после внедрения электронных средств, чем среди обучающихся (это может быть связано с тем, что учителя осознают, что гаджеты отвлекают учеников и снижают их концентрацию на процессе усвоения информации)
В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Каким государственным институтам вы доверяете?» (можно было дать несколько ответов). Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Ответ:
а) сходство: среди граждан обеих социальных групп доверяют больше всего Президенту (это может быть связано с харизматичным типом лидерства в стране, благодаря которому граждане доверют личности Президента)
б) различие: среди городских жителей доверие к Парламенту выше, чем среди сельских жителей (это может быть связано с тем, что люди в сельской местности не знают о деятельности Парламента, так как он меньше популяризируется в СМИ)
В ходе социологического опроса пар, расторгнувших брак, им задавали вопрос: «Кто из супругов виноват в разводе?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Ответ:
а) О сходстве: 20% опрошенных мужчин и женщин считают, что в разводе виноваты оба партнера в равной степени (так как в современном обществе все чаще признается, что ответственность за развод несут оба супруга, поскольку взаимоотношения в браке являются взаимными и зависят от обоих партнеров).
б) О различии: 40% мужчин считают, что в разводе никто не виноват (виноваты обстоятельства), в то время как только 10% женщин придерживаются той же точки зрения (это может быть обусловлено различными подходами в интерпретации причин развода: мужчины склонны видеть причины развода как результат внешних обстоятельств, в то время как женщины не придают этому фактору решающее значение).
Задание 13
В государстве Z в результате революции власть короля была ограничена законом. На основании этого факта можно сделать вывод том, что государство Z стало
1) демократической республикой
2) унитарным государством
3) конституционной монархией
4) абсолютной монархией
Ответ: 3.
Задание 14
Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
A. Для правового государства обязательно соблюдение принципа равенств всех перед законом и судом.
Б. Правовое государство может быть как монархическим, так и республиканским.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3.
Задание 15
Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ |
А) эстетическое отражение мира Б) вера в сверхъестественные силы В) многообразие художественных стилей Г) соблюдение ритуалов, обрядов Д) стремление к объективному познанию мира | 1) искусство 2) религия 3) наука |
Ответ: 12123.
Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ |
A) получение в наследство имущества родственника Б) обсу ждение предвыборной программы кандидата в депутаты B) торги на товарно-сырьевой бирже Г) избрание президента страны Д) музыкальный конкур | 1) политическая 2) экономическая 3) духовная |
Ответ: 21213.
Задание 16
Согласно Конституции Российской Федерации Государственная Дума
1) утверждает по представлению Президента Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации
2) осуществляет меры, направленные на снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окру жающую среду
3) осуществляет управление федеральной собственностью
4) решает вопрос о возможности использования Воору жённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
Ответ: 1.
Согласно Конституции Правительство России
1) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтёрской) деятельности
2) осуществляет помилование
3) назначает на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации
4) разрешает споры о компетенции между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации
Ответ: 1.
Сергей и Юля обратились в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС не приняли это заявление. Какая информация могла повлиять на их решение?
1) Невеста – мать двоих несовершеннолетних детей.
2) Жених состоит в другом браке, но со своей женой не проживает.
3) Жених не имеет постоянной работы.
4) Невеста на много лет старше жениха.
Ответ: 2.
Согласно Конституции Правительство России
1) принимает законы
2) осуществляет помилование
3) назначает на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации
4) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы
Ответ: 4.
Задание 17
Переход дороги в неустановленном месте нарушает нормы права
1) административного
2) уголовного
3) трудового
4) гражданского
Ответ: 1.
Задание 18
Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах?
A. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.
Б. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3.
Задание 19
На уроке учитель рассказывал ученикам о видах социальных норм. Сравните два вида социальных норм: моральные и правовые. Выберите и запишите вначале номера черт сходства, а затем номера черт отличия.
1) отражение воли государства
2) регулирование жизни общества
3) закрепление в официальных государственных документах
4) установление правил поведения
Ответ: 2413
Задание 20
Заполните пропуски в таблице.
Признак предпринимательства | Характеристика |
Получение прибыли | Стремление получить положительную разницу между доходами и затратами на производство или приобретение факторов производства |
… | Осуществление предпринимателем деятельности непосредственно от своего имени, по собственной воле и в собственных интересах |
Ответ: самостоятельность.
Задания по тексту 1
Бюджет состоит из двух частей – доходной и расходной. Через бюджет перераспределяются средства, собираемые с каждого гражданина и с каждого предприятия для решения важнейших государственных задач.
За счёт социальных расходов государство финансирует культуру
и науку, развивает образование, удовлетворяет минимальные потребности населения в медицинском обслуживании (поликлиники, скорая помощь), выплачивает пособия на детей и по безработице, пенсии по старости, стипендии студентам.
Расходы на управление связаны с обеспечением нормальной работы исполнительной, законодательной и судебной власти. Часть государственного бюджета направляется на оборону и безопасность государства.
Государственные расходы в области экономики имеют важное народно-хозяйственное значение, они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, осуществлению инвестиционной политики, проведению природоохранных мероприятий.
Доходную часть бюджета в основном составляют налоги. По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
(По материалам энциклопедии для детей)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
1. Структура государственного бюджета
2. Основные социальные расходы государства.
3. Расходы на управление и безопасность.
4. Расходы в области экономики.
5. Налоги как основной источник доходной части бюджета.
22. Из каких двух частей состоит бюджет? Каково назначение государственного бюджета? Какие четыре направления траты средств государственного бюджета указаны в тексте? (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)
Ответ:
1) Бюджет состоит из двух частей – доходной и расходной.
2) Через бюджет перераспределяются средства, собираемые с каждого гражданина и с каждого предприятия для решения важнейших государственных задач.
3) направления траты бюджетных средств: социальные траты, траты на обеспечение работы органов власти, траты в сфере обороны и безопасности, траты в области экономики
23. Какие виды налогов названы в тексте? Объясните различие между ними. Приведите пример налога каждого вида.
Ответ:
В тексте названы прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенные налоги взимаются на товары и услуги и оплачиваются конечным потребителем через цену товара или услуги.
Примеры: К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. К прямым относят налог на доходы физических лиц, транспортный налог.
24. Все государства, помимо налоговых поступлений, изыскивают другие источники доходов государственного бюджета. Укажите один такой источник и поясните, с помощью каких мер государство может повысить его доходность.
Ответ: Продажа товаров другим странам. Государство может заключить контракт с другим государством на поставку своей продукции, чтобы получить доход от продажи товаров, произведенных государственными предприятиями.
Задания по тексту 2
Разделение властей предполагает организационную независимость трёх ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной – и разграничение функций между ними. Исторический опыт показывает, что если в одном органе или у одного лица сосредоточивается вся полнота власти, то неминуемо возникновение тирании. Чтобы этого не произошло, власть должна быть разделена между различными органами государства таким образом, чтобы они взаимно контролировали и сдерживали друг друга. В итоге, ни одна из ветвей власти не может подчинить себе другие. Они вынуждены соблюдать установленные законом правила взаимодействия. Как результат – верховенствует закон, а не чиновник.
Ещё в 1748 г. Ш. Монтескьё сформулировал этот принцип. «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то достичь свободы невозможно, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом.
Вместе с тем свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной, жизнь и свобода субъекта будет подвержена произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточённостью угнетателя».
Разделение властей – это не просто «разъединение государственных органов». Оно должно работать как система взаимных сдержек и противовесов.
(А.П. Герасимов, текст адаптирован)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
1) Причины возникновения принципа разделения властей.
2) Ш. Монтескьё как автор принципа разделения властей.
3) Важность отделения судебной ветви власти от законодательной и исполнительной.
4) Существование системы сдержек и противовесов как необходимое условия функционирования системы разделения властей.
22. Какие две характеристики принципа разделения властей описаны в тексте? Что, по мнению Ш. Монтескьё, может произойти в случае объединения законодательной и исполнительной власти у одного субъекта? Благодаря какому условию, по мнению автора, «ни одна из ветвей власти не может подчинять себе другую»?
Ответ:
1) Организационная независимость и разграничение функций.
2) Ш. Монтескьё считает, что в случае объединения законодательной и исполнительной власти у одного субъекта возникнет тирания и невозможность достижения свободы.
3) Автор считает, что благодаря существованию системы сдержек и противовесов ни одна из ветвей власти не может подчинять себе другую.
23. Назовите высший орган законодательной власти Российской Федерации и две его палаты. Приведите по два полномочия каждой из палат.
Ответ: Высший орган законодательной валсти в РФ – Федеральной собрание РФ, которое состоит из двух палат – Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ.
Полномочия Совета Федерации РФ:
1) назначение выборов Президента Российской Федерации
2) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты
Полномочия Государственной Думы РФ:
1) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации
2) объявление амнистии
24. В Российской Федерации судьи пользуются неприкосновенностью. Они, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства. Используя обществоведческие знания, приведите два обоснования необходимости особой защиты и независимости судей.
Ответ:
1. Особая защита судей и их имущества необходима для обеспечения независимости судебной власти. Судьи должны принимать решения, основываясь на законе и справедливости, без страха перед возможными репрессиями или давлением со стороны государственных органов, бизнеса или общества. Неприкосновенность судей гарантирует, что они могут выполнять свои функции без опасений за свою безопасность или безопасность своих близких, что в свою очередь способствует справедливым и объективным судебным разбирательствам.
2. Неприкосновенность судей способствует укреплению доверия граждан к судебной системе. Если общество знает, что судьи защищены от вмешательства и преследований, это увеличивает уверенность в том, что суды будут действовать беспристрастно и справедливо. Доверие к судебной системе является важным элементом правового государства, так как именно оно обеспечивает стабильность и защищает права граждан. Без этой защиты люди могут сомневаться в том, что решения судов действительно справедливы и принимаются в интересах общества.
Задания по тексту 3
Социологи используют термин супружеская нуклеарная семья. Это понятие обозначает семью, состоящую только из пары супругов и их детей. Нуклеарная семья в индустриальном обществе стала преобладать над распространённой ранее расширенной или многопоколенной семьёй. Последняя включает и других родственников: бабушек, дедушек и др.
Но семья не только уменьшилась в своём количественном составе. Изменились правовые основы семейных отношений, а также функции семьи. На одном полюсе мы обнаружим патриархальную семью Древнего Рима, в которой отец имел неограниченную власть, простиравшуюся вплоть до власти над жизнью и смертью каждого из членов семьи. На другом полюсе мы обнаружим семейное право современных западных обществ, в котором всё большее внимание уделяется независимым правам каждого члена семьи, включая детей, и можем говорить о семье демократического типа.
Произошло также существенное изменение экономической функции семьи – сдвиг от производства к потреблению. В прежние времена семья была единицей, участвующей в общественном производстве. Это справедливо в отношении и крестьянина, и ремесленника, и лавочника. Такая производственная функция семьи практически исчезла. Технологическое производство вытеснило семью из её древней производственной роли…
По оценкам ряда социологов происходит «сжатие» и образовательно-воспитательной функции семьи. Её всё шире начинает исполнять система дошкольных и школьных учреждений. Сокращение общественно значимых функций семьи, по мнению этих социологов, приводит к уменьшению её роли в обществе. Другие исследователи указывают на сохранение за семьёй иных важных функций.
(Адаптировано по П. Бергер, Р. Коллинз)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
1. Переход от расширенной к нуклеарной семье.
2. Изменения в правовом регулировании семейных отношений.
3. Изменения экономической функции семьи.
4. Сокращение остальных функций семьи.
22. Какое определение нуклеарной семьи приведено в тексте? Какие два типа семей, по мнению авторов, выделяют с точки зрения правовых основ семейных отношений? Какие две функции семьи, по их мнению, изменились в современном обществе?
Ответ:
1) Это понятие обозначает семью, состоящую только из пары супругов и их детей.
2) Выделяют патриархальные и демократические семьи с точки зрения правовых основ семейных отношений
3) В современном мире изменились экономическая и образовательно-воспитательная функции семьи.
23. Используя обществоведческие знания, укажите главную причину, которая привела к ослаблению производственной функции семьи. В чём конкретно выражается ослабление этой роли? (Приведите два примера.)
Ответ:
1) ослабление производственной функции семьи произошло из-за индустриализации общество, которое связано с переносом производства из семьи в специализированные производственные предприятия .
2) Примеры:
– в стране Y члены семьи Ивановых работают на разных предприятиях, в связи с чем они задействованы в производстве разных благ, которые не связаны с их семьей;
– в стране Y у людей есть возможность удовлетворять свои потребности благодаря различным фирмам по оказанию бытовых услуг, в связи с чем членам семьи Ивановых не нужно заниматься домашними делами.
24. В тексте приводится утверждение ряда социологов, что сокращение общественно значимых функций семьи приводит к уменьшению её роли в обществе. Согласны ли Вы с этим утверждением? Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Ответ:
Аргументы в поддержку утверждения о том, что сокращение общественно значимых функций семьи может привести к уменьшению её роли в обществе.
1. Семья выполняла множество общественно значимых функций, таких как воспитание детей, передача культурных и моральных ценностей, а также поддержка членов семьи в трудные времена. Когда эти функции начинают сокращаться, семья теряет свою ключевую роль в социализации и воспитании. Это может привести к тому, что дети будут менее привязаны к семейным традициям и ценностям и будут неспособны усваивать опыт предыдущего поколения. Это в итоге снизит уровень социальной ответственности индивидов и может привести к девиациям.
2. В традиционном обществе семья служила основным источником поддержки и взаимодействия между людьми. С сокращением её функций, появляется необходимость в других социальных структурах. Это может привести к разрыву межличностных связей и уменьшению уровня доверия между людьми. В результате семья как социальный институт теряет свою значимость и влияние на общество.
Задания по тексту 4
В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика – это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика – уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм.
Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести чёткую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, её составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, экономическая политика правительства оказывают существенное влияние на работу фирм.
Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли (Япония, США, страны Западной Европы), в других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей.
Другой важнейший показатель оценки экономики государства – валовой внутренний продукт (ВВП) – сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило, за год. Еще один важнейший показатель – уровень и качество жизни населения. Он отражает то, как происходит распределение и потребление товаров и услуг внутри общества, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин.
Наконец, существуют показатели общей экономической эффективности: производительность труда – то есть количество продукции, приходящееся на одного работающего в единицу времени; отдача основных фондов – количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды (здания, оборудование и т.д.).
(По материалам энциклопедии для школьников)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
1. Макроэкономика и микроэкономика
2. Взаимосвязь макро- и микроэкономики.
3. Показатели экономического развития
– отраслевая структура
– ВВП (ВНП)
– уровень и качество жизни
– показатели общей экономической эффективности
22. Какие два уровня экономики государства названы в тексте? Какое определение ВВП приведено в тексте? Какие два показателя общей экономической эффективности упомянуты в тексте?
Ответ:
1. Уровни экономики государства: макроэкономика и микроэкономика/макро- и микроуровни
2. ВВП – это сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило, за год.
3. Показатели общей эффективности: производительность труда, отдача основных фондов.
23. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами, как каждый из участников экономической жизни (правительство, производители, потребители) может использовать информацию об экономическом состоянии государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ:
1. Правительство. Правительство страны Н., проанализировав отчеты Министерства экономического развития о текущем состоянии ВВП, скорректировало свою экономическую политику – теперь она направлена на улучшение качества жизни людей в обществе.
2. Производители. Предприятие, добывающее нефть в стране Н., опираясь на данные об экономическом развитии, приняло решение об увеличении объемов добычи природного ресурса для дальнейшей продажи на рынке и увеличении своей прибыли.
3. Потребители. Граждане страны Н., ознакомившись с данными о текущем уровне экономического развития страны, стали открывать больше вкладов, так как банки стали предоставлять более выгодные условия в связи с ростом экономики.
24. Некий известный политик высказал мнение, что уровень и качество жизни населения не отражают уровня экономического развития страны, и целый ряд экспертов с ним согласился. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Ответ:
Если согласен:
1. В тоталитарном государстве, в котором качество жизни людей не является достойным, может быть развитая экономика, так как организовано хорошее управление производством в стране. Такие примеры известны истории.
2. Миры известны примеры, когда уравнительная плановая экономика, при которой все граждане имеют средний и невысокий доход, развивается и становится одной из ведущих в мире. Такой, например, может являться Китай, а прошлом – СССР.
Если не согласен:
1. В современном мире государства, в которых развита экономика, обеспечивают высокий уровень жизни населения, так как вкалывают средства в развитие социальной сферы.
2. В государствах с развитой экономикой рыночная система предоставляет потребителям выбор в области приобретения товаров и услуг, тем самым люди могут обеспечить себе более высокий уровень жизни, приобретая более качественные товары.
Задания по тексту 5
Статья 81
1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребёнка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трёх и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей.
2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом
с учётом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. < … >
Статья 86
1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжёлой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов
и размер этих расходов определяются судом исходя из материального
и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твёрдой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесённых дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.
Статья 87
1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются
с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей
и других заслуживающих внимания интересов сторон в твёрдой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. < … >
5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.
Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишённым родительских прав.
(Извлечения из Семейного кодекса Российской Федерации)
21. Сформулируйте название каждой из приведённых статей Семейного кодекса Российской Федерации.
Ответ:
Статья 81 – Законный размер алиментов.
Статья 86 – Дополнительные расходы на ребенка.
Статья 87 – Выплата детьми алиментов родителям.
22. В каком размере алименты взыскиваются судом ежемесячно на двух несовершеннолетних детей при отсутствии соглашения об уплате алиментов? Какие обстоятельства могут повлиять на размер этих долей? (Укажите любые два обстоятельства.) При каких условиях каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? (Укажите любые три таких условия.) (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)
Ответ:
1) При отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере на двух детей – одной трети заработка и (или) иного дохода родителей.
2) На размер долей могут повлиять такие обстоятельства, как материальное или семейное положение сторон и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
3) каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей при отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжёлой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств)
23. Как закон защищает интересы нетрудоспособных родителей? Как принцип справедливости реализован в имущественных отношениях родителей и совершеннолетних детей? Приведите пример, иллюстрирующий этот принцип.
Ответ:
1) Закон устанавливает, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
2) Право на получение алиментов с совершеннолетних трудоспособных детей зависит от надлежащего исполнения родителями своих родительских обязанностей, поскольку родители, которые уклонялись от выполнения своих родительских обязанностей, а также родители, лишенные родительских прав, могут быть лишены права на получение алиментов с их совершеннолетних детей.
24. Объясните, почему меры морального воздействия наряду с правовыми механизмами могут стать эффективным средством в борьбе со злостными неплательщиками алиментов. (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения.)
Ответ:
1) Моральное воздействие может создать общественное давление на неплательщиков алиментов. Когда общество осуждает уклонение от выполнения родительских обязательств, это может побудить злостных неплательщиков изменить свое поведение. Это, в свою очередь, может мотивировать их выполнять свои обязательства, чтобы избежать негативной реакции со стороны окружающих.
2) Моральные меры могут помочь восстановить или укрепить связи между родителями и детьми, а также между родителями и обществом в целом. Когда злостные неплательщики начинают осознавать свою ответственность и видят положительное влияние на своих детей, это может привести к изменению их поведения и выполнению алиментных обязательств.
Задания по тексту 6
Статья 265
Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию…
Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. <…>
Статья 266
Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Предусмотренные настоящей статьёй обязательные медицинские осмотры осуществляются за счёт средств работодателя. <…>
Статья 268
Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъёмочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. <…>
Статья 269
Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
(Извлечения из Трудового кодекса Российской Федерации)
21. Озаглавьте каждую из приведённых статей Трудового кодекса Российской Федерации.
Ответ:
Статья 265 – Запрет на труд несовершеннолетних в тяжелых условиях
Статья 266 – Необходимость обязательного медицинского осмотра несовершеннолетнего при приеме на работу
Статья 268 – Запреты в отношении командировок и работы вне нормального рабочего графика для несовершеннолетних.
Статья 269 – Расторжение трудового договора с несовершеннолетним.
22. На каких работах запрещено использовать труд лиц в возрасте до 18 лет? (Назовите любые три вида таких работ.) За чей счёт осуществляются обязательные медицинские осмотры несовершеннолетних работников? Согласие каких двух организаций (помимо соблюдения общего порядка) должен получить работодатель, захотевший расторгнуть трудовой договор
с несовершеннолетним работником? (Ответы на три вопроса даются только
с опорой на текст.)
Ответ:
1) Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию.
2) Предусмотренные обязательные медицинские осмотры осуществляются за счёт средств работодателя.
3) Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
23. О каком исключении из общих правил для несовершеннолетних творческих работников театра, кино, цирка, концертных и т.п. организаций идёт речь в приведённом фрагменте Трудового кодекса Российской Федерации? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения подобных исключений.
Ответ:
– На них не распространяется норма закона о запрещении направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет.
Причины:
– концерты, как правило, проходят в вечернее время, следовательно, несовершеннолетние работники вынуждены трудиться вечером;
– творческие коллективы часто ездят с гастролями, поэтому работодатели вынуждены отправлять несовершеннолетних работников в командировки.
24. В нашем обществе нет однозначного отношения к труду несовершеннолетних. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два аргумента (объяснения) «за» и два аргумента (объяснения) «против» труда несовершеннолетних.
Ответ:
Аргументы «за» труд несовершеннолетних:
1. Трудовая деятельность в молодом возрасте помогает подросткам развивать важные навыки, такие как ответственность, организованность и умение работать в команде. Эти навыки могут быть полезны в будущем, когда они вступят в взрослую жизнь и начнут искать постоянную работу.
2. Работая, несовершеннолетние могут зарабатывать собственные деньги, что способствует их финансовой независимости. Это может помочь им научиться управлять финансами, а также снизить зависимость от родителей, что важно для формирования их личности и уверенности в себе.
Аргументы «против» труда несовершеннолетних:
1. Работа может отвлекать несовершеннолетних от учебы и негативно сказываться на их успеваемости. Учащиеся могут испытывать трудности в совмещении работы и учёбы, что может привести к снижению качества образования и ограничению их будущих возможностей.
2. Несовершеннолетние работники могут быть более уязвимыми к эксплуатации, так как они часто не обладают достаточными знаниями о своих правах и возможностях защиты. В некоторых случаях работодатели могут использовать их неопытность, предлагая низкую оплату труда или создавая небезопасные условия работы.
Слив варианта с ответами
Задание 1
Какие из перечисленных понятий используются для обозначения форм территориального (государственного) устройства?
Демократия; федерация; республика: унитарное государство; монархия.
Ответ:
1) Монархия, республика
2) Монархия — это форма правления, при которой верхновная власть частично или полностью принадлежит одному лицу, то есть монарху, и передается по наследству.
Задание 2
Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?
- Купание верующих в проруби в праздник Крещения
- Покупка гражданами одежды из искусственного меха
- Открытие выставки художников-маринистов
- Создание сети национальных парков и заповедников
Ответ: 4.
Задание 3
Кристина учится в 8-м классе общеобразовательной школы. Дополнительно она посещает музыкальные занятия по классу гитары в центре детского творчества. На каком уровне образования находится Кристина?
1) начальное общее образование
2) основное общее образование
3) среднее профессиональное образование
4) среднее общее образование
Ответ: 2.
Задание 4
Верны ли следующие суждения о гуманизме?
А. Гуманизм предполагает внимание общества к проблемам развития личности.
Б. Следование гуманистическому идеалу повышает роль нравственных ценностей в жизни человека и общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3.
Задание 5
Рассмотрите фотографию.

Какую функцию денег иллюстрирует данная фотография? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два совета эффективной реализации данной функции денег для ведения домохозяйства. Кратко поясните каждый совет.
Ответ:
1) Средство накопления
2) Советы: 1 — регулярно откладывать определенный процент с дохода (для того чтобы эффективно формировать накопления в домохозяйстве, необходимо регулярно откладывать определенную сумму, чтобы каждый месяц накопления увеличивались и со временем сформировалась большая “подушка безопасности”); 2 — делать вклады в банк (если сбережения хранить на депозите в банке, то на этот депозит начисляются проценты, благодаря чему сумма увеличивается каждый месяц).
Задание 6
Василиса размышляет о том, какой вклад в банке ей открыть: до востребования или срочный. Что такое вклад? Что отличает срочный вклад от вклада до востребования? (Укажите любые две черты отличия.)
Ответ:
Вклад — денежные средства, переданные банку под проценты и на условиях возврата, определенных договором банковского вклада.
Вклад до востребования — это вид банковского вклада, по условиям которого срок или иное условие возврата вклада не устанавливаются, то есть вкладчик может закрыть счет по вкладу в любое время без потери процентов.
Срочный вклад — это вид банковского вклада, по условиям которого вклад открывается на условиях возврата вклада по истечении определённого договором срока (от 1 до 36 месяцев и более). Если вкладчик закроет счет по вкладу ранее оговоренного договором срока, то он потеряет либо все проценты по вкладу, либо их часть (в зависимости от условий договора).
Срочные вклады отличаются от вкладов до востребования следующими чертами:
• Срок действия. Срочные вклады имеют определенный срок действия, в течение которого вкладчик не может снять свои средства без потери процентов. Вклады до востребования обычно не имеют срока действия, и вкладчик может снять свои деньги без потери процентов в любое время.
• Процентная ставка. Срочные вклады обычно предлагают более выгодную процентную ставку.
Задание 7
К прямым налогам относится
1) акциз
2) таможенная пошлина
3) налог на имущество
4) налог с продаж
Ответ: 3.
Задание 8
В салоне красоты работают пять сотрудников, выполняющих стрижки и различные косметические процедуры. Этот салон красоты – один из самых известных в городе. Какой показатель работы каждого мастера отражает производительность труда в салоне?
1) использование профессиональных косметических средств,
2) периодическая переподготовка сотрудников,
3) обслуживание за смену каждым сотрудником в среднем пяти клиентов,
4) применение в работе современного оборудования
Ответ: 3.
Задание 9
Верны ли следующие суждения?
1) в условиях рыночной экономики невозможно существование государственной собственности
2) Государственная собственность является основой командной экономики
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2.
Задание 10
К основным признакам этноса относится
1) общность языка
2) разделение властей
3) государственный суверенитет
4) наличие аппарата управления
Ответ: 1.
Задание 11
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение влечёт только негативные последствия.
Б. Преступления не относят к наиболее опасным формам отклоняющегося поведения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 4.
Задание 12
В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «При заключении каких из перечисленных видов гражданско-правовых договоров вам чаще приходилось обращаться за помощью к специалистам?» (можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Задание 13
Что из перечисленного ниже характеризует любую политическую партию?
1) наличие региональных отделений
2) выражение интересов общества в целом
3) исключительное право издавать общеобязательные законы
4) притязание на власть, участие во власти
Ответ: 4.
Задание 14
Верны ли следующие суждения о признаках государства?
А. Государство имеет единую территорию, очерченную государственными границами.
Б. Для государства характерно обязательное наличие единственной официальной религии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 1.
Задание 15
Установите соответствие между задачами и органами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Функции | Органы |
А) заверение копий документов Б) надзор за исполнением законов судебными приставами В) оформление завещания Г) представление в суде интересов доверителя Д) представление государственного обвинения в судебном разбирательстве | 1) адвокатура 2) нотариат 3) прокуратура |
Ответ: 23213.
Задание 16
К личным (гражданским) правам гражданина России относится право на
1) социальное обеспечение по возрасту
2) участие в управлении государством
3) здоровую окружающую среду
4) неприкосновенность жилища
Ответ: 4.
Задание 17
Мать и дочь Лоскутовы приобрели в кредит автомобиль. Они выплачивают по частям сумму кредита, но отказываются платить проценты по кредиту. Какая отрасль права регулирует данную ситуацию?
1) Административное право
2) Гражданское право
3) Конституционное право
4) Семейное право
Ответ: 2.
Задание 18
Верны ли следующие суждения о правовом регулировании семейных отношений?
А. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей.
Б. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3.
Задание 19
Государство Z является унитарным, а государство Y – федерацией. Сравните две формы государственного (территориального) устройства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) способ территориальной организации
2) деление на административные округа, подчинённые центру
3) наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства
4) внутреннее строение государства
Ответ: 1423.
Задание 20
Заполните пропуск в таблице.
Общественные ценности | Характеристики |
… | Чувство любви, преданности Отечеству, готовность подчинить свои частные интересы интересам страны. |
Гражданская ответственность | Степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение |
Ответ: патриотизм.
Текст
Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура»… Обобщая случаи обыденного и научного словоупотребления, можно сказать, что в самом широком и первоначальном смысле культура есть нечто, созданное человеком; она предполагает использование, улучшение, усовершенствование, сознательное выделение того, что человек находит готовым, данным, стихийно возникшим в окружающей его природе, в общественных отношениях, в самом себе. Культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов и состояний человека, видов и результатов его деятельности.
Специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий, произведений и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью.
В соответствии с разделением деятельности на материальную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет,
по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а скажем, знания о выплавке металлов – к культуре духовной. Правильнее считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктом материального производства или обслуживают повседневную жизнь общества. К духовной культуре следует отнести продукты духовного производства, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства. Если материальная культура воплощает степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
(Э. В. Соколов)
Задание 21
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
1.Многообразие понимания слова “культура”
2.Особенность культуры.
3. Сложности разграничения понятий материальной и духовной культуры.
4. Понятия и особенности материальной и духовной культуры.
Задание 22
Какое современное понимание культуры представлено в тексте? Какой аспект общественной жизни, по мнению автора, прежде всего выражает культура? Какие два вида культуры называет автор?
Ответ:
1) Культура — это совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов и состояний человека, видов и результатов его деятельности / специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий, произведений и т. д. результаты труда и мысли многих поколений людей;
2) Тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью;
3) Два вида культуры:
– материальная культура;
– духовная культура.
Задание 23
Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение, что «культура воплощает степень практического овладения человеком силами и веществами природы».
Ответ:
1.Граждане страны Н., несмотря на высокую сейсмическую активность научились строить устойчивые высотные здания.
2. Жители Вены приспособились к жизни на воде, поэтому популярным транспортом там являются лодки.
3. Жители северной страны А. Выведите устойчивые к холоду сорта растений, чтобы снабжать магазины не только экспортной продукцией.
Задание 24
Русский философ С. Франк считал, что «железные дороги, телеграфы и телефоны, вообще вся техника сама по себе не есть культура». Согласны ли Вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Ответ:
Я согласен. Аргументы:
1. Технические достижения, такие как железные дороги, телеграфы и телефоны, являются инструментами, которые служат для упрощения и улучшения человеческой жизни. Однако они не несут в себе культурных ценностей или смыслов. Культура формируется через взаимодействие людей, их традиции, искусство, моральные нормы и обычаи. Техника может способствовать распространению культуры и коммуникации между людьми, но сама по себе она не создает культурные смыслы.
2. Культура включает в себя совокупность знаний, верований, искусства, законов, обычаев и других навыков и привычек, которые человек приобретает как член общества. Она формируется в процессе взаимодействия между людьми и передается из поколения в поколение. Техника может изменять способы взаимодействия и общения, но не определяет саму культуру.