На этой странице мы будем публиковать реальные темы итогового сочинения по всем регионам (Москва, Санкт-Петербург (СПБ), Казань, Дальний Восток (ДВ) и другие регионы), а также разборы этих тем от старшего эксперта ЕГЭ Анны Солдаевой и аргументы к ним.
Темы будут появляться в режиме реального времени. Сохраняй страницу в закладках пока не поздно!
МСК −1 (Калининградская область)
Темы :
109. Что является опорой человека в минуту отчаяния?
201. Почему люди высоко ценят отзывчивость?
310. Терпимость к чужому мнению – признак силы или слабости?
402. Согласны ли Вы с утверждением Н.А. Некрасова: «Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой»?
507. Человек и природная стихия.
606. Какое умение важнее: хорошо говорить или внимательно слушать?
МСК +0 (Карелия, Коми, Ненецкий автономный округ, Архангельская обл., Вологодская обл., Ленинградская обл., Мурманская обл., Новгородская обл., Псковская обл., СПб, Москва, Белгородская обл., Брянская обл., Владимирская обл., Волгоградская область, Воронежская обл., Ивановская обл., Калужская обл., Костромская обл., Курская обл., Липецкая обл., Московская обл., Орловская обл., Рязанская обл., Смоленская обл., Тамбовская обл., Тверская обл., Тульская обл., Ярославская обл., Кировская обл., Нижегородская обл., Марий Эл, Татарстан, Чувашия, Мордовия, Пензенская обл., Адыгея, Калмыкия, Краснодарский край, Крым, Ростовская обл., Севастополь, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия, Ставропольский край, Чечня, ЛНР, ДНР, Херсонская область, Запорожская область)
Темы:
112. «Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф.М. Достоевский). Как Вы понимаете это утверждение русского классика?
213. Какие поступки человека, по-Вашему, заслуживают уважения?
307. За что дети могут уважать своих родителей?
404. Почему именами некоторых людей называют целые эпохи?
510. Какая угроза способна объединить человечество?
604. Произведение искусства, хранящее память о великом подвиге.
Разбор тем и аргументы
213. Какие поступки человека, по-Вашему, заслуживают уважения?
Тезис зависит от аргументов, мне нравится такой вариант: «Мне кажется, уважения заслуживают в первую очередь поступки, которые человек совершает, думая не о себе, а о других».
«Линия связи» Кассиля, «Судьба человека» Шолохова, «Парикмахер Леонард» Соболева, «Историю из жизни Кирьяновой», «Кардабон» Екимова (баба Дуня помогает всем, кто просит), «Песчаная учительница» и «Юшка» Платонова и т. д.
604. Произведение искусства, хранящее память о великом подвиге.
Тезис зависит от аргументов, мне нравится такой вариант: «В первую очередь, как мне кажется, среди произведений, хранящих память о великом подвиге, стоит вспомнить произведения о Великой Отечественной войне».
- «Линия связи» Кассиля (описан подвиг реального человека, сержанта Новикова)
- «Повесть о настоящем человеке» Полевого (подвиг Маресьева, в книге он Мересьев«).
Можно взять и любые чисто художественные произведения о войне, только надо написать, что они хранят память о подвиге советских воинов в принципе («Судьба человека» и др.)
112. «Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф.М. Достоевский). Как Вы понимаете это утверждение русского классика?
Тезис: «Если у человека нет правильных представлений о лучшем будущем, его жизнь будет тягостной».
1. «Вельд» Брэдбери (герои забыли о нравственных ценностях, о воспитании детей, думали только о комфорте — и в результате всё закончилось плачевно).
2. «Дезертир» Пескова (у Тонких было только желание любой ценой остаться в живых, из-за этого он совершает преступление — дезертирует — и его жизнь становится хуже смерти).
МСК +1 (Астраханская область, Самарская область, Саратовская область, Удмуртия, Ульяновская область)
Темы:
106. Согласны ли Вы с мыслью, что мечтать надо о великом?
211. Почему человеку необходимы нравственные нормы?
305. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
401. Как смелость может проявиться во время войны?
506. Может ли общение с природой, на Ваш взгляд, научить человека понимать красоту?
609. Как Вы понимаете высказывание Н.С. Гумилёва: «Путь поэта есть путь любви к миру»?
Разбор тем и аргументы
211. Почему человеку необходимы нравственные нормы?
Тезис: «Нормы морали и нравственности помогают человеку совершать правильные поступки, не обижать окружающих, а выстраивать с ними гармоничные отношения».
- В рассказе Кирьяновой «История из жизни» показана женщина, которая не только не поблагодарила коллегу за домашний борщ, но ещё и раскритиковала его. Понятно, что такого человека не будут ценить окружающие и в результате он может остаться совсем один.
- В ещё одном рассказе Кирьяновой «У одной пожилой женщины была собачка» люди, укравшие у героини Микрошу, могли этим поступком убить бедную женщину и её питомца.
- Нравственный стержень Николая Тонких, героя очерка Пескова «Дезертир», не был достаточно прочным, чтобы отвратить героя от дезертирства. В результате — одиночество, жизнь, которую сам Тонких с удовольствием променял бы на гибель в бою.
Из наших произведений ещё подойдут «Вельд», «Завтраки 43-го года», «Кардабон», «Слёзы крокодила», «Юшка», «Судьба человека» и др.
401. Как смелость может проявиться во время войны?
Тезис зависит от аргументов, мне нравится такой вариант: «Смелость на войне проявляется не только в совершении героических поступков на поле боя, но и в совершении опасных действий, которые приносят пользу фронту. Даже дети во время войны сталкиваются с новыми вызовами и вынуждены проявлять смелость».
- Парикмахер Леонард (одноимённый рассказ Соболева), рискуя жизнью, приезжает на фронт, чтобы стричь и брить красноармейцев, а после играет на скрипке, чтобы порадовать и воодушевить их.
- Герой повести Аксёнова «Завтраки 43-го года» проявляет смелость, когда начинает отстаивать свой завтрак.
Ну и более очевидные примеры героизма на войне: «Линия связи», «Судьба человека» и т. д.
МСК +2 (Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ)
Темы:
108. Почему совесть не всегда спасает нас от неправильных поступков?
206. Согласны ли Вы с утверждением, что повзрослеть — значит научиться нести ответственность за других?
313. Как Вы понимаете мнение героя А.С. Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?
412. Идеал гражданственности в моём понимании.
504. В чём заключается нравственная ответственность учёного за результаты своей деятельности?
612. Художественное произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое заставило меня переживать.
Разбор тем и аргументы
412. Идеал гражданственности в моём понимании.
Тезис: «Гражданственность — это степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность активно содействовать процветанию общества. Идеалом гражданина для меня является человек, делающий всё возможное, чтобы помочь своей стране».
1. В рассказе Платонова «Песчаная учительница» показано, как Мария Нарышкина сочла своим гражданским долгом защитить людей и земли от песчаных бурь.
2. Аргументы: любые герои, которые пошли на войну (Андрей Соколов из «Судьбы человека», герой «Линии связи» Кассиля и др.), помогали фронту (парикмахер Леонард, Тарасников из «Зелёной веточки») и т. д.
206. Согласны ли Вы с утверждением, что повзрослеть — значит научиться нести ответственность за других?
Тезис будет, как всегда, зависеть от аргументов, я бы написала так: «Я согласна с тем, что повзрослеть — значит научиться нести ответственность, но мне кажется, что в первую очередь важно научиться отвечать за свою собственную жизнь, свои ценности и принципы».
- Аксёнов «Завтраки 43-го года» (рассказчик повзрослел, когда решил драться с хулиганами за свой завтрак).
- Екимов «Предполагаем жить» (Алексей повзрослел, когда признал, что ему важно жить в материальном достатке и обеспечивать близких)
313. Как Вы понимаете мнение героя А.С. Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?
Тезис: «Высказывание Чацкого означает, что человеку важно работать, следуя своим принципам и идеалам, а не пытаясь получить как можно больше выгод».
- Учитель Тяпушкин из рассказа Успенского «Выпрямила» отказывается от «лакейской» работы ради следования своему призванию.
- Андрей Петрович, герой рассказа Гелприна «Свеча горела», также выбирает своё призвание (преподавать литературу), а не возможность заработать денег, занимаясь нелюбимым и неважным с его точки зрения делом.
МСК +3 (Омская область)
Темы:
101. Какой характер можно назвать противоречивым?
207. Можно ли считать честь предрассудком?
309. Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции?
403. С чего начинается Родина для Вас?
508. Почему человек до сих пор не постиг всех тайн природы?
611. Согласны ли Вы с мнением Т. Драйзера, что «жизнь познаётся из книг и произведений искусства, быть может, в ещё большей мере, чем из самой жизни»?
Разбор тем и аргументы
403. С чего начинается Родина для Вас?
Тезис: «Для меня, как и для многих, наверное, Родина — это в первую очередь места, где я выросла, красоты родной природы, прелесть русского языка»
1. В стихотворении в прозе Тургенева «Русский язык» наглядно показана связь языка со всей жизнью русского народа.
2. В рассказе Паустовского «Акварельные краски» Берг обрёл чувство Родины как раз тогда, когда оценил красоту русских пейзажей.
3. В рассказе Кирьяновой «У одной женщины с мамой были проблемы» путешествие матери Оли на малую родину помогло ей преодолеть депрессию.
611. Согласны ли Вы с мнением Т. Драйзера, что «жизнь познаётся из книг и произведений искусства, быть может, в ещё большей мере, чем из самой жизни»?
Тезис: «Поскольку произведения искусства отражают реальность (даже если в них описывается вымышленный мир), причём показывают её во всех красках и деталях, а ещё авторы произведений делятся собственным опытом, получается, что, действительно, жизнь познаётся из книг и произведений искусства, быть может, в ещё большей мере, чем из самой жизни».
- Благодаря произведениям о Великой Отечественной войне мы можем многое узнать о том, как жили и что чувствовали люди в то время («Судьба человека», «Линия связи», «Дезертир», «Зелёная веточка», «Парикмахер Леонард»…).
- В рассказе Успенского «Выпрямила» показано, как созерцание Венеры Милосской раскрыло главному герою глаза на правду жизни, на его истинные ценности.
МСК +4 (Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Томская область)
Темы:
103. Когда поражение закаляет характер человека?
209. К чему может привести излишняя доверчивость?
304. Как Вы понимаете строки Ф.И. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся»?
410. Что такое гражданский долг?
505. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
603. Почему некоторые книги люди перечитывают?
Разбор тем и аргументы
209. К чему может привести излишняя доверчивость?
Тезис: «Излишняя доверчивость может привести к тому, что человека будут обманывать мошенники и он лишится каких-то материальных ценностей, однако по-настоящему добрые люди всё равно продолжают доверять другим».
Излишне доверчивым можно назвать и Пьера Безухова, героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Когда Пьер знакомится с масонским обществом, ему кажется, что они вместе будут помогать людям, однако на деле оказывается, что он был нужен масонам только как источник денег.
Теме излишней доверчивости посвящён рассказ Б. Екимова «Кардабон», в которой героиню, бабу Дуню, часто обманывают.
505. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
Тезис: «Мне кажется, что развитие технологий иногда сопровождается духовной деградацией людей, пользующихся этими технологиями, а потому новые изобретения далеко не всегда ведут к подлинному прогрессу».
- В рассказе Гелприна «Свеча горела» показано общество, в котором из-за развития технологий люди перестали ценить литературу и практически потеряли духовные ценности.
- В рассказе Брэдбери «Вельд» использование умного дома привело к тому, что супруги Хедли стали раздражительными и несчастными, а их дети крайне избалованными. В результате дети с помощью львов, созданных домом, и вовсе убивают родителей.
410. Что такое гражданский долг?
Тезис: «Гражданский долг — это обязанность человека выполнять моральные и юридические требования общества, к которому он принадлежит».
- Аргументы: любые герои, которые пошли на войну (Андрей Соколов из «Судьбы человека», герой «Линии связи» Кассиля и др.), помогали фронту (парикмахер Леонард, Тарасников из «Зелёной веточки») и т. д.
- В рассказе Платонова «Песчаная учительница» показано, как Мария Нарышкина сочла своим гражданским долгом защитить людей и земли от песчаных бурь.
МСК +5 (Бурятия, Иркутская область)
Темы:
113. Почему говорят, что труд — лучшее лекарство от тоски и уныния?
203. Обязательно ли друзьям иметь схожее мировоззрение?
302. Как на войне раскрывается характер человека?
411. Согласны ли Вы с утверждением М.В. Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?
503. Почему поэты считают красоту природы абсолютной ценностью?
602. Когда обесцениваются высокие слова?
Разбор тем и аргументы
602. Когда обесцениваются высокие слова?
Тезис: «Высокие слова обесцениваются тогда, когда за ними не следуют соответствующие действия и когда эти слова используют слишком часто, по поводу и без».
1. Стихотворение Шефнера «Слова» как раз посвящено идее о том, что главные слова («Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь») не стоит использовать «на каждом шагу», потому что невозможно верить тому, кто их употребляет слишком часто.
2. В рассказе Александра Чехова (это брат, всё нормально 👌) «Слёзы крокодила» Иудин высокопарно рассуждает о человеческих страданиях и о том, как легко можно было бы их прекратить, а сам, будучи ростовщиком, предлагает беднякам абсолютно несправедливые условия займа.
302. Как на войне раскрывается характер человека?
Тезис: «В тяжелейших условиях военного времени раскрывается истинная сущность человека: сильные духом и честные люди совершают смелые поступки, а слабые сдаются, дезертируют, предают товарищей».
- В рассказах Кассиля «Линия связи», Соболева «Парикмахер Леонард», Шолохова «Судьба человека» показано, как хорошие и сильные люди совершают подвиги, чтобы помочь родине или окружающим людям.
- В рассказе Шолохова «Судьба человека» (предатель, которого убил Соколов в церкви) и в очерке Пескова «Дезертир» показано, как слабовольные люди проявляют на войне свою истинную натуру.
МСК +6 (Якутия, Забайкальский край, Амурская область)
Темы:
110. Из-за чего возникает разочарование в людях?
212. Можно ли обойтись в жизни без идеалов?
308. Почему дух войска многое определяет в исходе сражения?
409. Какое влияние оказывает на человека историческое время?
513. Как Вы понимаете высказывание В.П. Астафьева: «Общение с природой есть самая надёжная радость в жизни человека»?
613. Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства (книгой, музыкой, фильмом, спектаклем)?
Разбор тем и аргументы
110. Из-за чего возникает разочарование в людях?
Тезис: «Человек разочаровывается в других, когда они совершают безнравственные поступки».
В рассказе Б. Екимова «Кардабон» внук разочаровался в людях, предлагает разоблачать их, а не сочувствовать тем, кто просит помощи, потому что знает о том, что часто так ведут себя мошенники.
В очерке Пескова «Дезертир» показано, как жители села разочаровались в Николае Тонких, даже стали презирать его после совершенного им преступления (дезертирства).
В рассказе современной писательницы Кирьяновой описана ситуация потребительского отношения к помощи доброго человека. Конечно, такие поступки заставляют разочароваться в человеке, совершившем их. Однако по-настоящему добрые люди всё равно продолжают помогать другим, несмотря ни на что.
513. Как Вы понимаете высказывание В.П. Астафьева: «Общение с природой есть самая надёжная радость в жизни человека»?
Тезис: «Общение с природой приносит внимательному человеку большое удовольствие, при этом возможность полюбоваться пейзажами доступна каждому. Вот почему можно утверждать, что „общение с природой есть самая надёжная радость в жизни человека“».
- В рассказе Кассиля «Зелёная веточка» показано, как даже на войне человек может отвлечься от сложностей, забыть об опасности для жизни благодаря красоте и жизненной силе природы.
- Идея рассказа современной писательницы Кирьяновой «Женщина моих лет рвала ягоды шелковицы» как раз заключается в том, что возможность пользоваться природными богатствами есть у каждого.
- Заглавный герой рассказа Платонова «Юшка» любуется природой по дороге на работу и обратно, это помогает ему забыть о своей болезни и о других сложностях жизни.
409. Какое влияние оказывает на человека историческое время?
Тезис: «Время, в которое живёт человек, политическая ситуация, актуальные ценности значительно влияют на жизнь человека: могут в корне изменить его судьбу, заставить сменить приоритеты и т. д.»
- Самым ярким примером влияния исторического времени на человека, конечно, является губительное воздействие войн на человека. Так, в рассказах Кассиля «Зелёная веточка» и «Линия связи», Соболева «Парикмахер Леонард», Шолохова «Судьба человека», в очерке Пескова «Дезертир» и во многих других произведениях показано, как война разрушает жизни людей.
- Обратимся также к повести Б. Екимова «Предполагаем жить», герой которой Алексей вынужден отказаться от мечты стать учёным, потому что в то время профессия учёного не была престижной, люди, посвятившие жизнь науке, не могли нормально содержать себя и свои семьи.
МСК +7 (Приморский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область)
Темы:
105. Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?
208. В каких обстоятельствах проверяется дружба?
301. Можно ли обмануть совесть?
413. Согласны ли Вы с мнением автора романа «Война и мир», что в условиях войны с особой силой проявляется истинный и ложный патриотизм?
502. Как научные открытия меняют жизнь людей?
607. Чего я жду от новой книги?
Разбор тем и аргументы
105. Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?
ТЕЗИС будет зависеть от аргументов. Я бы предложила взять наши рассказы «Парикмахер Леонард» Соболева и «Зелёная веточка» Кассиля. Тогда тезис будет таким: «Не отчаяться в сложной ситуации человеку помогает сила духа и способность найти опору в других людях или, например, в красоте природы».
В «Парикмахере Леонарде» людям, которых в результате бомбёжки завалило в бомбоубежище, помогли слова Леонарда о том, что уже скоро будет помощь. А ему самому держаться и верить в лучшее помогал его несгибаемый характер.
В «Зелёной веточке» Тарасников смог обрести веру и надежду благодаря тому, что обратил внимание на природное чудо: зелёный росточек вяза пророс прямо из потолка землянки и сумел выжить и даже вырасти в совершенно ужасающих условиях.
301. Можно ли обмануть совесть?
Тезис: «Совесть — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, главный критерий, благодаря которому человек может чувствовать себя честным и хорошим. Обычно совесть обмануть очень сложно, я бы сказала, практически невозможно».
1. Роман Достоевского «Преступление и наказание» (Раскольников совершает убийство не из корыстных побуждений, а ради проверки своей идеи, но всё равно не может обмануть совесть и страдает после совершения преступления).
2. Очерк Пескова «Дезертир» (Николай Тонких получил даже получил поддержку матери в виде слов «Живём один раз», но всё равно не может справиться с муками совести).
МСК +8 (Магаданская область, Сахалинская область)
Темы:
107. Что помогает человеку верить в лучшее?
205. Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом?
311. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
406. Какими качествами должен обладать человек, чтобы оказывать влияние на общество?
511. Что в природе может, с Вашей точки зрения, вызвать восхищение человека?
601. Как Вы понимаете слова поэта В. Рождественского: «Я жажду утолять привык родною речью»?
Разбор тем и аргументы
107. Что помогает человеку верить в лучшее?
ТЕЗИС будет зависеть от аргументов. Я бы предложила взять наши рассказы «Парикмахер Леонард» Соболева и «Зелёная веточка» Кассиля. Тогда тезис будет таким: «Верить в лучшее человеку помогает сила духа и способность найти опору в других людях или, например, в красоте природы».
В «Парикмахере Леонарде» людям, которых в результате бомбёжки завалило в бомбоубежище, помогли слова Леонарда о том, что уже скоро будет помощь. А ему самому держаться и верить в лучшее помогал его несгибаемый характер.
В «Зелёной веточке» Тарасников смог обрести веру и надежду благодаря тому, что обратил внимание на природное чудо: зелёный росточек вяза пророс прямо из потолка землянки и сумел выжить и даже вырасти в совершенно ужасающих условиях.
406. Какими качествами должен обладать человек, чтобы оказывать влияние на общество?
Я бы здесь писала о положительном влиянии на общество, и тогда это любовь к людям, сила характера, способность брать на себя ответственность, готовность к самопожертвованию.
Снова можно брать заглавного героя рассказа Соболева «Парикмахер Леонард» (Леонард как раз заботился о других, не побоялся взять на себя ответственность и звучным голосом рассказать о том, что уже идёт помощь, хотя он ничего не знал о реальном положении дел; при этом Леонард сумел не обращать внимания на то, что у него повреждены пальцы и он никогда уже не сможет реализовать свою мечту стать скрипачом).
В качестве основы для второго аргумента я бы взяла рассказ Платонова «Песчаная учительница», где героиня, Мария Нарышкина, благодаря своей настойчивости и целеустремлённости помогла целому краю бороться с губительным нашествием песков.
511. Что в природе может, с Вашей точки зрения, вызвать восхищение человека?
ТЕЗИС: «Красота пейзажей, прекрасные детали и цвета, жизненная сила природы — всё это не может не вызывать восхищения».
1. Рассказ Паустовского «Акварельные краски» (Берг сумел разглядеть прелесть родной природы, в муромских лесах он даже понял смысл слова «сияние», а ещё начал считать предателями тех, кто покидает этот прекрасный край).
2. Рассказ Кассиля «Зелёная веточка» (жизненная сила росточка вяза вызвала восхищение и любовь Тарасникова, помогла отвлечься от тягот войны и даже поверить в лучшее).
601. Как Вы понимаете слова поэта В. Рождественского: «Я жажду утолять привык родною речью»?
ТЕЗИС: «Родной язык — это важнейшая составляющая культуры народа. Человеку важно уметь замечать и ценить богатства родного языка — настолько, что любовь к нему можно сравнить с утолением жажды».
1. Стихотворение Шефнера «Слова» (слова имеют огромную роль в жизни человека, особенно важны те, которые называют главные ценности; эти слова поддерживают человека в сложных ситуациях)
2. Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» (родной язык становится «поддержкой и опорой» «во дни сомнений … тягостных раздумий»).
МСК +9 (Владивосток, Камчатский край, Чукотский автономный округ)
Темы:
102. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
202. Разделяете ли Вы убеждение автора романа «Война и мир» в том, что для счастья человеку необходимы любовь и взаимопонимание близких?
306. Память о войне — ответственность перед прошлым и будущим.
407. Какого исторического деятеля Вы бы назвали подлинно выдающимся?
501. Считаете ли Вы, что общение человека с природой действует на него благотворно?
605. Какие проблемы, поднятые в произведениях искусства, наиболее интересны для Вас?
Разбор тем и аргументы
102. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
Здесь очень важно обратить внимание на ключевое слово МЕЧТА (это мысленный образ того, что человек страстно желает получить).
ТЕЗИС может звучать как угодно в зависимости от того, какие аргументы подберёте.
Я предлагаю взять рассказ «Парикмахер Леонард» Л. Соболева (Леонарду реализовать мечту стать скрипачом помешала война, точнее, увечье, которое он получил в результате бомбёжки) и повесть Б. Екимова «Предполагаем жить» (Алексей отказался от мечты о карьере биолога потому, что выбрал материальный достаток и заботу о близких).
И тогда тезис будет такой: «Реализовать мечту человеку могут помешать разные обстоятельства (например, война) или изменение ценностей и принципов, которое заставляет отказаться от мечты (например, смена приоритетов)».
202. Разделяете ли Вы убеждение автора романа «Война и мир» в том, что для счастья человеку необходимы любовь и взаимопонимание близких?
Здесь я бы по возможности привела один пример того, как человек был счастлив благодаря любви близких, и пример человека, у которого вроде всё есть, но без поддержки близких он всё равно несчастлив.
Первый аргумент — новелла О. Генри «Дары волхвов» (Джим и Делла очень бедны, у Джима проблемы с работой, однако они счастливы благодаря взаимной любви и поддержке).
Другой вариант — рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» (Андрей Соколов страдает из-за того, что потерял семью; обрести относительный покой и вернуть себе радость жизни он смог только благодаря тому, что усыновил мальчика Ваню).
Или можно использовать рассказ А. И. Куприна «Куст сирени» (любовь и поддержка жены Веры делает счастливым её мужа, Николая Алмазова, и помогает ему реализовать свою цель — сдать сложный экзамен).
Второй аргумент я бы взяла из романов «Евгений Онегин» Пушкина или «Герой нашего времени» Лермонтова (Онегин и Печорин были богаты, могли жить очень счастливо, но без настоящей любви и поддержки они всё-таки одиноки).
306. Память о войне — ответственность перед прошлым и будущим.
ТЕЗИС: «Безусловно, необходимо сохранять память о войнах, в которых участвовали наши предки, об их подвигах, чтобы не только чтить героев, но и стараться не допустить кровопролития и разрушения судеб в будущем — в этом и состоит наша ответственность перед прошлым и будущим. Неслучайно так много литературных произведений посвящено теме войны».
На самом деле можно брать абсолютно любые тексты про войну, но я бы предложила остановиться на тех, где рассказано о реальных героях войны («Линия связи» Кассиля про сержанта Новикова или «Повесть о настоящем человеке» Полевого про реального героя Маресьева, в книге он Мересьев) — это к ответственности перед прошлым.
Ещё мне нравится идея взять рассказ Шолохова «Судьба человека» (там как раз показано, как война влияет на судьбу отдельных простых людей; после прочтения становится очевидно, что война лишает людей жизни, рушит судьбы выживших; это к ответственности перед будущим).
Если берёте любые другие произведения о войне (из наших — «Парикмахер Леонард» Соболева, «Зелёная веточка» Кассиля, «Завтраки 43-го года» Аксёнова), делайте акцент на том, как сложно было на войне, какие лишения претерпевали люди, как героически вели себя в самых сложных ситуациях.
А пока у тебя еще есть время до итогового сочинения, ты можешь посмотреть другие наши полезные материалы для подготовки:
Бесплатный вводный урок в школе insperia