Универсальные клише для итогового сочинения

от автора

клише для итогового сочинения

Эта статья для тебя, если ты, как и многие 11-классники, боишься итогового сочинения 2025 и не знаешь, с чего начать, как оформить переходы между абзацами, как перейти к заключению. Неудивительно, что выпускники напуганы декабрьским экзаменом — без «зачета» за эту работу, нельзя получить допуск к ЕГЭ, а следовательно, и поступить в вуз мечты.

Многие, чтобы подготовиться к экзамену, начинают читать кучу произведений и собирать базу аргументов, но этого недостаточно, поскольку важно также уметь без ошибок перенести свои мысли из головы на бумагу, тут и возникают проблемы. В статье собрали универсальные формулировки для каждой части сочинения.

Что такое итоговое сочинение?

Декабрьское сочинение — это обязательный экзамен для всех выпускников, которые собираются сдавать ЕГЭ. Он сдается в формате сочинения-рассуждения на заданную тему. 11-класснику предлагается 6 тем, по две на каждое направление: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, Общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека».

В каждом направлении существуют также подразделы, подробнее мы говорили о них в статье «Темы итогового сочинения 2025». Чтобы быть готовым к любой из них, важно не бездумно читать литературу, а подбирать те произведения, в которых содержится как можно больше примеров для аргументации. Это не обязательно такие монументальные книги, как «Война и мир» Л. Н. Толстого или «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Можно прочитать короткие универсальные рассказы и сэкономить время, при этом аргументы будут ничуть не хуже, чем из литературы школьной программы.

Как и у любой экзаменационной работы, итоговое сочинение имеет свою структуру:

  1. Введение — часть рассуждения, в которой нужно раскрыть тему: ответить на заданный вопрос, возможно, сформулировать тезис.
  2. Тезис. Он может быть сформулирован как в конце вступления, так и во втором абзаце. Это твое мнение о проблеме.
  3. Аргументы. Согласно критериям, в сочинении требуется минимум один пример из литературы, который должен доказывать тезис. Аргументов может быть больше, однако один из них — обязательно литературный. В конце аргумента нужно сформулировать микровывод — буквально одно предложение, связывающее пример с тезисом.
  4. Заключение — это общий вывод, как и в любой другой письменной работе.

Зная шкалу соответствия, можно понять, сколько «стоит» каждая ошибка на ЕГЭ. Дороже всего они обходятся тем, кто стремится сдать экзамен на 90+ (посмотри на верхнюю часть шкалы): достаточно допустить всего 4 ошибки, чтобы в итоге получить 89 тестовых баллов вместо заветной «сотки».
Разберем, как именно выставляются оценки за каждую часть экзамена.

Вступление

В первом абзаце работы можно аккуратно подвести к теме, повторить вопрос, порассуждать о нем в общих чертах, а в конце сформулировать тезис. Для этого можно использовать следующие клише:

  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался о том, что значит… понятие. Я считаю, что…
  • Люди часто размышляют о том, что… повторить вопрос.
  • (Вопросы о понятиях из темы ИС). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности… Кто-то считает, что… Кто-то… Я скорее разделяю точку зрения…
  • Долгое время люди не перестают рассуждать о… И до наших дней дошел спор о…
  • Понятие играет ключевую роль в жизни людей. Почему же оно так важно? Я полагаю, что….
  • Я с детства много думаю о… Раньше мне казалось, что… Теперь же я убежден(а), что…
  • Принято считать, что… Мое же мнение по этому вопросу такова…

Если в выбранной теме есть цитата или пословица, используй эти шаблонные фразы для начала работы:

  • Автор полагал / утверждал, что… Я полностью согласен(-на) с этой мыслью, потому что…
  • Известный писатель / мыслитель / государственный деятель утверждал, что… Позволю себе не согласиться с идеей о… потому что…
  • Задумываясь о высказывании автора о том, что цитата, я прихожу к выводу…
  • Народная мудрость гласит:… Я полностью согласен(-на) с этой мыслью, потому что…
  • Утверждение автора о том, что цитата, можно понять по-разному. С одной стороны… С другой стороны… Мне близка следующая мысль…

Во вступлении не нужно писать очень много, достаточно пары предложений по теме и сформулированного тезиса. Дальше можно переходить к аргументации.

Основная часть — клише для аргументации в итоговом сочинении

Упомянутый во введении тезис необходимо доказать, то есть подкрепить аргументами. Напомним, что один из них обязательно должен быть из литературного произведения. Мы рекомендуем приводить два примера, чтобы в случае, если один из них не засчитают, у тебя все равно был «зачёт». А если второй аргумент нужен тебе, только чтобы набрать слова, а их в экзаменационной работе должно быть не меньше 250, то можно ссылаться на фильмы, музыку, биографии или жизненный опыт.

Как перейти от вступления к аргументации? Держи клише, которые помогут:

  • Пример, подтверждающий эту мысль, находим в…
  • Обратимся к…
  • Чтобы доказать свою позицию, приведу пример из…
  • Существует множество примеров, подтверждающих идею о том, что… . Один из них…
  • Неслучайно писатели много размышляли о… Например…
  • Еще один пример… находим в…
  • Обратимся также к…

Чтобы завершить аргумент и перейти к микровыводу, можно использовать фразы:

  • Таким образом…
  • Следовательно, можно сделать вывод о том, что…
  • Этот пример подтверждает точку зрения о том, что… потому что…
  • Очевидно, что…

Помни, что основная часть, состоит она из одного или более абзацев, — самая важная часть работы, поэтому она больше других по объему. Пересказывать в ИС можно, но в меру, пересказ необходимо разбавлять своими мыслями, комментариями. Если ты помнишь какие-то цитаты, которые будут уместны при рассуждении на заданную тему, и помогут тебе доказать тезис, можешь включить их в аргумент.

Заключение

Здесь надо просто обобщить все, о чем мы писали ранее. Грубо говоря, в выводе мы повторяем тезис, но другими словами и уже более уверенно, так как свое мнение мы доказали в предыдущем абзаце и даже подтвердили его аргументами из литературы.

  • В заключение хочу еще раз подчеркнуть…
  • Подводя итоги…
  • Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что…

Заключение, как и вступление, не должно быть очень большим. Оно может состоять и из одного предложения.

Часто задаваемые вопросы

Сколько аргументов нужно привести в итоговом сочинении?

Минимум один аргумент из литературы. Но мы рекомендуем два, чтобы обезопасить себя на случай, если один из примеров не засчитают.

Сколько слов должно быть в итоговом сочинении?

Не менее 250. Не советуем писать большее 400, чтобы не тратить время и не рисковать с логическими и другими ошибками.

Сколько ошибок можно допустить в итоговом сочинении?

На каждые 100 слов можно допустить 10 ошибок, то есть, если у тебя в сочинении 300 слов, то в нем может быть 30 ошибок (грамматических, орфографических и пунктуационных) и ты все равно получишь «зачет» по критерию «Грамотность».

Обязательно ли приводить аргументы из русской классической литературы в итоговом сочинении?

Нет. Подойдут любые литературные произведения.

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
    Записаться