Аргументы для итогового сочинения

от автора

Аргументы для итогового сочинения

Уже в декабре ты столкнешься со своим первым экзаменом — итоговым сочинением. В статье мы уже подробно рассказали о том, что такое итоговое сочинение 2025, как его писать, и разобрали все критерии.

Самый большой страх одиннадцатиклассника, готовящегося к ИС, — это необходимость ссылаться на литературный материал. Многие ребята боятся, что не смогут подобрать примеры и не сдадут экзамен. Чтобы тебе было не так страшно, рассказали, как написать идеальный аргумент для ИС, а также собрали готовые аргументы по разделам.

Что такое аргумент?

Одна из основных задач при написании итогового сочинения — это выразить свое мнение по заданной теме или ответить на вопрос. Подтвердить позицию тебе как раз поможет аргумент — ситуация из определенного литературного произведения, доказывающая тезис.

Структура аргумента ИС

К сожалению, школьники часто заменяют аргумент пересказом. Проверяющий его не засчитает, и ты просто потеряешь баллы.

Идеальный аргумент, который принесет тебе максимум баллов, должен состоять из трех частей:

1. Вступление
Сначала тебе нужно связать свой пример с предыдущей мыслью, то есть сделать для него мини-введение. Если совсем упростить — проложить «мостик» между аргументом и предыдущим абзацем.

Фразы-клише для мини-введения:

  • Пример, подтверждающий эту точку зрения, находим в…
  • Обратимся к…
  • Ещё один пример… находим в…
  • Обратимся также к…

2. Основная часть
Здесь ты приводишь сам аргумент, в котором нужно указать:

  • название произведения,
  • фамилию автора,
  • конкретный пример из произведения, позволяющий доказать тезис.

3. Заключение
Последняя часть — самая важная. В ней ты приводишь микровывод. Это пояснение, которое превращает пример в аргумент, отвечает на вопрос: «как именно пример помогает доказать тезис (твою позицию по заданной теме или вопросу)?»

Фразы-клише для ввода микровывода:

  • Таким образом…
  • Следовательно, можно сделать вывод о том, что…
  • Очевидно, что…

Обрати внимание: все три части должны быть написаны в одном абзаце, мы условно разделили аргумент на блоки, чтобы тебе было проще избежать пересказа.

Откуда можно брать аргументы?

Приведенные тобой аргументы проверяются в соответствии с критерием № 2 — «Аргументация. Привлечение литературного материала». Вот как он сформулирован на сайте ФИПИ:

аргументы в итоговом сочинении ФИПИ

На основе текста критерия разберемся, какие произведения ты можешь брать, а какие — нет:

В итоговом сочинении можно приводить примеры из отечественной и мировой литературы — ссылаться не только на российских, но и на зарубежных авторов. Если ты фанат книг о Гарри Поттере, то смело можешь использовать эту серию для аргументации.

Еще тебе не обязательно использовать только большие романы, которые изучаются в школе. Вместо этого возьми примеры из:

  • дневников,
  • мемуаров,
  • публицистики,
  • произведений устного народного творчества,
  • философских, культурологических, психологических исследований, научных трудов.

Какие аргументы не засчитают?

Несмотря на широкий выбор литературного материала, который ты можешь использовать, есть несколько важных условий.

Примеры

  • должны соотноситься с твоей темой (если аргумент не подтверждает тезис, то его не зачтут);
  • должны быть размещены в опубликованном источнике (если произведение, из которого ты берешь пример, нельзя найти в открытом доступе, то аргумент обнулят).

Важно: пословицы и поговорки, комиксы, манга, графические романы тебе, скорее всего, не засчитают, потому что они не являются художественными текстами в привычном понимании.

Готовые аргументы по разделам

Чтобы тебе было проще готовиться, мы написали готовые аргументы для твоего сочинения по всем направлениям.

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества

Обратимся к рассказу А. Платонова «Юшка», где автор показывает читателю, что внутренний мир героя далеко не всегда соответствует его внешнему образу. Иногда бывает так, что они противопоставлены. Главный герой рассказа — 40-летний крестьянин Ефим Дмитриевич по прозвищу Юшка. Он плохо видит и болеет туберкулезом. Дети дразнят его и обижают, но Юшка считает, что они любят его (просто не умеют это правильно показывать). Взрослые тоже оскорбляют и бьют героя, но Юшка все терпит, потому что любит людей. Несмотря на свой непривлекательный внешний вид, Юшка обладает богатым внутренним миром и добрым сердцем. Он экономит на себе, но все заработанные деньги отдает девочке-сироте и помогает ей получить образование. В этой самоотверженности и проявляется богатый внутренний мир главного героя.

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

Пример, подтверждающий эту точку зрения, можно найти в произведении О. Генри «Дары волхвов». Делла хотела сделать подарок любимому мужу, но ей не хватало денег, потому что семья жила бедно. У героев были две ценные вещи: золотые карманные часы Джима и каштановые волосы Деллы. Героиня решила срезать и продать свои волосы, чтобы купить цепочку для часов мужа на заработанные деньги. Когда Джим пришел домой, то потрясенно посмотрел на Деллу, у которой теперь были короткие волосы. Героиня испугалась реакции мужа, стала убеждать его, что волосы быстро отрастут. Однако герой ответил, что дело в другом: он продал часы, чтобы сделать жене подарок — купить набор черепаховых гребней, который она так сильно хотела. Таким образом, читатель понимает, что взаимное уважение и любовь, а не финансовое благополучие, — это самая большая ценность в жизни, на которой должны строиться отношения в семье.

1.3. Познание человеком самого себя

Пример, подтверждающий мою позицию, можно найти в произведении Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец: братство кольца». Фродо пришлось изменить свою жизнь и покинуть родную деревню, где он чувствовал себя счастливым и не знал забот. Во время «путешествия» до Мордора он испытал и предательство, и скорбь, и разочарование, но все равно дошёл до своей цели и осознал, что в жизни для него действительно важно. Следовательно, пройдя через все испытания, Фродо узнал о своей внутренней силе, стойкости и познал самого себя.

1.4. Свобода человека и её ограничения

Обратимся также к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников хотел проверить свою теорию и убил старуху-процентщицу. Решившись на страшное преступление, он нарушил границы свободы другого человека. Со временем Раскольников понял, что совершил ужасный поступок: муки совести заставили его сознаться в преступлении. Приведенный пример подтверждает позицию о том, что свобода каждого человека имеет ограничения и ничто не может оправдать нарушение закона и норм нравственности.

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции

Хочу привести пример из произведения Л. Н. Толстого «Война и мир». В романе автор уделил большое внимание описанию семей главных героев. Особое значение Ростовы придают семейным ценностям и традициям. В этой семье всегда большую роль играли взаимопонимание и искренняя любовь друг к другу. Например, когда Николай Ростов проиграл большую сумму денег в карты, отец не наказал его, а, наоборот, помог выйти из сложной ситуации. Таким образом, высшими семейными ценностями в семье Ростовых являются любовь друг к другу и взаимовыручка.

2.2. Человек и общество

Подтверждение моей позиции можно найти в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий, главный герой пьесы, не согласен с принципами, ценностями и стилем жизни «фамусовского» общества и вступает с ним в конфликт. «Фамусовское» общество видит для себя высшее благо в материальных ценностях и не готово развиваться духовно. Это не близко Чацкому: он не понимает, как чужое мнение и финансовое благополучие могут быть дороже честности и искренности. Этот пример доказывает, что нельзя следовать за толпой, если ее ценности противоречат общечеловеческим нормам.

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

Следующий пример приведу из произведения «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Главный герой Пётр Гринев патриот, а потому верен своему Отечеству. Он готов пожертвовать своей жизнью ради защиты родной страны. Гринев борется с мятежниками, чтобы защитить свою землю от врагов. Он готов отказаться от любых привилегий и подарков — верность государству всегда остается для него высшей ценностью. Таким образом, никакие события, даже те, что угрожали его жизни, не смогли заставить Петра Гринева предать свою страну.

3.1. Природа и человек

Обратимся к произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Главный герой очень бережно относится к природе. Одна из самых дорогих вещей в жизни Маленького принца — это его планета. В ежедневном графике главного героя есть обязательный пункт — уборка. Маленький принц чистит вулканы каждый день, потому что знает, что если он лишится своей планеты, то потеряет частичку себя и опустеет сам. Таким образом, в повести Антуан де Сент-Экзюпери показывает взаимозависимость человека и природы.

3.2. Наука и человек

Подтверждение моей позиции можно найти в рассказе Рэя Брэдбери «Вельд». Иногда научные достижения могут быть действительно опасны для людей. Семья живёт в автоматизированном доме, где за людей всё делают машины. Детская комната способна воссоздавать атмосферу любого места, и герои рассказа Венди и Питер проводят в ней всё свободное время. Со временем родители начинают замечать, что из детской доносятся львиные крики и рычание, а Питер и Венди стали жестокими. Становится ясно, что без должного воспитания научные достижения, какими бы выдающимися они ни были, могут испортить человека и сделать из него дикаря.

3.3. Искусство и человек

Хочу привести пример из рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Однажды великий композитор Эдвард Григ встретил маленькую девочку, дочь местного лесника. Общение с ребенком вдохновило композитора на написание музыки. Григ знал, что в силу возраста девочка не сможет по достоинству оценить красоту классической музыки, и пообещал подарить ей мелодию на восемнадцатилетие. Десять лет спустя девушка неожиданно услышала посвященное ей музыкальное произведение, которое подарило ей бурю эмоций: не сдержав чувств, она заплакала. Становится очевидно, что Эдвард Григ открыл ей то, ради чего должен жить человек.

3.4. Язык и языковая личность

Хочу обратиться к произведению М. А. Шолохова «Тихий Дон». Язык неразрывно связан с национальной культурой и является его неотъемлемой частью. Автор обращает внимание читателей на то, как сильно изменились диалекты донского края в ходе гражданской войны. В начале романа герои говорили так же, как и их предки, но из-за революции и вызванных ею изменений их речь изменилась. Таким образом, данный пример показывает, что, отказываясь от родного языка, люди теряют часть себя и свои национальные корни, утрачивают то, что раньше их объединяло.

Часто задаваемые вопросы

Можно привести только один пример в итоговом сочинении?

Да, но есть небольшой риск, что его не зачтут, тогда можно получить общий «незачёт». Если хочешь узнать, за что еще тебе могут обнулить итоговое, читай нашу статью про критерии ИС.

Можно использовать литературу не из школьной программы в итоговом сочинении?

Конечно, можно использовать любые произведения, в т. ч. зарубежную литературу, современную (да, фэнтези, фантастику, любовные и детективные романы — всё можно).

Можно использовать в аргументации ИС комиксы / мангу?

Не стоит, потому что это всё-таки не художественные тексты в классическом понимании. Можно включить в сочинение аргумент по комиксам, если уже есть один железобетонный литературный.

Я ничего не читал (а) для итогового сочинения, что делать?

50 Вспомни рассказы, которые читал (а) в детстве, а ещё любимые фильмы, мультфильмы, поищи произведения, по которым они сняты. Можешь прочитать нашу статью про структуру ИС, чтобы научиться писать идеальное сочинение и получить за него максимум баллов. или 100 вторичных (тестовых).

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
    Записаться