Осталось всего мест из !

Успей присоединиться

1

1

дней

1

1

часов

1

1

минут

1

1

секунд
Выбрать курс
Мы используем файлы cookie. К сайту подключен сервис Яндекс.Метрика, который также использует файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы принимаете условия его использования в соответствии с Политикой обработки персональных данных и Согласием на обработку персональных данных.
ОК

Разбор варианта по русскому, Статград 21.10.2025

6 мин.

Статград, вариант от 21.10.2025

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Трудовой договор № 33

«1» сентября 2010 г.
Петербургский институт образования, именуемый в дальнейшем «Институт», в лице ректора Петрова А. Л. и Иванов Пётр Иванович, именуемый в дальнейшем «Работник», заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем.

При невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств сторон, предусмотренных в трудовом договоре, последний может быть досрочно расторгнут по инициативе каждой из сторон.

  1. Иванов Пётр Иванович принимается на работу в Институт на должность
    заведующего хозяйственной частью <…> условиями труда и должностными
    обязанностями, являющимися неотъемлемой частью настоящего трудового
    договора.
  2. Срок действия трудового договора:
    начало — 1 сентября 2010 г;
    окончание — 31 августа 2011 г.
  3. Работник обязуется:
    − соблюдать Устав и Правила внутреннего трудового распорядка Института;
    − своевременно оповещать администрацию Института о невозможности по уважительным причинам выполнять обусловленную трудовым договором работу.
  4. Администрация Института обязуется создавать условия для выполнения работником обусловленных трудовым договором обязанностей.
  5. Месячная тарифная ставка устанавливается по 10-му разряду единой тарифной сетки. За счёт и в пределах соответствующих источников и средств работник может поощряться в виде доплат и надбавок, премий (за основные результаты работы, специальные и разовые поручения и т. д.).
  6. При невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств сторон, предусмотренных в трудовом договоре, последний может быть досрочно расторгнут по инициативе каждой из сторон

Задание 1

Самостоятельно подберите составной производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в пункте 1 текста. Запишите этот предлог.

Ответ: всоответствиис

Пояснение

Производные предлоги — те, которые образованы от других частей речи.

Задание 2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ТРУДОВОЙ. Протекающий в труде, наполненный трудом. Трудовой день. Трудовые будни.
2) ЧАСТЬ. чего. Предмет, являющийся составным элементом какого-л. единого целого, системы (организма, механизма и т. п.). Запасная часть. Часть часов. Сборка частей машины.
3) УВАЖИТЕЛЬНЫЙ. Достаточный для оправдания чего-либо; такой, который может быть принят во внимание. Основания для отказа у неё уважительные.
4) ИСТОЧНИК. Письменный памятник, документ, используемый при научном исследовании. Опираться на источники. Доскональное знание древних источников.
5) ПОСЛЕДНИЙ. Книжн. Этот, только что упомянутый. Пришли Иванов и Сидоров, последний — с опозданием.

Ответ: 35

Пояснение

1) Трудовой — тот, который относится к труду.
2) Часть — структурное подразделение какого-л. производственного целого.
4) Источник — перен. То, из чего исходит, возникает что-л. / то, что создаёт что-л., даёт начало чему-л., служит основой для чего-л.

Задание 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

  1. Текст представляет собой образец официально-делового стиля речи. Цель автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, описав условия взаимодействия, права и обязанности сторон договора.
  2. Композиция и содержание текста соответствуют жанру объяснительной записки. В тексте указаны номер документа, дата его создания и наименование организации.
  3. В соответствии с принадлежностью к научному стилю в тексте присутствуют эмоционально окрашенные слова высокого стиля (именуемый, неотъемлемый, оповещать), а также общеупотребительная лексика (распорядок, работа, досрочно).
  4. В тексте используются предложения с обособленными членами, повествовательные двусоставные нераспространённые предложения, а также сложноподчинённые предложения.
  5. Средства выразительности языка в тексте, в соответствии с требованиями официально-делового стиля, отсутствуют.

Ответ: 15

Пояснение

2) Несмотря на то что в тексте действительно указаны номер и дата создания, это не объяснительная записка.
3) Текст принадлежит к официально-деловому стилю.
4) В тексте нет двусоставных нераспространенных предложений.

Задание 4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  1. грАжданство
  2. корЫсть
  3. отклЮченный
  4. тортЫ
  5. обострИть

Ответ: 25

Пояснение

1) граждАнство
3) отключЁнный
4) тОрты

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Нужны КОРЕННЫЕ изменения, а не временные меры.

После СЫТНОГО ужина дед улёгся на лавке и сладко задремал.

Примите наши искренние и ДОБРОТНЫЕ пожелания в этот знаменательный день.

Ребята вместе проводили всё свободное время и были ДРУЖНОЙ компанией.

Он вырос в БЕДНОЙ семье, где приходилось считать каждую копейку.

Ответ: добрые

Пояснение

Добротный — хорошо, прочно сделанный.

Задание 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Впервые молодой автор дебютировал сразу по окончании университета, опубликовав исторический роман о Гражданской войне, ставший бестселлером.

Ответ: впервые

Пояснение

Плеоназм; дебютировал = впервые выступил публично.

Задание 7

В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ПОЛУТОРАСТА метрам
гора АПЕЛЬСИНОВ
ТАЛАНТЛИВЕЙШИЙ актёр
в СЛЕДУЩЕМ году
сказал более ПРОСТО

Ответ: следующем

Пояснение

Основа следу- + суффикс -ющ-.

Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Те, кто внимательно слушает на уроках, обычно полностью выполняют и легко справляются с домашним заданием.
  2. До сих пор ведутся споры об авторстве «Слова о полку Игореве», созданного, как утверждают исследователи, по свежим следам описанного в нём исторического события.
  3. Политики и экономисты в целом пришли к общему мнению о том, что СНГ сыграл положительную роль на переходном этапе истории нашей страны.
  4. Когда через час Маня провожала своего гостя, он неожиданно спросил, какой для неё самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело.
  5. Сбежав с тропинки и свернув в лес, дети наткнулись на поляну, усыпанные жёлтыми листьями.
  6. Печатные станки, появившиеся в Европе в XV веке, стали основой для распространения знаний и постепенно изменили весь ход интеллектуальной истории человечества.
  7. Константин Георгиевич Паустовский в своё время писал про себя, что «я, как и каждый, был занят только как будто неотложными делами».
  8. Приехав в деревню, сразу чувствуешь запах свежескошенной травы, наполняющий всё пространство вокруг.
  9. Я давно мечтал о прогулке по местам, описанным в главе «Тамани» у М. Ю. Лермонтова.

Ответ: 93175

Пояснение

А) Я давно мечтал о прогулке по местам, описанным в главе «Тамань» у М. Ю. Лермонтова.
Б) Политики и экономисты в целом пришли к общему мнению о том, что СНГ сыграло положительную роль на переходном этапе истории нашей страны.
В) Те, кто внимательно слушает на уроках, обычно полностью выполняют домашнее задание и легко с ним справляются.
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Константин Георгиевич Паустовский в своё время писал про себя: «Я, как и каждый, был занят только как будто неотложными делами».
Д) Сбежав с тропинки и свернув в лес, дети наткнулись на поляну, усыпанную жёлтыми листьями.

Задание 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) щ..лка (в двери), ш..лковый, прож..рливый
2) ц..фровой, вакц..нировать, рац..ональный
3) неув..дающая (красота), невн..мательный, с..рень
4) скр..пить (листы бумаги), инт..ллигент, соч..тание
5) ок..менеть, отр..слевой, попл..вок

Ответ: 245

Пояснение

1) щёлка (в двери), шёлковый, прожорливый
2) цифровой, вакцинировать, рациональный
3) неувядающая (красота), невнимательный, сирень
4) скрепить (листы бумаги), интеллигент, сочетание
5) окаменеть, отраслевой, поплавок

Задание 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (северный) пр..дел (храма), пр..твориться (спящим), пр..следование (врага)
2) ра..смешить, не..гораемый, не..дешний
3) под..грать, меж..нститутский, раз..скать
4) двух..ярусный, раз..яснение, супер..яхта
5) пр..родитель, пр..славянский (язык), пр..бабушка

Ответ: 45

Пояснение

1) (северный) придел (храма), притвориться (спящим), преследование (врага)
2) рассмешить, несгораемый, нездешний
3) подыграть, межинститутский, разыскать
4) двухъярусный, разъяснение, суперъяхта
5) прародитель, праславянский (язык), прабабушка

Задание 11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (отмыть) дочист.., (подходить) избирательн..
2) милост..вый, ковш..к
3) дириж..р, юбч..нка
4) продл..вать, яблон..вый
5) (снег) раста..л, откле..л

Ответ: 24

Пояснение

1) (отмыть) дочиста, (подходить) избирательно
2) милостивый, ковшик
3) дирижёр, юбчонка
4) продлевать, яблоневый
5) (снег) растаял, отклеил

Задание 12

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вылет..шь, (ветер) засвищ..т
2) обгоня..мый, промасл..нный (блин)
3) животрепещ..щий (вопрос), (куры) кудахч..т
4) накорм..шь, зала..вшая (собака)
5) веру..шь, отгон..шь (в сторону)

Ответ: 23

Пояснение

1) вылетишь, (ветер) засвищет
2) обгоняемый, промасленный (блин)
3) животрепещущий (вопрос), (куры) кудахчут
4) накормишь, залаявшая (собака)
5) веруешь, отгонишь (в сторону)

Задание 13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

  1. В пакете оказалось (НЕ)ЧТО иное, как самая обычная колбаса.
  2. Поле заросло давно (НЕ)КОШЕННОЙ травой.
  3. Мне (НЕ)ЧЕГО было ответить на его упреки.
  4. (НE)СМОТРЯ на проливной дождь, мы решили пойти на прогулку.
  5. Разговоры взрослых (НИ)СКОЛЬКО не помешали уставшим детям заснуть.

Ответ: 12

Задание 14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.

  1. ТОГДА(ЖЕ), в общежитии, он научился готовить макароны (ПО)ФЛОТСКИ.
  2. Нужно было вскопать участок на (ПОЛ)ЛОПАТЫ и КОЕ(ГДЕ) разровнять поверхность.
  3. Плед был раскрашен (ПО)ШОТЛАНДСКИ, в (КРАСНО)ЧЁРНУЮ клетку.
  4. (В)ПРОЧЕМ, я должен признаться, что был (ПО)НАСТОЯЩЕМУ рад снова видеть этих людей.
  5. Мой отец работал помощником режиссёра на большой (КИНО)СТУДИИ и через КАКОЕ(ТО) время начал мечтать снять собственный фильм.

Ответ: 23

Пояснение

1) ТОГДА ЖЕ, в общежитии, он научился готовить макароны ПО-ФЛОТСКИ.
2) Нужно было вскопать участок на ПОЛ-ЛОПАТЫ и КОЕ-ГДЕ разровнять поверхность.
3) Плед был раскрашен ПО-ШОТЛАНДСКИ, в КРАСНО-ЧЁРНУЮ клетку.
4) ВПРОЧЕМ, я должен признаться, что был ПО-НАСТОЯЩЕМУ рад снова видеть этих людей.
5) Мой отец работал помощником режиссёра на большой КИНОСТУДИИ и через КАКОЕ-ТО время начал мечтать снять собственный фильм.

Задание 15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Представьте себе безветре(1)ый день, облакá расстеле(2)ы по небу, как дли(3)ые тка(4)ые скатерти, окантова(5)ые по краям серебря(6)ой оторочкой, — поисти(7)е идиллическая картина.

Ответ: 2467

Пояснение

(1) есть приставка без-, поэтому две НН
(2) расстелены — краткое причастие
(3) длинные — одна Н в основе, другая — в суффиксе
(4) тканые — причастие образовано от глагола несовершенного вида
(5) окантованные — причастие совершенного вида
(6) серебряной — суффикс -ян-
(7) поистине — наречие от сущ. истина

Задание 16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. В стремлении передать тревожность эпохи режиссёр не мог не прибегнуть к использованию светотени и применил резкий световой контраст в качестве главного приёма выразительности.
  2. Кот медленно очень аккуратно обошёл стул и стол и хищным прищуром нацелился в сторону полки и шкафа.
  3. Многие романтические драмы были «малоисторичны» и если не искажали исторические события то грешили поверхностной трактовкой характеров и схематизмом конфликтов.
  4. Романтики особое внимание обращали на внутренний мир личности и для многих авторов художественный текст стал в эпоху романтизма зоной увлекательного психологического эксперимента.
  5. В глазах зрителя эпохи классицизма главный герой не мог быть подлым или злобным или нерешительным.

Ответ: 234

Пояснение

1) В стремлении передать тревожность эпохи режиссёр не мог не прибегнуть к использованию светотени и применил резкий световой контраст в качестве главного приёма выразительности.
2) Кот медленно, очень аккуратно обошёл стул и стол и хищным прищуром нацелился в сторону полки и шкафа.
3) Многие романтические драмы были «малоисторичны» и если не искажали исторические события, то грешили поверхностной трактовкой характеров и схематизмом конфликтов.
4) Романтики особое внимание обращали на внутренний мир личности, и для многих авторов художественный текст стал в эпоху романтизма зоной увлекательного психологического эксперимента.
5) В глазах зрителя эпохи классицизма главный герой не мог быть подлым, или злобным, или нерешительным.

Задание 17

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Баба Валя (1) отворив нам (2) увешанный пучками сухих душистых трав (3) сарайчик (4) уложила нас там на свежем сене, и (5) довольная сделанным делом (6) обратно она шла (7) что-то негромко напевая (8) себе под нос (9) и улыбаясь.

Ответ: 14567

Пояснение

(1) и (4) — обособление деепричастного оборота
(2) и (3) — не нужны запятые, так как причастный оборот стоит перед определяемым словом
(5) и (6) — обособление несогласованного определения
(7) — запятая перед деепричастным оборотом
(8) — не нужна запятая в середине дееприч. оборота
(9) — не нужны запятые, так как дееприч. оборот и деепричастие однородные

Задание 18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Может быть (1) его желание приобрести дачу в наших местах и остыло бы (2) со временем, но (3) буквально (4) через неделю после описанного разговора в газете появилось объявление о продаже участка (5) как раз (6) в Ушаковке, и (7) конечно (8) Фёдор тут же связался со мной.

Ответ: 178

Пояснение

(1) — вводное
(2) — не вводное
(3) и (4) — не вводное
(5) и (6) — не вводное
(7) и (8) — вводное

Задание 19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В отчаянных попытках выбраться прошло ещё пять минут (1) в течение которых (2) Иван начал понимать (3) что (4) чем больше он упирается (5) в стремлении вытащить ноги из трясины (6) тем глубже туда погружается.

Ответ: 136

Пояснение

(1) запятая перед придаточным
(2) не нужна
(3) запятая перед придаточным
(4) не нужна, потому что есть «тем»
(5) не нужна
(6) перед «тем»

Задание 20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Штатский всё говорил и говорил (1) и (2) пока он говорил (3) лейтенант молча смотрел на него (4) как смотрят на человека (5) который и хотел бы объяснить что-то важное (6) да у него не хватает слов (7) чтобы объяснить другому.

Ответ: 1234567

Задание 21

Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Кашалот — морское млекопитающее, которое удивляет своими размерами и особенностями. (2)Длина самцов может достигать 20 метров, самок — десяти-тринадцати. (3)В стаде кашалотов царит строгая иерархия: самки с детёнышами держатся отдельно от взрослых самцов — защитников стаи. (4)В океане эти гиганты чувствуют себя как дома: они свободно плавают на тех глубинах, где попадаются головоногие моллюски — их любимое лакомство. (5)Когда кашалот ныряет, это настоящее зрелище, за которым можно наблюдать часами. (6)Охота на кальмаров — любимое занятие кашалотов, способных погружаться на большую глубину, — требует
от этих животных не только выносливости и силы, но и ловкости. (7)Кроме того, учёные выяснили, что голова этого кита содержит природный механизм, позволяющий животному во время охоты издавать особые звуки для эхолокации. (8)Кашалоты, как оказалось, обладают сложной системой коммуникации под водой, напоминающей язык, активно используя её при охоте, — это настоящее чудо природы.
(9)Кашалоты — флагманы океана, способствующие поддержанию природного баланса, — играют важную роль в экосистеме планеты.

Ответ: 3469

Пояснение

(1) между подлежащим и сказуемым
(2) пропуск сказуемого
(3) приложение
(4) приложение
(5) —
(6) приложение
(7) —
(8) БСП
(9) приложение

Задание 22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) С чрезвычайною точностью гость расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор.
(Н. В. Гоголь)

Б) «Какое странное сооружение!» — невольно воскликнул проезжий, глядя на причудливый дом помещицы.
(Н. В. Гоголь)

В) — Может быть, здесь… В этом, вами сейчас выраженном изъяснении скрыто другое?
— Нет, — подхватил Чичиков…
(По Н. В. Гоголю)

Г) Толстые умеют лучше тонких на этом свете обделывать дела свои…
(По Н. В. Гоголю)

Д) Сын роскоши, прохлад и нег,
Куда, Мещерский, ты сокрылся?
Оставил ты сей жизни брег,
К брегам ты мёртвых удалился.
(Г. Р. Державин)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) эпифора
2) риторическое обращение
3) синтаксический параллелизм
4) парцелляция
5) риторическое восклицание
6) вопросно-ответная форма изложения
7) сравнение
8) риторический вопрос
9) литота

Ответ: 35476

Прочитайте текст и выполните задания 23–27.

— (1)Жендос — корявый нос, поросёночка унёс!
(2)Евгений Иванович Голубев повернул голову — перегнувшись через заборчик, на него смотрела, улыбаясь, Елена Ивановна, стройная, но немолодая уже женщина, очень похожая на мать, Глафиру Николаевну, только мать в его воспоминаниях всегда была моложе. (3)Забор не помешал Голубеву обнять и расцеловать сестру.
— (4)Ленивый, как все хирурги. (5)Не позвони я, не скажи, что улицу сносят, ведь не приехал бы никогда! (6)А так повод: в последний раз на дом детства глянуть.
— (7)Спасибо.
— (8)Конечно, в городе-то лучше. (9)Совсем забыл родные места… (10)Царапнуло сердечко-то?
— (11)Есть маленько.
— (12)Да уж вижу, что не маленько. (13)Всё детство разом вспомнил?
— (14)”Всё” сразу не вспомнишь. (15)Я постепенно.
— (16)Вспоминай, вспоминай. (17)Это нам полезно.
(18)И потом спросила, глядя на стоявшего рядом Лёшку:
— А это что за жертва урбанизации?
— (19)Он не урбанизации. (20)Соседкин сын. (21)Мать-одиночка.
— (22)Не усыновлять ли собрался?
— (23)Может, и усыновил бы, да соседка не даст. (24)Горластая.
(25)Евгений Иванович захотел сменить тему разговора.
— (26)А ты, Лен, стала меньше походить на мать.
— (27)Старею я, братик.
— (28)Да брось ты.
— (29)Скоро на пенсию… (30)Вот счастье привалило: дом ломают, цéлую квартиру в городе дают… (31)А как у тебя?
— (32)Пытаюсь выполнить нормы по резекции желудка.
— (33)Печатаешь?
— (34)Что мне печатать?
— (35)Стихи свои. (36)На машинке.
— (37)Ну да, сейчас мода такая: все хирурги в писатели пошли. (38)Даже в юмористы.
— (39)Не страшно. (40)Хуже будет, если наоборот.
— (41)Это как?
— (42)Ляжешь на стол, а тебе скажут: «А сейчас аппендицит вам чикнет сам Андрей Вознесенский».
(43)Они посмеялись, потом Евгений Иванович позвал Лёшку, все прошли в небольшой сад перед домом.
— (44)В дом войдёшь?
— (45)Подожди, сестра, дай с садом поздороваться. (46)И попрощаться заодно. (47)Его ведь тоже в расход…
(48)Евгений Иванович подошёл к яблоне, погладил её серую кору.
(49)Подметил, что крона закрывает от него почти полсада. (50)Улыбнулся чему-то, вышел на открытое место.
— (51)Если мне не изменяет память, то вот здесь, Лёха, было бомбоубежище.
— (52)Левее немного, — поправила его Елена Ивановна.
— (53)Здесь?
— (54)Да…
(55)Евгений Иванович помолчал, а Лёшка поинтересовался:
— А что такое бомбоубежище?
— (56)Это дом в земле, в котором люди прятались в войну от бомбёжки, чтобы их не убило, — пояснила Елена Ивановна.
— (57)А зачем их убивать? — опять спросил Лёшка.
— (58)Зачем убивать… — повторил Евгений Иванович, посмотрел на сестру и физиономию вытянул: мол, вот парень даёт: какие вопросы забивает.
— (59)Знаешь, Лёха, честно говоря, долго это тебе объяснять, да ты сейчас всего и не поймёшь. (60)Знай пока одно, парень: плохо для всех — и для больших, и для маленьких, — когда война. (61)И лучше бы у нас её никогда не было. (62)Сейчас это наша забота, а вырастешь, мы тебе всё расскажем и заботу эту тебе передадим. (63)Поймёшь, узнаешь. (64)Станешь нашим защитником. (65)Будешь?
— (66)Буду. (67)А как я узнáю?
(68)Евгений Иванович поднял его на руки, подошёл к берёзе.
(69)Показал ему заплывшее опухолью место на стволе. (70)Спросил сестру: «Здесь?» (71)Та кивнула головой.
— (72)Видишь ли, Алексей, вот тут в дерево в войну ударил огромный осколок от бомбы и застрял там, в стволе. (73)Место давно уже заросло — оно тебе и не заметно. (74)Но он там, понимаешь, там. (75)И берёза помнит, помнит до сих пор. (76)Прошло время, выросли новые ветки на берёзе. (77)А старые ветки рассказывают им про войну.
— (78)А как?
— (79)А сок идёт снизу, из земли, через осколок. (80)Молодые ветки и спрашивают: «Отчего это сок горчит иногда?» (81)А старые отвечают: «Это война была».
— (82)Больно ты мудрёно говоришь, — Елена Ивановна улыбнулась.
— (83)Так я сейчас больше для себя, для уточнения. (84)А парень тоже поймёт! (85)Подрастёт и поймёт, если втолковать как следует, а не как иногда у тебя в школе педагоги… (86)Ну-ну — шучу. (87)Главное, чтобы правильно втолковать. (88)А для этого пока живём — не забывать, ничегошеньки.
(89)Евгений Иванович прислонился к берёзе, замолчал. (90)Смотрел на цветущий в последний раз старый сад и молчал, вспоминал…

(По Ю. И. Чичёву*)

*Юрий Иванович Чичёв (1938–2021) — современный русский поэт, писатель, журналист.

Задание 23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Евгений Иванович приехал навестить Лёшкину сестру — Елену Ивановну.
2) Евгений Иванович — хирург, а работа Елены Ивановны связана со школой.
3) Перед выходом на пенсию Елена Ивановна планировала продать старый дом за городом и купить квартиру в городе.
4) Кроме дома, планировалось снести и сад возле него.
5) Евгений Иванович планирует взять Лёшку к себе жить, предварительно усыновив его.

Ответ: 24

Пояснение

1) Он приехал, потому что ему позвонили и сообщили, что сносят улицу (предложения 5–6).
3) Нет, дом сносят, поэтому ей дают целую квартиру (предложения 29–30).
5) Он не может усыновить — соседка не даст (предложения 23–24).

Задание 24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 2 представлено описание.
2) В предложениях 5, 6 содержится описание.
3) Предложения 11 и 12 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 37–40 представлено повествование.
5) В предложениях 59–62 представлено рассуждение.

Ответ: 135

Пояснение

2) повествование
4) рассуждение

Задание 25

Из предложений 13–17 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: сразупостепенно

Задание 26

Среди предложений 55–59 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и контекстных синонимов. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: 58

Пояснение

Лексический повтор: зачем, убивать. Контекстные синонимы: спросил, забивает.

Сочинение

Что можно противопоставить неумолимости времени?

Чичёв считает, что против безжалостности времени могут выступать только воспоминания и их передача будущим поколениям.

Чтобы доказать свою позицию, автор пишет о том, как Евгений Иванович, который давно не был в родных местах, приехал взглянуть на дом детства в последний раз, потому что его скоро снесут. Он прощается с садом, гладит яблони (предложения 45–50). Становится очевидно: сколько бы времени ни прошло, человек всегда будет помнить о дорогих его сердцу местах.

Далее Евгений Иванович рассказывает маленькому Лёшке о берёзе, в стволе которой с войны застрял осколок. Герой объясняет, что дерево «помнит» о войне, и эта память передаётся новым веткам через горький сок, проходящий через ржавый металл (предложения 79–81). Евгений Ивановича отмечает, что важно «…пока живём… не забывать, ничегошеньки», поэтому он рассказывает мальчику о войне. Читатель понимает: нельзя забывать о прошлом, важно помнить о нем и делиться воспоминаниями с будущими поколениями.

Приведенные примеры дополняют друг друга и помогают автору показать, что, чтобы противостоять времени, человек должен хранить в сердце и светлые воспоминания о своём прошлом, и горькую правду об истории своей страны, передавая память молодым.

Я согласна с позицией Чичёва. Действительно, сохраняя прошлое в своём сердце, в книгах, в традициях и передавая его детям, мы можем противостоять неумолимости времени. Так, Дмитрий Лихачёв всю жизнь посвятил сохранению культурного наследия России, изучая и защищая древнерусскую литературу, архитектуру, искусство. Его труды питают современные поколения, не давая забыть о прошлом. Лихачев считал своим долгом передать знания и ценности потомкам, противопоставляя хрупкость человеческой жизни вечности культуры.

Поделиться

Предмет
Предметы, которые сдаешь

Осталось всего

Выбрать курс
*При оплате курса хотя бы на месяц