Экзамен по русскому языку состоит из 27 заданий. Для 11-классников самое сложное из них — последнее, не случайно за него дают больше всего баллов. Но и вопросов при его написании возникает множество: если подготовиться к тестовой части можно, выучив теорию и отработав решение заданий, то с сочинением-рассуждением дела обстоят иначе: важно внимательно изучить критерии и узнать нюансы написания работы, при этом проверяя все, что ты видишь в разных источниках и что говорят на уроках в школе, в официальных документах. Все-таки ЕГЭ — это более серьезный экзамен, чем ОГЭ в 9 классе, поэтому и подходить к подготовке нужно ответственнее.
Структура сочинения
Начать подготовку к написанию сочинения ЕГЭ следует с изучения требований и критериев оценки. Важно также напомнить, что оно должно состоять как минимум из 150 слов и быть оригинальным, то есть не списанным откуда-либо.
Теперь, когда мы знакомы с критериями оценки, можно определить структуру всей работы. Мы рекомендуем писать 6 абзацев по такому плану:
- Проблема
- Пример 1 + микровывод
- Пример 2 + микровывод
- Анализ связи
- Авторская позиция
- Собственная позиция
Заключение (как и вступление) писать не обязательно, если ты завершаешь собственную позицию микровыводом, который подходит ко всему сочинению, а не только к конкретному аргументу. Иногда учителя, репетиторы, блогеры и преподаватели онлайн-школ настаивают на заключении, но, как мы уже сказали, это не обязательно. Главное, чтобы рассуждение было логически завершено.
Далее рассмотрим каждую часть сочинения подробнее, но для начала разберемся, как читать тексты, предложенные для анализа.
Как читать тексты для сочинения ЕГЭ?
Во-первых, нужно принять тот факт, что на ЕГЭ по русскому очень сложных текстов не бывает, кто бы что ни говорил (даже текст Распутина с экзамена 2024 года не такой трудный, каким показался ученикам на первый взгляд), а значит, ты точно разберешься.
Алгоритм чтения текста:
- Обращаемся к последнему абзацу: как правило, уже в нём содержится авторская позиция.
- Читаем текст, отмечаем удачные обороты, оценочные слова, главные мысли абзацев.
- Не оставляем ни одной непонятой детали: что случилось с героями? Как их зовут? Кто что говорит?
- Можно попробовать прочитать текст с конца.
- Определяем, какой герой положительный, а какой отрицательный, какой поступок автор одобряет, а какой — нет. Герои и события — это твои будущие аргументы, доказывающие позицию автора.
Когда мы пройдемся по этому алгоритму, в голове сложится пазл: ты поймешь, какие отрывки текста можно использовать в комментарии как доказательства позиции автора, что писатель хочет донести до читателя, как он относится к тем или иным явлениям, событиям, персонажам.
Быстрее скачивай 10 сочинений,
за которые эксперты в 2024 году выставили 21 балл из 21 нашим выпускникам
Бери на заметку крутые фишки и пиши на заветный максимум сам!
Авторская позиция
Наверное, тебя удивляет, что мы начинаем разбор не с проблемы, а с авторской позиции, но сейчас ты поймешь почему. Авторская позиция (АП) — это главная часть работы, потому что в ней нужно отразить мнение автора текста о проблеме. Мы будем доказывать ее в комментарии и в собственной позиции, вокруг нее строится все сочинение.
Как выбрать авторскую позицию?
Иногда ученикам бывает непросто сразу сформулировать то, что нужно. При первом прочтении текст может показаться непонятным, особенно, если он художественный. В таком случае мы можем понять, что хотел сказать автор, проанализировав поступки и слова героев.
Важно: в тексте может быть несколько авторских позиций, но нам нужна только одна, чтобы не нарушать логику сочинения и облегчить себе работу по написанию других частей сочинения. Как в таком случае определиться с выбором? Ответь на эти вопросы:
- Какая АП кажется более понятной?
- По какой АП есть два примера для комментария?
- Какой АП посвящен больший объем текста?
- Какая АП более конкретно сформулирована, не содержит отрицания
- Какая АП содержит нравоучение (ответ на вопрос, как следует поступать)?
Когда в ходе рассуждения ты получишь все ответы, сможешь сформулировать идеальную авторскую позицию. Приведем пару примеров из работ наших учеников-11-классников:
Писатель считает, что любовь помогает человеку «проникнуть в суть мира».
М. М. Пришвин считает, что «любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль собственным путем».
Заметь: мы специально привели две авторские позиции по одному тексту, чтобы показать, что, во-первых, можно упоминать или не упоминать ФИО автора, во-вторых, АП может как полностью быть выражена цитатой, так и частично, а можно вообще сформулировать все самостоятельно.
Ошибки в формулировании авторской позиции
Чтобы уберечь тебя от потери баллов за эту часть сочинения, мы составили небольшой список распространенных ошибок в работах 11-классников:
Проблема
Теперь, когда мы знаем, какова позиция автора, можно приступать к формулировке проблемы. Сделать это достаточно просто: нужно всего лишь задать вопрос к уже имеющейся АП. Но и здесь есть нюанс: лучше не начинать с «почему» (неудобно будет писать комментарий). Закрытые вопросы (Можно ли…?) разрешены.
Мы рекомендуем формулировать проблему именно вопросом: в этом случае шанс в нее не попасть очень мал, поскольку мы уже дали ответ в авторской позиции.
Безусловно, можно сформулировать проблему словосочетанием, но должно быть 3-4 слова: «проблема проявления героизма на войне». В таком случае желательно написать введение, чтобы не потерять баллы за логику.
Не надо бояться лексических повторов между АП и проблемой: их разделяет три абзаца (два примера в комментарии и анализ связи), да и эксперту с повторами даже удобнее проверять.
Приведем несколько примеров сформулированных проблем:
Какую роль природа играет в жизни человека?
Что изменилось в системе жизненных ценностей сегодняшнего общества?
Ценны ли для человека воспоминания о детстве?
Обрати внимание: проблема — это не тема сочинения. Тема — это то, что обсуждается в тексте, например, воспоминания о детстве. Проблема — вопрос, который подтолкнул автора к рассуждениям на тему.
Верная формулировка проблемы — очень важный шаг в написании сочинения, поскольку, если ошибиться, можно потерять баллы не только за нее, но и за три следующих критерия: комментарий, авторскую и собственную позиции, а это целых 6 первичных баллов из 21 (в 2024 году).
Комментарий
Эта часть работы самая объемная и требует больше всего внимания. Здесь нам нужно привести два доказательства авторской позиции из текста. Примеры-иллюстрации бывают двух видов: высказывание авторитетного человека (в публицистике) и конкретный пример (поступок героя, случай, чувства). Один аргумент состоит из трех элементов:
Начало
Пример 1: Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, И. И. Иванов (во-первых) пишет о…
Пример 2: Однако / напротив… (если примеры противопоставлены), далее автор пишет о… / во-вторых… /… также… (если примеры дополняют друг друга)
Пример
Здесь пишем только то, что важно для обоснования АП, желательно цитировать исходный текст и / или указывать номера предложений.
Микровывод, или пояснение
Эта часть показывает оценку автора или читателя, делает из примера аргумент, связывает пример с АП): Автор показывает, что… / Читатель понимает, что… / Становится очевидно (ясно, понятно), что… / Итак…
За два примера-иллюстрации из текста ты получишь 2 балла из 3. Чтобы получить максимум, надо указать и проанализировать связь примеров.
Связь примеров в комментарии
Часто выпускники теряют балл именно здесь, но мы еще вернемся к обсуждению ошибок после того, как расскажем о смысловой связи. В методических рекомендациях ФИПИ можно найти полный список возможных видов связи, но самые встречающиеся — дополнение и противопоставление, поэтому рассмотрим их.
Дополнение: когда мы выбираем этот тип связи, при его анализе важно не просто написать, что примеры-иллюстрации дополняют друг друга и обобщить их, а показать, в чем конкретно заключается это самое дополнение. Мы советуем использовать связку «не только… но и», так шансы допустить ошибку в анализе снижаются:
Противопоставление: это самая простая смысловая связь между примерами, поскольку мы понимаем, что будем ее использовать, уже читая текст: сразу видно, есть ли в нем есть противоположные герои / поступки. При выборе этого вида связи обращаем внимание на то, что нельзя просто сказать, что герои поступили по-разному или явления отличаются друг от друга, надо пояснить, в чем заключается разница.
Ошибки в комментарии
Мы уже упомянули некоторые виды ошибок при разборе частей, из которых состоит комментарий, еще раз повторим важные моменты, забывая о которых 11-классники не получают максимум на ЕГЭ:
- Пояснения нужны к обоим примерам-иллюстрациям в комментарии, иначе теряем баллы по К2.
- Общего пояснения к двум примерам сразу писать не надо: это не запрещено, просто будут лишние слова (и больше шансов ошибиться) и сложнее не допускать повторов.
- Микровывод обычно содержит оценку (лучше авторскую, но можно и читательскую) действий героя, ситуаций, предложенных в тексте и т. д. Его можно начинать словами: таким образом; читатель понимает, что…; автор показывает, что…
- В анализе смысловой связи мало указать саму связь, нужно еще и проанализировать ее: написать, каким образом примеры дополняют друг друга или в чем они противопоставлены.
Собственная позиция
Наконец-то мы дошли до самой простой части сочинения — собственной позиции. Сразу хотим сказать: в 2024 году не обязательно было использовать аргументы из литературы, на чем обычно настаивают учителя в школах, это миф. В 2025 году грозятся изменить критерии, но пока о новых требованиях ничего неизвестно.
Какие аргументы можно использовать в сочинении ЕГЭ:
- Из жизни (про прабабушку, подругу, любимую мягкую игрушку и собственное детство)
- Из кинематографа, истории, биологии, географии, политики… (но помни, что в сочинениях лучше избегать использования терминологии)
- Литературный аргумент (в сочинении ЕГЭ можно не писать ни фамилию автора, ни название произведения; и этого лучше не делать, если не уверен в том, вспомнил(а) верно)
Но просто аргумент сформулировать недостаточно, важно выразить согласие / несогласие с автором. Если упустить одну из требуемых частей, собственную позицию оценят в 0 баллов. Мы рекомендуем писать так:
Я согласен(-на) с позицией автора / ФИО. Думаю, что… Так / например, моя прабабушка / подруга / собака…
Когда стоит начинать подготовку к написанию сочинения?
Чем раньше, тем лучше. Как уже было сказано в начале статьи, сочинение — это самая важная часть ЕГЭ по русскому языку, поскольку она оценивается в 21 первичный балл, а значит, более 40 вторичных. То есть от того, насколько хорошо ты справишься с данной работой, зависит, сдашь ли ты русский на те баллы, на которые рассчитываешь.
Для того чтобы подготовиться к сочинению, не нужно ничего зубрить, достаточно внимательно изучить материал этой статьи, составить план и начать тренироваться в написании. Можешь найти в интернете тексты, которые встречались когда-то на экзамене, сначала попробовать сформулировать АП и проблемы, потом переходить к другим частям сочинения. Используй для подготовки те тексты, к которым есть ключи, чтобы проверять, верно ли ты понял(а) автора.
Чем больше сочинений по художественным и публицистическим ты напишешь, тем лучше ты будешь готов(а) к экзамену. Незадолго до ЕГЭ советуем отдать несколько работ на проверку экспертам (тем, кто проверяет работы на реальном экзамене), например, Анне Солдаевой, чтобы понять, какие ошибки ты допускаешь и избежать их на ЕГЭ по русскому.
Часто задаваемые вопросы
Как писать сочинение ЕГЭ?
Сочинение ЕГЭ строится из 6-7 абзацев: проблема, 1 пример комментария, 2 пример комментарий, смысловая связь примеров и ее анализ, авторская позиция и собственная позиция. Чтобы получить максимальные баллы по первым четырем критериям, важно придерживаться этой структуры.
Можно ли подготовиться к сочинению ЕГЭ самостоятельно?
Да, можно. Но для качественной подготовки желательно не только изучить критерии и структуру, потренироваться в написании, но и отдать хотя бы парочку работ на проверку экспертам ЕГЭ (тем, кто проверяет сочинения на реальном экзамене), чтобы они указали на ошибки и недочеты, о которых знают не все.
Можно ли приводить аргумент из жизни в доказательство собственной позиции?
Да. Аргумент может быть не только из литературы, но и из жизненного опыта. Это доказывают тысячи работ наших учеников с реального ЕГЭ. В 2025 году могут внести изменения в критерии, поэтому лучше внимательно следить за актуальностью информации и все перепроверять в официальных источниках, например, на сайте ФИПИ.
Нужно ли писать вступление в сочинении ЕГЭ?
Можно не писать, если проблема сформулирована вопросом. Если же она сформулирована словосочетанием, тогда лучше написать небольшое вступление, чтобы работа выглядела логично.
Бесплатный вводный урок в школе insperia