Экзамен по русскому языку состоит из 27 заданий. Для 11-классников самое сложное из них — последнее, не случайно за него дают больше всего баллов. Но и вопросов при его написании возникает множество: если подготовиться к тестовой части можно, выучив теорию и отработав решение заданий, то с сочинением-рассуждением дела обстоят иначе: важно внимательно изучить критерии и узнать нюансы написания работы, при этом проверяя все, что ты видишь в разных источниках и что говорят на уроках в школе, в официальных документах. Все-таки ЕГЭ — это более серьезный экзамен, чем ОГЭ в 9 классе, поэтому и подходить к подготовке нужно ответственнее.
Не хотим хвастаться, но 64% учеников нашего курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в прошлом году получили 20/21 балл из 21 🙂
Быстрее скачивай 10 сочинений,
за которые эксперты в 2024 году выставили 21 балл из 21 нашим выпускникам
Бери на заметку крутые фишки и пиши на заветный максимум сам!
Структура сочинения
Начать подготовку к написанию сочинения ЕГЭ следует с изучения требований и критериев оценки. Важно также напомнить, что оно должно состоять как минимум из 150 слов и быть оригинальным, то есть не списанным откуда-либо.
Критерий | Баллы |
К1 (авторская позиция) | 1 |
К2 (комментарий) | 3 |
К3 (собственная позиция) | 2 |
К4 (факты) | 1 |
К5 (логика) | 2 |
К6 (этика) | 1 |
К7 (орфография) | 3 |
К8 (пунктуация) | 3 |
К9 (грамматика) | 3 |
К10 (речь) | 3 |
ИТОГО | 22 |
Теперь, когда мы знакомы с критериями оценки, можно определить структуру сочинения ЕГЭ. Мы рекомендуем писать 6 абзацев по такому плану:
- Проблема
- Пример 1 + микровывод
- Пример 2 + микровывод
- Анализ связи
- Авторская позиция
- Собственная позиция
Но также возможен и другой вариант, который многие рекомендуют:
- Проблема
- Авторская позиция
- Пример 1 + микровывод
- Пример 2 + микровывод
- Анализ связи
- Собственная позиция
Заключение (как и вступление) писать не обязательно, если ты завершаешь собственную позицию микровыводом, который подходит ко всему сочинению, а не только к конкретному аргументу. Иногда учителя, репетиторы, блогеры и преподаватели онлайн-школ настаивают на заключении, но, как мы уже сказали, это не обязательно. Главное, чтобы рассуждение было логически завершено.
Шаблон для сочинения
Чтобы тебе было легче, мы предлагаем использовать клише для сочинения ЕГЭ, с помощью которых можно написать логичную работу и не потерять баллы. Ими пользуются уже все наши ученики и их же использовали выпускники, которые получили максимум на экзамене.
1 абзац — проблема (берем из задания) + На этот вопрос отвечает в предложенном тексте автор.
2 абзац — авторская позиция. Автор считает, что…
3 абзац — первый пример комментария. Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, / Отвечая на предложенный/данный вопрос, И. И. Иванов пишет о… Пример из текста, подтверждающий АП. Становится очевидно, что + микровывод.
4 абзац — второй пример комментария. Логический переход (однако / напротив / далее автор (также) описывает / указывает на / показывает / повествует о / вспоминает о / обращает внимание читателя на…) + второй пример. Читатель понимает, что + микровывод.
5 абзац — анализ связи: Приведённые примеры дополняют друг друга, помогая писателю показать / доказать / описать / подчеркнуть… не только… но и… или Противопоставление приведённых примеров помогает писателю показать контраст между … и …
6 абзац — собственная позиция. Я согласен(-на) (Позволю себе не согласиться) с позицией И. И. Иванова. Думаю, что… (тезис). Так, … + аргумент.
7 абзац — вывод (можно не писать). В заключение хочу ещё раз подчеркнуть…
Пример сочинения ЕГЭ
Чтобы лучше понять структуру работы и увидеть, как использовать наши клише, приведем пример сочинения ЕГЭ, за которое наша выпускница получила максимум в 2024 году. Оно было написано по тексту Порудоминского об искусстве. Клише выделили жирным.
Какую роль играет искусство в жизни человека?
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, В. И. Порудоминский пишет о П. М. Третьякове, для которого «нежно придерживаемая… свернутая рулоном или натянутая на подрамник картина — самое дорогое». Становится очевидно, что произведения искусства имеют большое значение в жизни героя.
Далее автор подчеркивает, что «долго и упорно добивается иной раз Павел Михайлович заполучить в… собрание примеченную картину», и «даже царь, подойдя на выставке к облюбованному полотну, узнает подчас, что куплено г-ном Третьяковым». Читатель понимает, что герой готов пойти на все ради приобретения произведений искусства.
Приведенные примеры, дополняя друг друга, помогают писателю показать, что человек тратит все силы, чтобы заполучить картины, так как они являются важными для него.
Автор считает, что искусство играет большую роль в жизни человека, потому что дарят положительные эмоции.
Я согласна с позицией В. И. Порудоминского. Действительно, искусство важно для людей. Например, моя бабушка регулярно посещает театры и музеи. Это помогает ей быть счастливой и оставаться в хорошем настроении.
Таким образом, произведения искусства занимают особое место в жизни человека.
Какие аргументы можно использовать в сочинении ЕГЭ?
Самая простая часть сочинения — собственная позиция. Сразу хотим сказать: не обязательно использовать аргументы из литературы, на чем обычно настаивают учителя в школах, это миф.
Какие аргументы можно использовать в сочинении ЕГЭ:
- Из жизни (про прабабушку, подругу, любимую мягкую игрушку и собственное детство)
- Из кинематографа, истории, биологии, географии, политики… (но помни, что в сочинениях лучше избегать использования терминологии)
- Литературный аргумент (в сочинении ЕГЭ можно не писать ни фамилию автора, ни название произведения; и этого лучше не делать, если не уверен в том, вспомнил(а) верно)
Но просто аргумент сформулировать недостаточно, важно выразить согласие / несогласие с автором. Если упустить одну из требуемых частей, собственную позицию оценят в 0 баллов.
Авторская позиция в ЕГЭ
Авторская позиция в ЕГЭ (АП) – это главная часть работы, потому что в ней нужно отразить мнение автора текста о проблеме. Мы будем доказывать ее в комментарии и в собственной позиции, вокруг нее строится все сочинение.
Как выбрать авторскую позицию?
Иногда ученикам бывает непросто сразу сформулировать то, что нужно. При первом прочтении текст может показаться непонятным, особенно, если он художественный. В таком случае мы можем понять, что хотел сказать автор, проанализировав поступки и слова героев.
Важно: в тексте может быть несколько авторских позиций, но нам нужна только одна, чтобы не нарушать логику сочинения и облегчить себе работу по написанию других частей сочинения. Как в таком случае определиться с выбором? Ответь на эти вопросы:
- Какая АП кажется более понятной?
- По какой АП есть два примера для комментария?
- Какой АП посвящён больший объём текста?
- Какая АП более конкретно сформулирована, не содержит отрицания?
- Какая АП содержит нравоучение (ответ на вопрос, как следует поступать)?
Когда в ходе рассуждения ты получишь все ответы, сможешь сформулировать идеальную авторскую позицию. Приведем пару примеров из работ наших учеников-11-классников:
Писатель считает, что любовь помогает человеку «проникнуть в суть мира».
М. М. Пришвин считает, что «любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль собственным путем».
Заметь: мы специально привели две авторские позиции по одному тексту, чтобы показать, что, во-первых, можно упоминать или не упоминать ФИО автора, во-вторых, АП может как полностью быть выражена цитатой, так и частично, а можно вообще сформулировать все самостоятельно.
Когда стоит начинать подготовку к написанию сочинения?
Чем раньше, тем лучше. Как уже было сказано в начале статьи, сочинение — это самая важная часть ЕГЭ по русскому языку, поскольку она оценивается в 21 первичный балл, а значит, более 40 вторичных. То есть от того, насколько хорошо ты справишься с данной работой, зависит, сдашь ли ты русский на те баллы, на которые рассчитываешь.
Для того чтобы подготовиться к сочинению, не нужно ничего зубрить, достаточно внимательно изучить материал этой статьи, составить план и начать тренироваться в написании. Можешь найти в интернете тексты, которые встречались когда-то на экзамене, сначала попробовать сформулировать АП и проблемы, потом переходить к другим частям сочинения. Используй для подготовки те тексты, к которым есть ключи, чтобы проверять, верно ли ты понял(а) автора.
Чем больше сочинений по художественным и публицистическим ты напишешь, тем лучше ты будешь готов(а) к экзамену. Незадолго до ЕГЭ советуем отдать несколько работ на проверку экспертам (тем, кто проверяет работы на реальном экзамене), например, Анне Солдаевой, чтобы понять, какие ошибки ты допускаешь, и избежать их на ЕГЭ по русскому.
Часто задаваемые вопросы
Как писать сочинение ЕГЭ?
Сочинение ЕГЭ строится из 6-7 абзацев: проблема, 1 пример комментария, 2 пример комментарий, смысловая связь примеров и ее анализ, авторская позиция и собственная позиция.
Можно ли подготовиться к сочинению ЕГЭ самостоятельно?
Да, можно. Но для качественной подготовки желательно не только изучить критерии и структуру, потренироваться в написании, но и отдать хотя бы парочку работ на проверку экспертам ЕГЭ (тем, кто проверяет сочинения на реальном экзамене), чтобы они указали на ошибки и недочеты, о которых знают не все.
Можно ли приводить аргумент из жизни в доказательство собственной позиции?
Да. Аргумент может быть не только из литературы, но и из жизненного опыта. Это доказывают тысячи работ наших учеников с реального ЕГЭ.
Бесплатный вводный урок в школе insperia