ОТВЕТЫ НА ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6 ИЮНЯ
Разбор ОГЭ по другим предметам (сохрани страничку, будем обновлять ссылки на предметы по мере их выхода на сайте):
Информатика (6 июня)
География (6 июня)
Русский язык (9 июня)
Ответы на задания ОГЭ по обществу
Задание 2
На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)
- семейное законодательство
- урок
- школьники
- семейная пара
Ответ: 3.
Задание 4
№1
Какие два из перечисленных понятий используются для обозначения типа семьи в зависимости от её состава/структуры?
Демократическая семья, нуклеарная семья, патриархальная семья, традиционная семья, расширенная семья.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ:
1) Нуклеарная семья, расширенная семья
2) Нуклеарная семья – это тип семьи, состоящей из супру жеской пары с детьми.
Расширенная семья – это тип семьи, состоящей из супру жеской пары с детьми и родственниками (бабушки, дедушки)
№2
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь для описания социальной сферы общества:
Страта, прибыль, искусство, государство, этнос.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ:
1) Страта, этнос
2) Страта — это элемент социальной структуры общества, социальная группа, члены которой имеют примерно одинаковый доступ к социально-значимым благам.
Этнос — межпоколенная группа людей, объединенная длительным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой, самосознанием.
№3
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании форм политического участия граждан?
Референдум, уплата налогов, заключение трудового договора, участие в митингах, военная служба.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ:
1) Референдум, участие в митингах
2) Референдум — это прямое голосование граждан страны
для решения наиболее важных вопросов в различных сферах государственной и общественной жизни.
№4
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь для обозначения форм (областей) духовной культуры?
Мораль, армия, производство, наука, этнос.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ:
1) Мораль, наука
2) Мораль — это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окру жающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Наука — это форма (область) духовной деятельности человека, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
№5
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь для описания структуры деятельности?
Объект; игра; цель; труд; учёба.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ:
1) Объект, цель
2) Объект — то, на что (на преобразование чего) направлена деятельность. Цель — осознанный (идеальный) образ желаемого результата деятельности в сознании человека.
№6
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общественной жизни?
Издержки, власть, демократия, государство, прибыль.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ:
1) Прибыль, издержки
2) Прибыль — это превышение доходов от продажи товаров (услуг)
над расходами на производство и реализацию этих товаров (услуг).
Издержки — это затраты производителя на приобретение
и использование факторов производства, обеспечение производства товаров и услуг.
Задание 5
№1
Рассмотрите фотографию.

Какой вид (форма) деятельности может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила успешности в этом виде деятельности. Какие ещё виды (формы) деятельности Вы знаете? (Назовите любые два вида (формы).)
Ответ:
1) Учение
2) Правила успешности: 1) Нужно иметь самодисциплину, быть организованным, заниматься регулярно и систематически. Стоит придерживаться расписания занятий, чтобы ввести учение в привычку. 2) Изученный материал важно уметь применять на практике, поэтому необходимо регулярно закреплять пройденный материал с помощью выполнения домашних заданий.
3) Другие виды деятельности: общение, труд.
№2
Рассмотрите фотографию.

Какой тип межличностных отношений может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? (Укажите не конкретное, а наиболее общее название.) Объясните, в чём состоит сущность данного типа межличностных отношений. Какова роль общения в жизни человека? Как Вы думаете, какие качества необходимы изображённому на фотографии младшему по возрасту человеку, чтобы такие межличностные отношения были успешными? (Укажите любые два качества.)
Ответ:
1) Официальные ИЛИ деловые
2) Сущность данного типа отношений состоит в том, что они регулируются четко установленными формальными правилами.
3) В процессе общения человек получает информацию, обменивается эмоциями и чувствами с другими людьми, укрепляет отношения с ними и устанавливает социальные связи.
4) Качества: внимательность, сосредоточенность.
№3
Рассмотрите фотографию.

Как называют тип культурно-просветительского учреждения, представленного на фотографии? Объясните, в чём назначение этого учреждения культуры. С какими формами (областями) культуры связана деятельность этих учреждений? (Назовите любые две формы (области)). Какие ещё учреждения культуры Вы знаете? (Назовите два любых типа/вида учреждения).
Ответ:
1) Библиотека
2) Назначение библиотеки: сбор, хранение печатных изданий и предоставление к ним доступа для населения.
3) Области культуры: образование, наука.
4) Учреждения культуры: музей, театр.
№4
Рассмотрите фотографию.

Какой вид экономической деятельности может быть проиллюстрирован с помощью приведённого изображения? Объясните, в чём заключается сущность этого вида деятельности. В чём состоят преимущества использования интернета при совершении этой деятельности? Какое значение защита прав потребителей имеет для каждого человека?
Ответ:
1) Купля-продажа товаров
2) Сущность: добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги.
3) Преимущества использования интернета: нет необходимости стоять в очередях, а покупки можно совершать в любое время.
4) Значение защиты прав потребителей: для каждого человека важна гарантированная возможность получить качественный, безопасный товар и защитить свои права в случае их нарушения.
№5
Рассмотрите фотографию.

Для иллюстрации какой социальной потребности человека может быть использована данная фотография? Объясните, почему относят эту потребность к социальным. Как Вы думаете, какие качества необходимы человеку для того, чтобы деятельность при удовлетворении данной потребности была успешной? (Укажите любые два качества). Какие ещё потребности относят к этому виду? (Назовите две потребности).
Ответ:
1) Потребность в труде
2) Потребность в труде относят к социальным, так как труд осуществляется во взаимодействии с другими людьми и помогает человеку достичь определенного социального статуса, что важно для него как для члена общества.
3) Качества: дружелюбие, аккуратность, целеустремленность, коммуникабельность.
4) Другие социальные потребности: потребность в общении, в общественном признании.
№6
Рассмотрите фотографию.

Для иллюстрации какой социальной потребности человека может быть использована данная фотография? Объясните, почему эту потребность относят к социальным. Какие ещё потребности относят к этому виду? (Назовите любые две потребности). Какова роль потребностей в жизни?
Ответ:
1) Потребность в общении
2) Потребность в общении относится к социальным, т. к. реализовать ее возможно только в процессе социального взаимодействия
3) Другие социальные потребности: потребность в труде, потребность в общественном признании
4) Потребности позволяют человеку выжить вид, сформироваться как личность и развить свой духовный мир, поскольку служат мотивом деятельности.
№7
Рассмотрите фотографию.

Какой фактор производства прежде всего может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Объясните смысл данного фактора производства (дайте определение понятия). Чем ограничено предложение данного фактора производства? Как называют доход владельца данного фактора производства?
Ответ:
1) Труд
2) Труд — это совокупность умственных и физических способностей людей, пригодных для создания экономических благ.
3) Ограниченность труда — в отсутствии необходимого объема рабочей силы, недостатке квалифицированных специалистов.
4) Заработная плата.
№8
Рассмотрите фотографию.

Какая отрасль права прежде всего может быть проиллюстрирована на этой фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два совета для покупателя бытовой техники и кратко поясните каждый совет.
Ответ:
1) Гражданское право
2) Советы: 1) изучать отзывы перед покупкой, так как они помогают приобрести действительно качественный товар, проверенный временем, основываясь на отзывах реального опыта использования покупателями; 2) изучать информацию о производителе и товаре, чтобы выбрать наиболее надежного производителя, выяснить качество товара и сравнить его с другими, а в результате, приобрести наиболее удовлетворяющий потребности человека товар.
№9
Рассмотрите фотографию.

Для иллюстрации какой формы (вида) деятельности может быть использовано изображение женщины в маске? (Укажите не конкретное, а наиболее общее название.) Объясните, в чём состоит сущность данной формы (вида) деятельности. Какова положительная роль данной деятельности в жизни человека? Почему заботу о своём здоровье считают важнейшей потребностью человека?.
Ответ:
1) Труд
2) Сущность: труд направлен на создание материальных и духовных продуктов для удовлетворения определенных потребностей как одного человека, так и всего общества.
3) Положительная роль труда: достижение практически полезного результата, требует наличия мастерства, умений, знаний, развивает навыки человека.
4) Здоровый человек живет полной жизнью, так как его не беспокоят боль и домогание, ему ничего не мешает в достижении своих целей.
№10
Рассмотрите фотографию.

Какая форма (область) культуры (кроме искусства) может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите две функции данной формы (области) культурыи кратко поясните каждую из них.
Ответ:
1) Религия
2) Функции: 1) мировоззренческая: религия даёт ответы на основные вопросы бытия, объясняет происхождение мира и человека, взаимосвязь природных явлений, общественных отношений, в результате вырисовывается картина, которую человек принимает на веру; 2) компенсаторная: религия помогает справиться с тяжелыми жизненными обстоятельствами, преодолеть страдания.
№11
Рассмотрите фотографию.

Для иллюстрации какой идеальной (духовной) потребности человека может быть использована данная фотография? (Укажите наиболее общее, а не конкретное название). Объясните, почему эту потребность относят к идеальным (духовным). Как вы думаете, какие качества необходимы человеку для того, чтобы деятельность при удовлетворении данной потребности была успешной? Какие еще потребности относят к данному виду? (Назовите любые две потребности).
Ответ:
1) Потребность в познании
2) Эту потребность относят к духовным, так как она не связана с физическими нуждами человека. Именно познание направлено на развитие и обогащение внутреннего мира человека, поиск смысла жизни и самосовершенствование.
3) Качества человека: внимательность, старательность, упорство, терпение.
4) Другие идеальные потребности: в творчестве, в поиске смысла жизни.
№12
Рассмотрите фотографию.

Какой вид (форма) деятельности может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два совета, которые помогли бы достичь наилучшего результата в данном виде деятельности, и кратко поясните каждый из советов.
Ответ:
1) Труд
2) Повышение квалификации: в современном обществе постоянно меняется и обновляется информация, поэтому необходимо все время учиться и повышать свою квалификацию, чтобы быть востребованным работником). Соблюдение трудовой дисциплины и норм труда, чтобы успешно и в полном объеме выполнять свои трудовые функции, а также избегать дисциплинарных взысканий.
Задание 6
№1
Анне Петровне срочно понадобились деньги, и она пошла к банкомату. Дверь на входе в помещение с банкоматом была защищена специальным кодовым замком, для открытия которого необходимо было приложить к специальному устройству карту и ввести ПИН-код от неё. Анна Петровна ввела необходимые цифры и пошла снимать деньги. Какие опасные с точки зрения безопасности личных финансов действия совершила Анна Петровна? Как ей следовало поступить в данной ситуации?
Ответ:
1) Анна Петровна приложила свою банковскую карту к неизвестному устройству и ввела пин-код, тем самым совершив опасные действия с точки зрения безопасности личных финансов. Устройство могло быть установлено мошенниками, которые хотят завладеть денежными средствами Анны. Анна в такой ситуации могла лишиться своих денег.
2) Анне нельзя было прикладывать банковскую карту к неизвестному устройству, тем более — вводить пин-код, необходимо было уйти и найти банкомат в месте, где нет никаких устройств на входе..
№2
Прохору позвонил мужчина, который представился специалистом службы безопасности банка. Мужчина сообщил, что прошла подозрительная операция по карте Прохора. Для проверки сохранности денег на его счёте он попросил Прохора продиктовать номер карты и трёхзначный код на её обратной стороне.
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Прохора? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Ответ:
1) Опасность передать в руки мошенников распоряжение своим счётом и потерять все сбережения.
2) Ничего не сообщать по телефону, обратиться на «горячую линию» или в службу безопасности банка, выдавшего карту.
№3
В выходной день Екатерине Марковне срочно понадобились деньги. Банк был закрыт, поэтому она пошла к банкомату, хотя не помнила, как им пользоваться. У банкомата оказался любезный молодой человек, который помог Екатерине Марковне вставить в банкомат карточку и набрал под её диктовку пин-код .
Какие небезопасные для своих личных финансов действия совершила Екатерина Марковна? Как ей следовало поступить в данной ситуации?
Ответ:
1) Екатерина Марковна передала в руки незнакомому человеку свою банковскую карту и сообщила ему пин-код, тем самым подвергла свои финансы хищению. Молодой человек может оказаться мошенником, который хочет завладеть денежными средствами.
2) Екатерине не следовало передавать банковскую карту и сообщать пин-код постороннему человеку — надо было отказаться от помощи постороннего и позвонить своим знакомым/друзьям, чтобы они помогли воспользоваться банкоматом.
№4
Семья Любимовых состоит из трёх человек: супругов Марты и Марка и их дочери-дошкольницы. Марта – домохозяйка, Марк – офицер в отставке, он получает пенсию и преподаёт физику в колледже. Часть своих доходов члены семьи объединяют, а часть оставляют на личные нужды. Около 35 % бюджета отводится на организацию досуга: посещение театров, музеев, приобретение абонементов в консерваторию. Сбережения Любимовы размещают на депозите в банке. Семья владеет собственной квартирой, загородным домом и автомобилем, на приусадебном участке выращивает овощи и фрукты.
Каковы денежные и натуральные доходы Любимовых? (Приведите три примера доходов.) Какие экономические функции домохозяйства описаны в условии задачи? (Укажите любые две функции, кроме формирования и использования бюджета.)
Ответ:
1) Денежные доходы: пенсия и заработная плата Марка, процент по депозиту.
Натуральные доходы: выращиваемые фрукты и овощи.
2) Экономические функции домохозяйки: 1) накопление имущества, формирование сбережений; 2) функция семейного потребления; 3) производство экономических благ.
№5
Семья Голубцовых состоит из пяти человек: супругов Марины и Геннадия и их троих детей-школьников. Марина и Геннадий работают инженерами на фабрике. Доходы всех членов семьи складываются и совместно расходуются. Около 40 % бюджета отводится на организацию досуга и занятия спортом. Сбережения Голубцовы размещают на депозите в банке. Семья владеет собственной квартирой, загородным домом и автомобилем, на приусадебном участке выращивает овощи и фрукты.
К какому типу (виду) относят бюджет семьи Голубцовых? Какие экономические функции домохозяйства описаны в условии задачи? (Укажите любые две функции, кроме формирования и использования бюджета)
Ответ:
1) Бюджет общий, так как доходы всех членов семьи складываются и расходуются совместно.
2) Экономические функции домохозяйства: 1) производственная (производство для собственного потребления): семья выращивает овощи и фрукты на прусадебном участке; 2) сбережение и инвестирование: часть средств семья откладывает на депозит в банке для получение доп. дохода.
№6
Елена открыла в банке вклад на определённый срок, который полностью закрывается по истечении этого срока. Как называют такой вид вклада? В чём заключается его основной недостаток?
Ответ:
1) Срочный вклад.
2) Основной недостаток: получить процент по депозиту можно только по истечении установленного срока ИЛИ срочные вклады менее ликвидны, чем вклады до востребования.
Задание 12
№1
В ходе социологического опроса жителей города им предложили определить, какой уровень образования наиболее востребован в современном обществе (можно было дать несколько ответов).
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.

Ответ:
1) Сходство: одинаковые доли обеих групп считают, что образование должно быть непрерывным (возможно, это связано с тем, что в современном мире из-за научно-технического прогресса все быстро меняется, поэтому необходимо совершенствовать свое образование, чтобы быть востребованными специалистами).
2) Различие: большая доля 30-летних опрошенных, чем 50-летних, считает, что высшее образование важно, чтобы быть востребованным в современном обществе (вероятно, что для группы 30-летних высшее образование кажется более востребованным, так как они чаще сталкиваются при трудоустройстве с тем, что работодатели ориентируются на наличие диплома о высшем образовании, ведь это престижно и показывает высокую степень квалификации сотрудника. А для группы 50-летних, наоборот, высшее образование кажется менее востребованным, так как они у же не ищут работу так активно, как люди помоложе, и не сталкиваются с запросами работодателей на высшее образование. В то время, когда они трудоустраивались, высшее образование не требовалось так, как сейчас, поэтому у 50-летних сохранилось прежнее представление об образовании.).
№2
Социологическая служба одного из коммерческих банков провела опрос клиентов банка, обратившихся за кредитом. Им задавался вопрос: «На какие цели вы берёте кредит?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.

Ответ:
1) Сходство: одинаковые доли опрошенных из обеих групп считают, что им необходим кредит на покупку машины (возможно, это объясняется тем, что автомобиль — дорогостоящая покупка, которая часто требует привлечения кредитных средств для людей разных возрастных групп).
2) Различие: большая доля опрошенных в возрасте 18–25 лет, чем в возрасте 26-35 лет, считают, что они чаще берут кредит на оплату обучения (возможно, именно в возрасте 18-25 лет молодые люди стремятся получить профессиональное образование).
№3
В ходе социологического опроса граждан страны Z им предложили определить, какие банковские услуги наиболее востребованы в современном обществе (можно было дать несколько ответов). Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.

Ответ:
1) Сходство: одинаковые доли 20-летних и 40-летних считают, что прием денег на депозиты является наиболее востребованной банковской услугой в современном обществе (возможно, часть людей, и в 20, и в 40 лет хранит деньги на депозитах, так как это один из самых простых способов сбережения денежных средств).
2) Различие: большая доля 20-летних, чем 40-летних считают, что электронные деньги являются наиболее востребованной банковской услугой в современном обществе (возможно, более взрослая группа опрошенных уже не успевает за современными технологиями, и в меньшей степени, чем 20-летние умеет пользоваться электронными деньгами).
Задание 15
№1
Установите соответствие между правами граждан Российской Федерации и группами прав: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРАВА ГРАЖДАНИНА РФ | ГРУППЫ ПРАВ |
А) право на жилище | 1) гражданские (личные) |
Б) право на медицинскую помощь | 2) социально-экономические |
В) право свободно распоряжаться своими способностями к труду | |
Г) право на личную неприкосновенность | |
Д) право на защиту своей чести и доброго имени |
Ответ: 22211.
№2
Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан Российской Федерации, к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
А) процедура тайного голосования | 1) только выборы |
Б) один гражданин имеет один голос | 2) только референдум |
В) голосование за кандидата на пост Президента Российской Федерации | 3) и выборы, и референдум |
Г) установленная законом периодичность проведения | |
Д) одобрение или неодобрение какого-либо решения |
Ответ: 33112.
Задание 19
В государстве Z существует правовой механизм защиты прав человека. Сравните прокуратуру и адвокатуру.
- участие в судебном разбирательстве
- проведение юридических консультаций
- отстаивание интересов граждан
- статус государственного органа
Черты сходства | Черты различия |
1 | 2 |
3 | 4 |
Ответ: 1324.
Задание 20
№1
Заполните пропуски
Отрасль права | Характеристика |
Уголовное право | Устанавливает, какое общественно опасное поведение является преступным и какое следует применить наказание за совершение преступления |
… право | Устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности |
Ответ: конституционное.
№2
Заполните пропуски
Вид правонарушений | Примеры |
Гражданско-правовые проступки | Нарушение прав потребителя, договорных обязательств и др. |
… | Убийства, побои, кражи и др. |
Ответ: преступления.
№3
Заполните пропуски
Функция денег | Характеристика |
Мера стоимости | Деньги позволяют количественно измерить ценность любого товара, любой услуги |
Средство… | Семьи, фирмы, государство изымают часть денег из обращения и откладывают для обеспечения благосостояния в будущем |
Ответ: накопления.
№4
Заполните пропуски
Отрасль права | Характеристика |
Конституционное право | Устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности |
… право | Регулирует отношения между работником и работодателем. |
Ответ: трудовое.
Задания 21–24
Текст 1
Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна. <…>
Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной осёдлости», для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. <…> Человек воспитывается в определённой, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота.
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Влияние окружающей среды на жизнь человека.
- Необходимость спасения окружающей среды от загрязнения.
- Роль природы в жизни человека.
- Важность культурной среды для человека.
22. Почему человечество тратит миллиарды на сохранение природной среды? (Укажите любые две причины из текста.) Как автор характеризует значение культурной среды для человека? Для чего, по его мнению, человеку необходима природа?
- Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но и на то, чтобы сохранить окружающую нас природу.
- Культурная среда необходима для духовной, нравственной жизни человека, для его «духовной осёдлости», нравственной самодисциплины и социальности.
- Природа даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха.
23. Как Вы понимаете употреблённое автором словосочетание «нравственная экология»? Приведите два примера, иллюстрирующих важное значение нравственной экологии для жизни и общества.
- Нравственная экология подразумевает сохранность моральных ценностей, степень соблюдения членами общества моральных норм.
- Примеры: 1) решение конфликта с помощью разговора, а не драки и брани, таким образом, соблюдение и уважение моральных норм обеспечивает взаимопонимание членов общества, помогает разрешать конфликты мирно; 2) моральные нормы и ценности влияют на формирование личности человека, определение им жизненных принципов и целей, именно поэтому родители стараются прививать моральные нормы своим детям с ранних лет.
24. Согласны ли Вы с тем, что для современного человечества проблема сохранения культурной среды равна по значимости экологическим проблемам? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.
- Культурная среда формирует идентичность народов и сообществ. Утрата культурных традиций и обычаев может привести к разрушению социальных связей и потере уникальности отдельных народов. Как и экосистемы, культурные системы требуют заботы и защиты, поскольку если мы не будем заботиться о культурном наследии, это может привести к глобализации, которая приводит к унификации культур, что может вызвать потерю исторической памяти.
- Культурная среда столь же необходима для развития и существования человечества, как и природная: множество традиционных практик и верований, связанных с использованием природных ресурсов, формировались на основе глубокого понимания окружающей среды.
Текст 2
Разделение властей предполагает организационную независимость трёх ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной – и разграничение функций между ними. Исторический опыт показывает, что если в одном органе или у одного лица сосредоточивается вся полнота власти, то неминуемо возникновение тирании. Чтобы этого не произошло, власть должна быть разделена между различными органами государства таким образом, чтобы они взаимно контролировали и сдерживали друг друга. В итоге, ни одна из ветвей власти не может подчинить себе другие. Они вынуждены соблюдать установленные законом правила взаимодействия. Как результат – верховенствует закон, а не чиновник.
Ещё в 1748 г. Ш. Монтескьё сформулировал этот принцип. «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то достичь свободы невозможно, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом.
Вместе с тем свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной, жизнь и свобода субъекта будет подвержена произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточённостью угнетателя».
Разделение властей – это не просто «разъединение государственных органов». Оно должно работать как система взаимных сдержек и противовесов.
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Причины разделения властей.
- Ш. Монтескьё как автор принципа разделения властей.
- Важность отделения ветви судебной власти от законодательной и исполнительной.
- Существование системы сдержек и противовесов как необходимое условия функционирования разделения властей.
22. Какие две характеристики принципа разделения властей описаны в тексте? Что, по мнению Ш. Монтескьё, может произойти в случае объединения законодательной и исполнительной власти у одного субъекта? Благодаря какому условию, по мнению автора, «ни одна из ветвей власти не может подчинять себе другую»?
- Две характеристики принципа разделения властей: организационная независимость и разграничение функций.
- Ш. Монтескьё считает, что в случае объединения законодательной и исполнительной власти один субъект может ввести тиранию, что делает невозможным достижение свободы.
- По мнению автора, благодаря существованию системы сдержек и противовесов ни одна из ветвей власти не может подчинять себе другую.
23. Назовите высший орган законодательной власти Российской Федерации и две его палаты. Приведите по два полномочия каждой из палат.
- Высший орган законодательной власти РФ — Федеральной собрание РФ, оно состоит из двух палат: Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ.
- Полномочия Совета Федерации РФ: 1) назначение выборов Президента Российской Федерации; 2) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты.
Полномочия Государственной Думы РФ: 1) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; 2) объявление амнистии.
24. В Российской Федерации судьи пользуются неприкосновенностью. Они, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства. Используя обществоведческие знания, приведите два обоснования необходимости особой защиты и независимости судей.
- Особая защита судей и их имущества необходима для обеспечения независимости судебной власти. Судьи должны принимать решения, основываясь на законе и справедливости, без страха перед возможными репрессиями или давлением со стороны государственных органов, бизнеса или общества. Неприкосновенность судей гарантирует, что они могут выполнять свои функции без опасений за свою безопасность или безопасность своих близких, что в свою очередь способствует справедливым и объективным судебным разбирательствам.
- Неприкосновенность судей способствует укреплению доверия граждан к судебной системе. Если общество знает, что судьи защищены от вмешательства и преследований, это увеличивает уверенность в том, что суды будут действовать беспристрастно и справедливо. Доверие к судебной системе является важным элементом правового государства, так как именно оно обеспечивает стабильность и защищает права граждан. Без этой защиты люди могут сомневаться в том, что решения судов действительно справедливы и принимаются в интересах общества.
Текст 3
Природа выступает для человека источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда.
Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географическийландшафт, температурный режим и его циклы – всё это весьма существенно влияет на жизнь общества, его ячеек.
Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определённых богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определённые запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чём-то от слабости природных возможностей, также в определённой мере влияет на развитие общества.
Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля – общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян: атмосферная оболочка Земли, её кислородный слой, её функция щита против вредных космических излучений – эти и подобные природные явления универсальны, они не знают границ государств, не знают классовых и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.
(В.С. Барулин)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Природа как основа жизненных ресурсов для человека.
- Влияние природы на эволюцию общества.
- Стимулы к прогрессу и самосовершенствованию.
- Глобальное воздействие природы на общественные процессы.
22. Как автор объясняет глобальный характер влияния природы на общество? (Приведите любые два объяснения.) Почему, по его мнению, природа является источником средств жизни человека? Какие составляющие природы влияют на среду обитания? (Назовите три любые составляющие из текста.)
- Глобальный характер влияния природы на общество объясняется, во-первых, тем, что природа является источником средств для жизни человека, обеспечивая его пищей, водой и материалами для строительства. Во-вторых, природа влияет на развитие общества как его среда обитания, определяя климатические условия, животный и растительный мир и другие аспекты жизни.
- По мнению автора, природа является источником средств жизни человека, так как она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда.
- Составляющие природы, влияющие на среду обитания, включают:
– Климатические условия человеческой жизни,
– растительный и животный мир,
– географический ландшафт,
– температурный режим и его циклы.
23. Приведите три примера влияния природы на духовную культуру.
1. В индуизме река Ганг считается священной, и паломничество к ней является важным ритуалом. Люди верят, что купание в её водах очищает от грехов и приносит духовное просветление.
2. В русской литературе природа часто отражает внутренние переживания героев. В произведениях Льва Толстого (например, в «Войне и мире»), описания природы служат не только фоном, но и важным элементом, подчеркивающим эмоциональное состояние персонажей.
3. В даосизме природа рассматривается как источник гармонии и мудрости. Учение о «Дао» подчеркивает важность единства человека с природой и следования её естественным законам, что влияет на образ жизни и духовные практики последователей даосизма.
24. Существует мнение, что влияние природы на развитие общества сокращается по мере развития науки и техники. Используя текст и обществоведческие знания, приведите один аргумент в подтверждение и один аргумент в опровержение этого мнения.
Аргумент в подтверждение: развитие науки и техники действительно позволяет человеку значительно уменьшить зависимость от природных условий. Например, современные технологии, такие как климат-контроль, искусственное освещение и гидропоника, позволяют выращивать сельскохозяйственные культуры в любых условиях, независимо от климата и времени года. Это снижает влияние природных факторов на сельское хозяйство и, соответственно, на экономику и общество в целом.
Аргумент в опровержение: несмотря на достижения науки и техники, природа продолжает оказывать значительное влияние на общество. Например, изменения климата, вызванные человеческой деятельностью, приводят к экстремальным погодным условиям, таким как ураганы, засухи и наводнения. Эти природные катастрофы оказывают разрушительное воздействие на инфраструктуру, экономику и здоровье населения. Таким образом, природа остается важным фактором, формирующим социальные условия и жизнь людей, независимо от технологического прогресса.
Текст 4
Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации… Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.
Статья 1
Референдум Российской Федерации (далее также – референдум) – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
Статья 2
1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.
2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.
4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также – гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
6. Голосование на референдуме (далее – голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования. (Извлечение из Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»)
21. Сформулируйте основную идею вводной части. Озаглавьте статьи 1 и 2.
- Основная идея вводной части: референдум — форма выражения власти народа.
- Названия статей:
Статья 1 — Референдум Российской Федерации.
Статья 2 — Принципы проведения референдума.
22. Что Закон называет референдумом? Как Закон защищает равноправие граждан при проведении референдума? Укажите два положения Закона (можно не переписывать положения Закона, а указать соответствующие статью и пункты). С опорой на текст и обществоведческие знания раскройте смысл следующих понятий: а) «добровольное и свободное участие граждан Российской Федерации в референдуме»; б) «тайное голосование».
- Референдум — это всенародное голосование граждан Российской Федерации по вопросам государственного значения.
- п. 2 ст. 2 («Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств );
п. 3 ст. 2 («Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов). - а) никто не может принудить человека участвовать или не участвовать в референдуме или препятствовать его участию в референдуме;
б) голосование, исключающее возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
23. Референдумы и выборы являются формами участия граждан в политической жизни. Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите любые четыре другие формы политического участия граждан.
1) членство в партиях;
2) участие в демонстрациях и митингах;
3) обращение в органы государственной власти;
4) активное участие в предвыборных кампаниях;
5) профессиональная политическая деятельность.
24. Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием. С опорой на обществоведческие знания приведите два объяснения причин вынесения этого нормативного правового акта на всенародное голосование.
1) данный нормативный правовой акт имеет особое значение для общества;
2) необходимо узнать мнение о Конституции Российской Федерации как можно большего числа граждан;
3) в случае одобрения возрастает политический вес и статус данного нормативного правового акта.
Текст 5
Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.
В начале XX в. к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), и они существенно пополнили ряды представителей среднего класса.
Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев принадлежности к среднему классу. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».
Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.
Самой значительной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.
В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.
В культурной сфере средний класс служит хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.
Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.
(По материалам интернет-энциклопедии)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Определение среднего класса
- История развития понятия “средний класс”
- Критерии принадлежности к среднему классу
- Функции среднего класса
22. К каким двум группам относят критерии выделения среднего класса? В чём заключается функция среднего класса как социального стабилизатора? Какую роль средний класс играет в культурной сфере? (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)
- Можно выделить два типа критериев определения среднего класса: объективные и субъективные.
- Функция среднего класса как стабилизатора заключается в том, что, добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения.
- В культурной сфере средний класс играет роль хранителя и распространителя ценностей, норм, традиций и законов общества.
23. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.
- Преподаватель университета Сергея переехал работать по контракту в другую страну.
- Банковский служащий стал начальником отдела, а затем заведующим филиалом банка.
- Врач, защитив диссертацию, стал главврачом клиники.
24. Объясните причины активности среднего класса в деятельности гражданского общества. (Приведите два объяснения.)
- Средний класс часто обладает достаточными финансовыми ресурсами и временем, чтобы участвовать в общественной жизни. Это позволяет ему активно поддерживать различные инициативы, участвовать в волонтерских проектах и влиять на принятие решений на местном и национальном уровнях.
- Представители среднего класса, как правило, имеют более высокий уровень образования и осведомленности о социальных, политических и экономических вопросах. Это способствует их заинтересованности в улучшении общественных условий и защите своих прав, что побуждает их активно участвовать в деятельности гражданского общества.
Текст 6
Прежде всего, экономика – это совокупность отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов деятельности, соответствующая определённой ступени развития общества.
Экономика – это хозяйственный комплекс, включающий в себя различные отрасли и виды производства и непроизводственной сферы. Каждая страна имеет свою экономику. Она складывается из различных производств (отраслей промышленности, сельского хозяйства) и непроизводственных отраслей (транспорта и связи, образования, медицины, науки и т.д.). Совокупность национальных хозяйств образует мировую экономику.
В экономике обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика – это экономика большого масштаба: государства, регионов, мира в целом. Микроэкономика – уровень отдельных домохозяйств, фирм, рынков. Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести чёткую границу.
Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, её составляющих. От того, как существуют эти предприятия, сколько их, насколько результативно они работают, зависит уровень экономического развития государства в целом. Вместе с тем, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, налоговая и таможенная политика правительства оказывают существенное влияние на экономические «правила игры», по которым живут предприятия.
Экономика – это состояние того или иного хозяйствующего субъекта, которое может быть оценено целым рядом критериев и показателей.
Наконец, экономика – это наука о том, как общество использует определённые ограниченные ресурсы для производства продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Экономика как совокупность отношений между людьми
- Экономика как хозяйственный комплекс
- Соотношение макро- и микро- экономики
- Экономика как наука.
22. Что характеризует экономику как хозяйственный комплекс? Что такое макроэкономика? Что изучает наука экономика? (Ответы на вопросы даются только с опорой на текст.)
- Экономика – это хозяйственный комплекс, включающий в себя различные отрасли и виды производства и непроизводственной сферы.
- Макроэкономика – это экономика большого масштаба: государства, регионов, мира в целом.
- Экономика – это наука о том, как общество использует определённые ограниченные ресурсы для производства продуктов и распределяет их среди раз личных групп людей.
23. Назовите любые три вида экономической деятельности из текста. Проиллюстрируйте примерами каждый из них.
- Производство: пекарня N изготовила в день 100 буханок хлеба.
- Обмен: гражданка К. пришла в магазин и купила там помидоры за 120 рублей.
- Потребление: Петя съел на ужин пирог, купленный в пекарне N.
24. В некоторых странах основными показателями экономического развития считаются темпы роста производства в различных отраслях, увеличение золотовалютных запасов государства. Объясните, почему продолжительность и качество жизни населения – более «показательный» критерий экономического развития. (Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения.)
- Темпы роста производства и увеличение золотовалютных запасов могут свидетельствовать о экономическом благополучии страны, однако они не всегда отражают реальное состояние жизни населения. Даже при высоких темпах экономического роста уровень жизни может быть низким, если выгоды от роста распределяются неравномерно. Однако качество жизни, такие как доступ к медицинскому обслуживанию, образованию, безопасным условиям труда и чистой окружающей среде, говорят о том, насколько эффективно экономика служит интересам людей.
- Продолжительность и качество жизни прямо связаны с устойчивостью и жизнеспособностью экономики в долгосрочной перспективе. Когда люди имеют доступ к качественному образованию, медицинскому обслуживанию и социальной защите, они становятся более продуктивными и способными вносить вклад в экономику. Более того, здоровое и образованное население способствует инновациям и улучшению конкурентоспособности страны.
Ответы на возможный вариант
Задание 1
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общественной жизни?
Производительность труда, государство, предпринимательство, социальная мобильность, демократия.
Выпишите Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов No 2, указав номер задания.
Ответ:
1) Производительность труда, предпринимательство.
2) Производительность труда — это результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени.
Предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, осуществляемая на свой страх и риск коммерческая деятельность, направленная на получение систематической прибыли
Задание 2
О какой потребности человека рассуждает современный философ: «… главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться».
- в самоконтроле
- в самореализации
- в самопознании
- во власти
Ответ: 2.
Задание 3
Что отличает науку от других форм (областей) культуры?
- стремление получить истинное знание
- использование художественных образов
- опора на представления о добре и зле
- отражение окружающего мира
Ответ: 1.
Задание 4
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Отношение окружающих может повлиять на соблюдение человеком моральных норм.
Б. Моральные нормы устанавливаются государством.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Ответ: 1.
Задание 5
Рассмотрите фотографию.

Какой фактор производства (кроме предпринимательских способностей) прежде всего может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Объясните смысл данного фактора производства (дайте определение понятия). Чем ограничено предложение данного фактора производства? Как называют доход владельца данного фактора производства?
Ответ:
1) Труд
2) Труд — это деятельность человека по производству товаров и услуг путем использования их умственных или физических способностей, профессиональных навыков и опыта.
3) Предложение данного фактора производства ограничено количеством трудоспособного населения, территориальным расположением, особенностями культуры и религии, уровнем квалификации рабочих.
4) Доход называют заработной платой.
Задание 6
Алиса решила открыть вклад в банке и теперь размышляет о том, какой вклад ей открыть: до востребования или срочный. Что такое вклад? Каковы достоинства вклада до востребования? (Укажите любые два достоинства).
Ответ:
1) Вклад — это денежные средства, которые граждане размещают
в банке с целью получения прибыли/процента.
2) Достоинства вклада до востребования: 1) может храниться сколько угодно долго; 2) возврат средств по первому требованию вкладчика без потери процентов.
Задание 7
Какой признак характеризует рыночную экономику?
- централизованное ценообразование
- значительная роль промышленного производства
- многообразие форм собственности
- уравнительное распределение производимых благ
Ответ: 3.
Задание 8
Государство выполняет различные функции в экономической жизни общества. Что из приведенного ниже является примером правового регулирования экономики?
- выступление главы государства по экономическим проблемам
- сбор налогов с граждан и фирм
- обеспечение бесплатного для граждан образования
- принятие закона о предпринимательской деятельности
Ответ: 4.
Задание 9
Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. При хранении денег на счете в банке происходит изъятие их из общего денежного оборота страны.
Б. При покупке товаров деньги выступают как средство накопления.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Ответ: 4.
Задание 10
Какие термины относятся к понятию «социальные нормы»?
- мышление, речь
- предупреждение, запрет
- воспитание, образование
- класс, сословие
Ответ: 2.
Задание 11
Верны ли следующие суждения о семье и семейных ценностях?
А. Одна из функций современной семьи — развитие рыночных экономических отношений.
Б. Семья, представленная двумя-тремя поколениями кровных родственников, называется малой.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Ответ: 4.
Задание 12
В 2008 г. правительство государства Z инициировало широкомасштабные социально-экономические реформы. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им задавали вопрос: «В какой мере государство выполняет свои обязанности перед гражданами?»

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных.
Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Ответ:
а) сходство: равные доли опрошенных групп в оба года считают, что государство по большей части не выполняет свои обязательства перед гражданами (возможно, это связано с тем, что в любое время есть люди, которые недовольны деятельностью власти).
б) различие: большая доля опрошенных в 2022 году считает, что государство выполняет свои обязанности перед гражданами, чем доля опрошенных в 2012 году (возможно, это связано с тем, что государство изменило свою политику, которая стала больше удовлетворять граждан).
Задание 13
Государство Z разделено на уезды по территориальному признаку. Главы уездов назначаются правительством государства. В уездах нет собственных конституций, законов. На основе приведенных данных можно сделать вывод, что Z —
- федеративное государство
- монархическое государство
- унитарное государство
- республиканское государство
Ответ: 3.
Задание 14
Верны ли следующие суждения об органах местного самоуправления?
А. В структуру органов местного самоуправления входят представительные органы.
Б. Органы местного самоуправления подчиняются по всем вопросам органам государственной власти.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Ответ: 1.
Задание 15
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции | Субъекты государственной власти РФ |
А) решение вопросов предоставления политического убежища | 1) Президент России |
Б) осуществление мер по поддержке добровольческой (волонтёрской) деятельности | 2) Правительство Российской Федерации |
В) осуществление управления федеральной собственностью | |
Г) создание условий для развития экологической культуры граждан | |
Д) осуществление помилования |
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ: 12221.
Задание 16
К личным (гражданским) правам гражданина России относится право на
- социальное обеспечение по возрасту
- участие в управлении государством
- здоровую окружающую среду
- неприкосновенность жилища
Ответ: 4.
Задание 17
Супруги решили расторгнуть брак. При каком условии в Российской Федерации этот вопрос может быть решён только в суде?
- у супругов есть общие несовершеннолетние дети
- супруги прожили вместе более трех лет
- супруги ведут совместный бизнес
- супруги заключали брачный договор
Ответ: 1.
Задание 18
Верны ли следующие суждения о дееспособности?
А. Дееспособность граждан зависит от возраста и состояния душевного здоровья.
Б. Установленная законом способность субъекта правоотношений иметь права и нести юридические обязанности называется дееспособностью.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Ответ: 1.
Задание 19
Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
- тайное голосование граждан
- граждане вы одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона
- голосование за кандидатов на государственные должности
- правом голоса обладают только совершеннолетние граждане
Черты сходства | Черты различия |
1 | 2 |
4 | 3 |
Ответ: 1423.
Задание 20
Заполните пропуски
Виды юридической ответственности | Примеры наказаний |
Административная ответственность | Предупреждение, административный штраф, обязательные работы и т. д. |
… ответственность | Штраф, лишение свободы на определенный срок, принудительные работы и т. д. |
Ответ: уголовная.
Текст
Статья 7
Культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических конфликтов. Любые действия, ведущие к уничтожению памятников истории и культуры, включая периоды войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов, должны быть в международно-правовом плане квалифицированы как преступление против человечества.
Статья 8
Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории.
Статья 9
Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития всех граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.
Статья 10
Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве.
Статья 11
На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, ее вкладе в сокровищницу мировой культуры.
Статья 12
Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано:
а) рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как социальному институту культурной преемственности;
б) содействовать воспитанию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов мира;
в) обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований <…>
(Из Декларации прав культуры)
Задание 21
Озаглавьте каждую из приведенных статей Декларации.
Ответ:
Статья 7: Право культуры на международную защиту в условиях войн
Статья 8: Право культуры на поддержку со стороны государства
Статья 9: Равенство возможностей граждан в сфере культуры
Статья 10: Принципы государственной политики в сфере культуры
Статья 11: Обязанности государственных организаций по воспитанию уважения к культуре
Статья 12: Обязанности государства по сохранению и развитию культурного наследия
Задание 22
Как Декларация определяет роль государства в отношении культуре? Какому институту преемственности, согласно Декларации, государство должно уделять особое внимание? Как Декларация квалифицирует действия по уничтожению памятников истории культуры в период вооруженных конфликтов?
Ответ:
1) государство является гарантом сохранения и развития культурного наследия;
2) согласно Декларации, государство должно уделять особое внимание системе образования и воспитания;
3) Декларация квалифицирует действия по уничтожению памятников как преступление против человечества.
Задание 23
Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами деятельность государственных организаций Российской Федерации по воспитанию уважение граждан к отечественной истории и культуре. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Ответ:
1) охрана и восстановление памятников истории и культуры (например, в РФ ежегодно восстанавливаются тысячи памятников, благодаря чему воспитывается уважение граждан культуры и истории государства);
2) организация мероприятий, посвящённых важным событиям прошлого, например Парад Победы на Красной площади 9 мая 2025 года, посвященный 80-летию со времен победы в Великой Отечественной войне;
3) через систему образования: Министерство Просвещения утвердило образовательную программу для общеобразовательных школ, в рамках которой изучаются история, культура России, благодаря чему воспитывается уважение граждан к истории и культуре Отечества.
Задание 24
Декларация требует от государства обеспечить свободу выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни. Опираясь на личный социальный опыт, назовите любые четыре формы своего участия в культурной жизни общества.
Ответ:
- посещение музеев, театров, выставок, концертов;
- обучение в музыкальной школе;
- участие в деятельности танцевальной студии;
- чтение книг.