Сегодня прошел резервный ЕГЭ по русскому. Поскольку в дополнительные даты экзамен пишут в основном выпускники прошлых лет, найти информацию о заданиях не так просто. Но несколько учеников нашего курса подготовки к ЕГЭ по русскому поделились тем, что им попалось.
Задание 1
- наречие: сначала
- производный предлог: благодаря
Задание 2
- организация, объем, предложение, вредители
- возводить, мир, материал
Задание 3
Деловое письмо, официально-деловой стиль
Задание 4
- сосредоточение, сверлит, послала, сливовый
- мозаичный, еретик, откупорив, черпать, доверху
Задание 5
- конские экипажи — конные
- дипломат конкурса — дипломант
- зачинатель — зачинщик
Задание 6
- ведущий лейтмотив – исключить «ведущий»
- лишнее «глубокая»
Задание 7
- более СТРОЖЕ — строго
- недры — недра
Задание 9
- акварельные
- циничный
- шалунишка
- очарование
- сторожил (сад)
- поклониться
Задание 10
- неотъемлемый, объятия
- несгибаемый
Задание 11
- заночевавший
Задание 13
- недаром
- ни к кому
- ничьи
- неширокая, но
Задание 14
- дефис
- слитно – наутек
Задание 15
- нн
Задание 18
Стояло «однако» в начале предложения, могли кого-то подловить на этом
Задание 21
- запятая: СПП, однородные
Задание 22
- метафора: осень-старость
- олицетворение: помолодел воздух
- литота: зайди на минуту
- эпитет: грязный подонок
- метонимия: город
- бессоюзие, похожее на градацию
- антитеза: Та Матёра и не та: постройки стоят на месте, только одну избёнку да баню разобрали на дрова.
Задание 23
Явно хотели подловить: в утверждении было 3 эсэсовца из отряда Шенделя. Но в тексте их было не трое, а четверо.
Задание 25
- фразеологизм: скрепя сердце
- палеонтологией
Задание 26
- притяжательное местоимение и форма слова
- личное местоимение
Текст 1 (Трифонов, о качествах личности)
Текст на ЕГЭ мог быть сокращен
Проблема: какие качества присущи всесторонне развитой личности?
Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не идеи, не исполненные совершенства фигуры, а просто живые люди. Из тех, что встречались в жизни. Я ими восхищался. Некоторыми восхищаюсь до сих пор. Тщетно пытался на них походить, но неизменно чего-то недоставало — чего? Может быть, особого дара? Каких-то неуловимых, а может быть, самых главных человеческих качеств?
В детстве меня поразил один мальчик. Он был как раз такой удивительно «всесторонне развитой личностью». Лева Федотов. Несколько раз я поминал его то в газетной заметке, то в рассказе или повести, ибо Лева покорил воображение навеки. Он был так не похож на всех! С мальчишеских лет он бурно и страстно развивал свою личность во все стороны, он поспешно поглощал все науки, все искусства, все книги, всю музыку, весь мир, точно боялся опоздать куда-то. В двенадцатилетнем возрасте он жил с ощущением, будто времени у него очень мало, а успеть надо невероятно много.
Времени было мало. Но ведь он не знал об этом.
Он увлекался многими науками, в особенности минералогией, палеонтологией, океанографией, прекрасно рисовал, его акварели были на выставке, печатались в журнале «Пионер», он был влюблен в симфоническую музыку, писал романы в толстых общих тетрадях в коленкоровых переплетах. Я пристрастился к этому нудному делу — писанию романов — благодаря Леве. Кроме того, он закалялся физически — зимой ходил без пальто, в коротких штанах, владел приемами джиу-джитсу и, несмотря на врожденные недостатки — близорукость, некоторую глухоту и плоскостопие, — готовил себя к далеким путешествиям и географическим открытиям. Девочки его побаивались. Мальчики смотрели на него, как на чудо, и называли нежно: Федотик. Так вот: Лева был первой всесторонне развитой личностью, с кем я встречался в жизни. Его убили на войне в 1942 году. Трудно сказать, кем бы стал этот редкостно одаренный человек — мог бы стать тем, и тем, и этим. Детство Левы было тяжелым: он жил вдвоем с мамой, его отец, командир Красной Армии, погиб в Средней Азии, в стычке с басмачами. Левина мама работала на скромной должности кассирши в детском театре. Вся глубинная Левина страсть, все его увлечения, поиски, жадность к жизни, наслаждение плодами человеческого ума исходили из внутренней потребности самопознания и самостановления. Поскорее определить себя в безбрежно великом мире! Тут не было никакого подталкивания извне. По сути дела, этот мальчик всему научился сам. Из чего делаю вывод: всесторонне развитая личность — итог самостоятельности мышления и чувства ответственности перед жизнью.
Поразителен факт, о котором я узнал много лет спустя после гибели Левы. Его мать дала мне дневники, которые Лева вел почти все школьные годы. Но из двух десятков толстых тетрадей сохранились только четыре, последние — весна и лето сорок первого года. Мы заканчивали тогда девятый класс. В мае Лева записывал: «Война начнется в середине или в конце июня. Благодаря тому, что немцы нападут на нас коварно, неожиданно, они будут иметь преимущество и в первые месяцы захватят большую территорию. Война будет кровопролитной и долгой»[42].
Далее в дневнике идет подробное и потрясающе точное предвидение хода войны, вплоть до того, что «оборона Одессы будет длиться несколько месяцев» и «немцы окружат Ленинград, но взять его не смогут». В конце этих торопливых, сделанных неряшливым школьным почерком записей мая сорок первого года выражена твердая уверенность в нашей победе. «В результате, конечно же, победит Советский Союз и фашистская Германия будет разгромлена».
Тетради школьника Левы Федотова находятся у меня. Гениальные мальчики не переводятся на нашей земле. Вероятно, гениальность и есть иное, старомодное и романтическое определение того, что именуется «всесторонне развитой личностью». Не всем дана подобная благодать, но все могут — и должны — к этим вершинам стремиться.
Один человек спросил: а какой прок от этих «всесторонне развитых личностей»? Прок есть. Люди, подобные Леве Федотову, распространяют вокруг себя большую — хотя невидимую подчас — пользу. Добро, человечность, талант, любовь к жизни окрашивают в свой цвет то, что соприкасается с ними.
Текст 2 (Бирюков, о войне)
Сам текст мы не нашли, но знаем, что отрывки взяты из нескольких глав произведения «Чайка».
Проблема: как война влияет на судьбы людей?
Авторская позиция: война разрушает жизни людей и заставляет их страдать.
Первый аргумент: немцы, в сторону которых Катя кинула гранату и которых расстрелял Федор. Становится очевидно: война оказывает разрушительное влияние на судьбы людей, некоторые вынуждены умирать.
Второй аргумент: мысли Кати, которая думала о детях, о матерях, которые находились в тяжелых условиях. Так автор показывает муки, через которые проходили советские люди.
Связь: дополнение
Зарабатывай вместе с insperia: приглашай своих друзей из 10 класса
Ты получаешь до 1500 рублей за каждого приглашенного на курс (твоему другу — скидка на оплату курса 1000 рублей).
Автоматически становишься участником розыгрыша IPhone и путешествия, который мы скоро анонсируем!
❗️ Для твоего друга: доступ к летнему курсу при покупке годового на любом тарифе всего за 500₽.
Переходи по ссылке: пригласить друга