В конце августа ФИПИ опубликовал демоверсию экзамена. В 2026 году школьников ждут некоторые изменения: например, добавился новый номер, изменился формат 12-й задачи.
В этой статье мы рассмотрим новое 12 задание ЕГЭ по информатике, разберем структуру, поделимся шагами решения.
Если хочешь гарантированно получить 90+ на экзамене, записывайся на наш курс подготовки к ЕГЭ по информатике — будешь в курсе всех подводных камней и не попадешься на крючок составителей 😉
Формат нового 12 задания ЕГЭ по информатике
Двенадцатое задание связано с анализом и преобразованием строк или последовательностей данных с использованием заданных прототипов. В КИМе часто представлено текстовое описание алгоритма, преобразующего строку или последовательность. Необходимо понимать, как он обрабатывает входные данные, какие операции выполняет, какие условия влияют на его работу. Часто он подразумевает циклическое выполнение операций до достижения определенного условия остановки.
Все по системам счисления для ЕГЭ по информатике!
Если не хочешь завалить 14 задание, как выпускники 2025, этот файл для тебя!
Что изменилось?
Раньше в этом номере тебе бы попался исполнитель-редактор. По сути можно было просто воспользоваться Python, переписать алгоритм для исполнителя, сделав замены в строках.
Таким образом, все решалось достаточно легко, можно сказать, что она была довольно-таки шаблонной.
Теперь здесь тебя ждет исполнитель Машины Тьюринга. Условие стало громоздким: алгоритм работы исполнителя расписан на две страницы, с ним нужно ознакомиться, понять, как он функционирует. Особенно важно разобрать пример, который дан в условии.
Исполнитель стал сложнее (сама по себе его работа), команды для него стали более комплексными, условие намного длиннее, из-за чего запрограммировать его уже не так легко.
Как решать новое 12 задание ЕГЭ по информатике?
Мы очень рекомендуем научиться решать этот номер аналитически. Конечно, как и большинство задач экзамена, можно его запрограммировать, но мы не советуем это делать, и вот почему:
— итоговая программа получится достаточно длинной,
— большая вероятность допустить ошибки в коде,
— потратишь много времени на написание кода, когда аналитически задача решается быстрее.
Тем не менее, есть вероятность, что попадется такой прототип, который нельзя будет «решить руками», тогда придется действительно писать программу.
Пошаговое решение
- Внимательно прочитай условие: убедись, что полностью понимаешь все принципы, что требуется сделать.
- Проанализируй механизм работы исполнителя: выдели основные шаги, чтобы понять, как он работает с входными данными.
- Составь таблицу или схему работы Машины Тьюринга: это поможет тебе визуализировать процесс преобразования данных, отследить его ход.
- Проверь работу алгоритма на небольших примерах: так ты сможешь убедиться в том, что правильно понимаешь его работу.
- Выполни алгоритм для заданных входных данных, фиксируя промежуточные результаты.
- Запиши ответ.
Типичные ловушки и ошибки при выполнении задания
Так как новый прототип еще не встречался выпускникам на реальном экзамене, нельзя сказать точно, на чем именно посыпятся ребята. Но на основании результатов старшеклассников прошлых лет, можно выделить главные ошибки, которые приводят к потере баллов:
Неправильное понимание условия задачи: всегда внимательно читай условие, чтобы быть уверенным в том, что понимаешь все детали и нюансы. Лучше всего перечитать его несколько раз.
Ошибка в программе: тщательно проверьте каждый шаг внутри своего кода, чтобы не потерять баллы из-за неверного ответа.
Неверная интерпретация условий цикла: убедись, что правильно понимаешь условия продолжения / остановки цикла.
Пропуск шагов в последовательности работы исполнителя: проверь свой итоговый код, чтобы убедиться в том, что все на своих местах.
Какие прототипы ждать на экзамене?
Поскольку условие новое, скорее всего, на ЕГЭ формулировка будет аналогична демоверсии (по опыту прошлых лет, номер не будет сильно отличаться от варианта из демки). К сожалению, точно это можно будет узнать только на досрочном экзамене.
Что можно сделать сейчас, чтобы улучшить свой результат?
Необходимо подождать, пока ФИПИ опубликует какие-нибудь новые варианты. Для этого следи за обновлениями на официальном сайте.
Также важно периодически отсматривать разные авторские ресурсы, потому что преподаватели точно будут самостоятельно составлять авторские варианты. Чтобы лучше подготовиться, эти авторские задания также нужно прорешать. В идеальном раскладе нужно постараться прорешать как можно больше новых двенадцатых задачек.
Изменение привычного формата — это всегда вызов для любого выпускника. В отличие от прежних версий, где акцент был сделан на простой кодировке или раскодировке, новая задача требует более глубокого понимания логики работы алгоритма, умения его применять в различных ситуациях. Но при правильной подготовке, использовании всех доступных ресурсов, ты точно сможешь успешно справиться с этим прототипом и получить высокий балл!
Часто задаваемые вопросы
Что представляет собой новое задание № 12?
Новое задание в ЕГЭ по информатике номер 12 с 2026 года представляет собой задачу, связанную с анализом и преобразованием строк или последовательностей данных с использованием заданных последовательностей. Требует понимания логики работы алгоритма, умения его применять.
Чем задание № 12 отличается от прежних заданий?
12 задание ЕГЭ по информатике ориентировано на понимание и применение работы прототипа, а не просто на знание синтаксиса языка программирования. Задание теперь предполагает большее количество шагов, более сложные условия. Если раньше встречался был исполнитель редактор, то теперь исполнитель Машины Тьюринга.
Насколько сложно новое задание по информатике?
Сложность нового 12 задания ЕГЭ по информатике стала выше, чем у аналогичного номера в предыдущих версиях экзамена.
Как готовиться к новому заданию № 12?
Для подготовки к 12 заданию ЕГЭ по информатике 2026 мы советуем постараться прорешать как можно больше новых двенадцатых прототипов. Их можно будет найти на официальном сайте ФИПИ, а также на различных авторских ресурсах.
Какие ошибки чаще всего делают при выполнении задания?
Так как новый вариант 12 номера ЕГЭ по информатике не попадался на реальном экзамене в прошлые годы, нельзя сказать, какие именно ошибки совершали школьники. Но на основе опыта прошлых лет, наиболее частые ошибки выпускников — это неправильное понимание условия задачи, ошибка в коде, неверная интерпретация условий цикла, пропуск шагов в коде.
Поделиться
Бесплатный вводный урок в школе insperia