Примеры итоговых сочинений

от автора

примеры итоговых сочинений

Прежде чем ты перейдешь к примерам сочинений, мы должны сказать, что ни в коем случае не агитируем списывать приведенные работы на экзамене, поскольку в таком случае тебе незамедлительно поставят «незачет». Мы лишь показываем, что в написании ИС нет ничего сложного. Необязательно читать большие классические произведения из школьной программы. В примерах ты увидишь, что можно аргументировать тезис с помощью коротких произведений. 

Подробно критерии оценивания и процедуру проведения экзамена разобрали в статье «Итоговое сочинение 2025».

Что такое итоговое сочинение?

Это сочинение-рассуждение объемом не менее 250 слов с учетом служебных (частиц, союзов, предлогов), в котором выпускник обосновывает свою позицию по предложенной теме, используя литературные примеры. Результат оценивается как «зачет»/«незачет» и может принести до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (по решению вуза, не все университеты дают их).

График проведения:

  • Основная дата: 4 декабря 2024 года (среда)
  • Резервные дни: 5 февраля и 9 апреля 2025 года (среды)

Структура работы:

Мы уже разбирали подробно структуру ИС в одноименной статье. Оно строится по классическому плану: вступление, основная часть и заключение. Если коротко, то в каждой из частей нужно отразить определенные моменты:

Вступление (1 абзац): Формулировка тезиса – ваша позиция по теме.

Основная часть (1 или 2 абзаца): Один или два аргумента, подтверждающие тезис. Недостаточно просто пересказать литературные произведения, важно также проанализировать их и сформулировать микровыводы, связанные с тезисом.

Заключение (1 абзац): Обобщение и вывод, подытоживающий размышления.

Направления ИС 2025

В 2024-2025 учебном году итоговое сочинение будет проводиться по темам из закрытого банка ФИПИ, включающего как новые, так и ранее использованные. Все темы разделены на три направления: Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека, Семья, общество, отечество, Природа и культура. 

Сейчас в банке ФИПИ содержится около 2000 тем. Очевидно, что невозможно при подготовке написать сочинение на каждую из них. Но некоторые темы похожи друг на друга, поэтому можно подобрать примерные аргументы.¸¸

Готовые сочинения по каждому направлению

Чтобы закрепить теорию, посмотрим на несколько итоговых сочинений. Первое из них написано экспертом ЕГЭ Анной Солдаевой, она же проверяет ИС, если они попадают на перепроверку. Другие два — прошлогодние работы наших выпускников, за которые поставили 5/5 на реальном экзамене. Клише, которые можно использовать в сочинении, подчеркнули.

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Разделяете ли Вы позицию Б. Л. Пастернака: «Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать — наша обязанность в несчастии»?

Великий писатель Б. Л. Пастернак утверждал: «Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать — наша обязанность в несчастии». Я полностью согласна с этой мыслью, потому что грусть и страдания никак не помогают справиться со сложной ситуацией, а только усугубляют её. Силы для преодоления любых испытаний можно найти только в вере в лучшее и в активном, целенаправленном движении к светлому будущему, к достижению целей.

Чтобы доказать мою точку зрения, обращусь к рассказу Л. С. Соболева «Парикмахер Леонард». Заглавный герой трижды попадает в сложные ситуации: во-первых, он находится на фронте, в постоянной опасности; во-вторых, попадает под обстрел и получает ранение; в-третьих, лишается надежды на исполнение своей мечты — стать музыкантом, выступать в лучших концертных залах. Но, несмотря ни на что, Леонард не теряет присутствия духа, ему удаётся не только самому преодолевать испытания, но и помогать другим: он дарит радость краснофлотцам и своим парикмахерским искусством, и прекрасной игрой на скрипке; во время обвала в убежище успокаивает всех вокруг, говорит о приближении помощи; уже в больнице, потеряв кисти рук, Леонард шутит и старается улыбаться. Этот герой никогда не сдаётся и восхищает читателей своей силой духа. Я не сомневаюсь, что он придумает, как ему жить счастливо и проявлять свои таланты даже после такой тяжёлой потери.

Размышляя о важности надежды в жизни человека, не могу не вспомнить и героя рассказа Л. А. Кассиля «Зелёная веточка». Интенданту Тарасникову на фронте тоже приходится нелегко: у него ответственная работа, его землянку постоянно обстреливают. Но он не отчаивается, а находит утешение в заботе о веточке вяза, которая чудом выросла на потолке. Эта веточка становится для героя символом жизненной силы, красоты, веры в лучшее. Беспокоясь о сохранности зелёного росточка, Тарасников забывает об опасности для собственной жизни и может продолжать трудиться, приближая победу в войне.

В заключение хочу ещё раз подчеркнуть: даже в самой сложной ситуации важно не грустить, а надеяться на лучшее и действовать. Только тогда есть шанс преодолеть все испытания.

Кол-во слов: 334

Семья, общество, Отечество в жизни человека

Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему?

Этим вопросом хотя бы раз задавался каждый человек. Я считаю, что такие люди должны быть самоотверженными, добрыми, готовыми прийти на помощь в трудную минуту. Найдем подтверждение моей точки зрения в литературных произведениях.

В рассказе Платонова «Юшка» главный герой является обычным работягой. Окружающие плохо относятся к Юшке: в него кидаются землей, бьют его, оскорбляют, но он никак не реагирует на это и остается абсолютно спокойным. Юшка зарабатывает мало, но не тратит деньги на нужные ему вещи, из-за этого не пьет чай с сахаром, а обходится простой водой, не покупает новую одежду, а много лет ходит в одном и том же. Но каждое лето он куда-то уходит со своими накоплениями. В один год его одолела болезнь, поэтому он не смог повторить свой ежегодный маршрут. После смерти героя, уже осенью, в деревню, где жил Юшка, приезжает юная девушка и ищет какого-то Ефима Дмитриевича. Кузнец, у которого работал главный герой, говорит девушке, что, должно быть, она ищет Юшку, так как по паспорту его как раз так и зовут. Только он умер от чахотки. Героиня рассказывает, что Юшка не просто так уходил каждое лето: он шел в Москву к ней, сироте, которую пристроил в семью, и отдавал ей все свои накопленные деньги на проживание и образование. Девушка приехала лечить своего спасителя, так как выучилась на врача, но, к сожалению, не успела. Она все равно решила остаться в деревне и лечить людей бесплатно. Таким образом, человек, чтобы поменять мир к лучшему, должен обладать такими качествами, как самоотверженность и доброта. Юшка на своем примере показал, что они действительно помогают в этом, поэтому спасенная сирота последовала его примеру и продолжила менять мир в лучшую сторону.

Еще один пример можно найти в произведении Куприна «Чудесный доктор». У семьи Мерцаловых за несколько месяцев рухнула вся жизнь: одна дочь скончалась от болезни, другая находится на грани жизни и смерти, отец семейства не может найти работу. Семья живет в подвале. Мерцалов старший, пытаясь хоть как-то помочь семье, просит милостыню на улице, но его постоянно прогоняют и советуют найти нормальную работу. В канун Нового года он полностью отчаивается и решает покончить жизнь самоубийством, но из-за угла дома выходит человек и садится на скамью возле Мерцалова. Отец семейства рассказывает свою историю этому случайному прохожему, и тот принимает решение незамедлительно отправиться к Мерцаловым и помочь им. Он оказывается доктором Пироговым и дает семье наставления, как помочь дочери, а также выписывает ей лекарства. Проводив чудесного доктора, Мерцалов возвращается домой и вместе с рецептом находит несколько кредитных выписок. Через некоторые время черная полоса в жизни семьи заканчивается. Таким образом, профессор Пирогов, который помог незнакомцу в сложной жизненной ситуации, на своем примере показывает, что для изменения мира к лучшему необходимо быть добрым и заботливым альтруистом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что такие человек, обладающий самоотверженностью, добротой и милосердием способен изменить мир к лучшему.

Кол-во слов: 465

Природа и культура в жизни человека

Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?

Я считаю, что технический прогресс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, мы пользуемся его благами каждый день, например, компьютером и телефоном. Это очень удобно, потому что с их помощью можно найти нужную информацию или быстро связаться с человеком при необходимости. Кроме того, благодаря достижениям прогресса люди научились диагностировать болезни на ранних стадиях и успешно их лечить. С другой стороны, мы перестаем общаться друг с другом, предпочитая запереться в комнате и проводить время в социальных сетях. У людей появляются разные зависимости, ведущие к психическим расстройствам. Они становятся раздражительными, жестокими и ленивыми. Если мы будем также полагаться на технический прогресс, то в будущем нас не ждёт ничего хорошего.

Обратимся к произведению Рэя Брэдбери «Вельд». Автор рассказывает о супружеской паре, Джордже и Лидии, которые вместе с детьми живут в Умном доме. Он буквально выполняет все обязанности за людей: стирает, убирает, готовит еду и т. д. В нём также есть Вельд — детская комната, которая способна воплощать любые фантазии в реальность. Детям, Венди и Питеру, настолько нравится эта комната, что они проводят в ней все свое свободное время. Однажды родители слышат странный звук, доносящийся из детской. Они решаются проверить, что случилось, и видят двух львов, пожирающих свою добычу. Их пугает, что Питеру и Венди нравятся сцены смерти. Супруги замечают, что в последнее время дети стали более раздражительными, поэтому решают на какое-то время отключить Умный дом и жить как раньше. Эта идея очень не нравится детям, они закатывают истерику и просят включить комнату хотя бы на одну минуту. Родители ведутся на уговоры и платят за это жизнью: Питер и Венди запирают их в комнате с голодными львами. Таким образом, комната заменила детям родителей, играть в ней им было гораздо интереснее, чем проводить время с семьей. Любовь, которую Питер и Венди должны были отдать родителям, они отдали комнате.

В заключение хочу еще раз отметить, что люди должны развиваться, общаться друг с другом, а не сидеть в комнате в окружении техники.

Кол-во слов: 330

Что еще почитать, чтобы быть готовым к ИС на максимум?

Подборка статей, которые помогут тебе: Клише ИС, Критерии оценивания, Аргументы, Произведения для итогового сочинения.

Часто задаваемые вопросы

Сколько слов должно быть в итоговом сочинении?

В сочинении должно быть не менее 250 слов. Рекомендуемый объем — 350.

Сколько аргументов должно быть в итоговом сочинении?

Обязателен один литературный аргумент, но мы рекомендуем писать два, чтобы точно получить «зачет», если вдруг один из них не засчитают.

Как получить «зачет» на итоговом сочинении?

Прочитать все наши статьи по теме итогового сочинения 🙂

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.