Уже совсем скоро тебе придется сдавать экзамен по биологии — одному из самых сложных предметов ЕГЭ.
Но не спеши пугаться: мы знаем, как тебе помочь! В статье собрали шпаргалку по всем заданиям (обязательно сохраняй, чтобы не потерять).
Если выпускаешься только в следующем году — приходи на наш курс ЕГЭ по биологии. Гарантированно подготовим на высокие баллы.
Биосфера
Верхняя граница в атмосфере (воздушной оболочке Земли) — 15-20 км (до озонового экрана Земли)
• распространение живых организмов в атмосфере ограничивают низкие температуры; разрежённый воздух — с высотой падает давление, плотность воздуха, концентрация кислорода понижаются; УФ-излучение (за озоновым экраном) — губительный фактор (мутаген, фактор денатурации белков)
• наибольшая плотность живых организмов в атмосфере — на местах соприкосновения с литосферой
Нижняя граница в литосфере (внешняя твердая оболочка Земли) — не ниже 3-4 км
• распространение живых организмов в литосфере ограничивают высокое давление и температура, отсутствие света и низкая концентрация кислорода
• наибольшая плотность животных организмов в литосфере — в поверхностном слое земной коры (в почве)
Нижняя граница в гидросфере (водная оболочка Земли) — 10-11 км
• полностью заселена живыми организмами, но чем глубже, тем менее плотно, т.к. снижается концентрация кислорода (из-за отсутствия фотосинтеза, а также из-за того, что более глубокие водные слои не перемешиваются с более верхними водными слоями (в которых растворен кислородом), уменьшается освещенность и растет давление.
Признаки живых систем
Открытость
Живые системы постоянно взаимодействуют с окружающей средой, обмениваясь веществами, энергией и информацией
Пример: Способность системы пропускать через себя потоки энергии и веществ, обмен энергией между компонентами в экосистеме, газообмен и транспирация через устьица листа.
Саморегуляция (гомеостаз)
Способность поддерживать постоянство внутренней среды (например, температура тела, концентрация веществ, pH).
Пример: Расширение кровеносных сосудов кожи при повышении температуры окружающей среды, поддержание постоянной температуры тела у птиц, поддержание нормальных значений температуры тела, уровней артериального давления и глюкозы у человека.
Раздражимость
Способность воспринимать и реагировать на изменения окружающей среды (у животных — рефлексы, у растений — тропизмы и настии), таксисы у одноклеточных.
Пример: Распускание листвы как реакция на увеличение светового дня, реакция на изменение внешней и внутренней среды, сжимание гидры в комочек при прикосновении, миграция деревенских ласточек как реакция на уменьшение длины светового дня, отдёргивание руки от огня у человека, сужение диаметра зрачка при ярком свете, перемещение хламидомонады в освещённую часть водоёма, сворачивание листа росянки при попадании на него комара, листья тропических растений поворачиваются ребром к солнцу, движение амёбы к хламидомонаде.
Размножение (самовоспроизведение)
Способность воспроизводить себе подобных, обеспечивая преемственность жизни.
Пример: Появление дочерних колоний внутри материнской у вольвокса,
увеличение количества растений картофеля за счёт клубней, деление клетки бактерии, появление щенков в стае волков, появление птенцов в колонии пингвинов, распространение спор у грибов, формирование отводок у куста смородины.
Наследственность
Передача генетической информации от поколения к поколению посредством ДНК или РНК.
Изменчивость
Способность организмов приобретать новые признаки под влиянием мутаций, комбинирования генов и факторов среды
Пример: Замена нуклеотида в гене, возникновение новых сочетаний генов при половом размножении, появление плода из стенок завязи пестика цветка у вишни, способность к приобретению адаптаций, появление рогов у взрослого самца оленя.
Продолжение найдешь в нашем файле:
Желаем успехов в подготовке!
Бесплатный вводный урок в школе insperia