Мы используем файлы cookie для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. К сайту подключен сервис Яндекс.Метрика, который также использует файлы cookie. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования в соответствии с Политикой обработки персональных данных и Согласием на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».
ОК

Задание 6

29 10 минут

Как решать задание 6 из ЕГЭ по информатике?

Задание 6 комплексно оценивает способность анализировать работу алгоритмов, как вычислительных, так и предназначенных для управления исполнителями, а также умение переводить алгоритмические конструкции на язык программного кода. Важно уметь строить на координатной плоскости фигуру, которую нарисует Черепаха, исходя из заданного набора команд и ее начального положения.

 

Теория

Как связаны черепаха и ЕГЭ по информатике?

Черепаха — это абстрактный исполнитель, который умеет перемещаться по плоскости и рисовать линии. У нее есть:

 

  • Положение: координаты (x, y) на плоскости.
  • Направление: угол, под которым Черепаха смотрит (например, 0 градусов — вправо, 90 градусов — вверх, 180 — влево, 270 — вниз).
  • Хвост: определяет, будет ли Черепаха рисовать линию во время движения.

 

Задачи с черепашкой можно разделить на несколько типов:

 

  1. Построение фигуры по заданному алгоритму: дается последовательность команд, и требуется определить, какая фигура будет нарисована черепашкой.
  2. Определение положения черепашки после выполнения алгоритма: нужно определить координаты черепашки или ее направление после выполнения определенной последовательности команд.
  3. Нахождение параметров алгоритма: дается фигура, и надо понять параметры алгоритма (количество повторений, величину углов и т.д.), который ее нарисует.
  4. Выбор алгоритма: приводят несколько алгоритмов, и нужно выбрать тот, который нарисует заданную фигуру или приведет черепашку в заданную точку.

 

Задание 6 можно решить аналитически. Движение исполнителя, то есть каждый из полученных в результате его работы отрезков, можно описать уравнением, затем составить из них систему неравенств, описывающих область внутри получившейся линии, и решить ее. Также задание можно решить, используя модуль turtle в Python.

 

Для успешного выполнения этого задания полезно вспомнить:

 

– линейная функция имеет вид y = kx + b, где k равен тангенсу угла между самой прямой и осью абсцисс;

– чтобы найти тангенс угла, отличающийся от табличного, можно воспользоваться следующими функциями из модуля math в Python:

 

math.tan(a) ищет тангенс угла a (a указывается в радианах)

math. radians(a) переводит градусы в радианы

math.degrees(a) переводит радианы в градусы

 

Чтобы решить задание в Python, необходимо сначала подготовить модуль turtle, для этого импортируем модуль turtle, задаем масштаб k и отключаем анимацию:

 

from turtle import*

k=30

tracer(0)

 

Какие команды могут понадобиться?

Для управления черепахой необходимо знание некоторых команд:

 

forward(k) / fd(k) передвигает черепаху на k пикселей вперед

backward(k) / bk(k) передвигает черепаху на k пикселей назад

right(k) / rt(k) поворачивает вправо на k градусов

left(k) / lt(k) поворачивает влево на k градусов

goto(x, y) перемещает в определенные координаты

dot(k) рисует точку с диаметром k пикселей

up() поднять хвост (черепаха перестает оставлять след)

down() опустить хвост (оставляет след)

 

Решаем задание 6

Для примера разберем задачу из демоверсии ЕГЭ по информатике 2024 года:

 

Изобразив ход движения исполнителя «Черепаха» по декартовой системе координат, поймем, что задается равносторонний треугольник.

 

Система неравенств будет выглядеть так:

 

 

Теперь определяем, какие пары x и y будут удовлетворять условию. Для этого напишем программу, которая будет перебирать значения переменных и искать подходящие:

 

 

В итоге получим ответ 38.

 

Для решения задачи с помощью модуля turtle, напишем такую программу:

 

 

Теперь остается лишь посчитать количество точек внутри фигуры. Их 38.

 

Как видите, задание, посвященное черепашке, не такое сложное, как может показаться на первый взгляд. Главное – это понимание основных команд, внимательность и умение анализировать алгоритмы.

Читайте также: