1 апреля прошел досрок ЕГЭ по биологии. К сожалению, КИМы не выкладывают в открытый доступ, но с помощью учеников и коллег нам удалось собрать задания и решить их для вас. Разбирать задания прошлый лет и досрочного этапа необходимо, чтобы объективно оценить уровень сложности и быть готовым ко всему.
Наши курсы ЕГЭ по биологии ведет Аделина Исламова — эксперт ЕГЭ, поэтому ребята получают всю достоверную информацию об экзамене и могут быть уверены в том, что получат максимальные баллы.
Разбор ЕГЭ по биологии
Линия 3
В заростке папоротника щитовника мужского в результате митоза образовался сперматозоид с 82 хромосомами. Определите количество хромосом в клетке заростка. В ответе запишите только количество хромосом.
Ответ: 82.
Линия 4
Какова вероятность (в %) получения гомозиготного по рецессивному аллелю потомства в моногибридном скрещивании при самоопылении гетерозиготных особей при полном доминировании признака? В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ: 25.
Линия 22.1
Экспериментатор изучал особенности физиологии растительных клеток. он помещал фрагмент эпидермиса листа тюльпана в 5%- ный раствор поваренной соли. Через 1, 2 и 5 минут после начала эксперимента исследователь зарисовывал изменения, происходящие с клетками. Результаты приведены ниже.

В качестве отрицательного контроля экспериментатор погружал фрагмент эпидермиса тюльпана на 5 минут в водопроводную воду. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Решение:
1) водопроводная вода не является физиологической (нормальной) средой для растительных клеток ИЛИ в водопроводной воде содержание солей (осмолярность) отличается от нормальной (физиологической) для растений (клеток);
2) зависимость между продолжительностью нахождения клеток в гипертоническом растворе соли и выраженностью плазмолиза (объемом протопласта, морфологией протопласта) не удастся установить в явном виде;
3) следует поместить фрагмент эпидермиса тюльпана в физиологический раствор соли (в раствор с нормальной концентрацией соли);
4) остальные параметры оставить неизменными (вид растения, тип ткани, температуру и т. д.).
Линия 23.1
Экспериментатор изучал особенности физиологии растительных клеток. он помещал фрагмент эпидермиса листа тюльпана в 5%- ный раствор поваренной соли. Через 1, 2 и 5 минут после начала эксперимента исследователь зарисовывал изменения, происходящие с клетками. Результаты приведены ниже.

Что произойдёт в описываемом эксперименте с клеткой, если через две минуты заменить раствор соли на дистиллированную воду? Ответ поясните. Почему чрезмерное применение противогололедных солевых смесей неблагоприятно отражается на растениях вдоль дорог?
Решение:
1) начнется деплазмолиз (увеличение объема протопласта/вакуоли/цитоплазмы растительной клетки);
2) в дистиллированной воде концентрация соли равна 0% ИЛИ дистиллированная вода — гипотонический раствор;
3) вода будет поступать в раствор с большей концентрацией растворенных веществ (в клетку растения/ в вакуоль / в протопласт);
4) растворение солей из противогололедных смесей в почве приводит к образованию гипертонических растворов ИЛИ соли из противогололедных смесей приводят к засолению почв;
5) нарушается поглощение (всасывание) воды растениями ИЛИ в клетках корней происходит плазмолиз (обезвоживание корней, выход воды из клеток).
Линия 22.2
Экспериментатор решил изучить процессы деления эпидермальных клеток мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество клеток в питательной среде при добавлении препаратов колхицина или эпидермального фактора роста. Результаты представлены на диаграмме.

В качестве отрицательного контроля экспериментатор выдерживал (инкубировал) клетки в физиологическом растворе. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Решение:
1) физиологический раствор отличается по составу от питательной среды ИЛИ в физиологическом растворе клетки могут делиться с иной скоростью, чем в питательной среде (погибнут);
2) зависимость между добавлением препаратов колхицина или эпидермального фактора роста и количеством клеток (скоростью деления клеток) не удастся установить в явном виде;
3) следует инкубировать клетки в питательной среде (без добавления колхицина и эпидермального фактора роста);
4) остальные параметры (тип клеток, состав питательной среды, температуру инкубации) оставить прежними.
Линия 23.2
Экспериментатор решил изучить процессы деления эпидермальных клеток мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество клеток в питательной среде при добавлении препаратов колхицина или эпидермального фактора роста. Результаты представлены на диаграмме.

Чем можно объяснить наблюдаемые в эксперименте различия в воздействии препаратов на деление клеток? Известно, что ускорение клеточного деления происходит за счет интерфазы. Какой период интерфазы не подвергается сокращению по времени в здоровых клетках? Ответ аргументируйте.
Решение:
1) клетки в присутствии колхицина медленнее делятся (не делятся);
2) колхицин разрушает веретено деления клеток (микротрубочки в клетках) ИЛИ колхицин препятствует полимеризации (образованию) микротрубочек в клетках;
3) эпидермальный фактор роста стимулирует деление клеток ИЛИ эпидермальный фактор роста не влияет на деление клеток;
4) синтетический период (S);
5) в синтетический период интерфазы происходит репликация (удвоение ДНК, синтез ДНК).
Линия 22.3
Экспериментатор изучал особенности физиологии остромордой лягушки. Для этого он провел эксперимент на группе животных: помещал их в герметичные камеры с возможностью регулировки температуры и измерял концентрацию кислорода и концентрацию углекислого газа непосредственно вблизи животных при помощи датчиков. Схема эксперимента изображена на рисунке.

Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему в эксперименте использовали лягушек только одного вида (остромордых). Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что для определения газового состава воздуха вблизи животных использовали датчики разных производителей?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Решение:
1) нулевая гипотеза — газовый состав воздуха (концентрация кислорода и углекислого газа) не зависит от температуры в камере;
2) лягушки разных видов могут по-разному реагировать на изменение температуры окружающей среды ИЛИ лягушки разных видов могут иметь различную скорость метаболизма (скорость выделения углекислого газа; скорость потребления кислорода);
3) датчики разных производителей могут иметь различную чувствительность (точность/погрешность измерения; разные настройки), что не позволит сравнить данные, полученные с использованием разных датчиков ИЛИ датчики разных производителей могут измерять газовый состав в разных единицах, что не позволит сравнить данные, полученные с использованием разных датчиков;
4) зависимость между газовым составом воздуха (концентрациями кислорода и углекислого газа) и температурой в камере не удастся установить в явном виде.
Линия 23.3
Экспериментатор изучал особенности физиологии остромордой лягушки. Для этого он провел эксперимент на группе животных: помещал их в герметичные камеры с возможностью регулировки температуры и измерял концентрацию кислорода и концентрацию углекислого газа непосредственно вблизи животных при помощи датчиков. Схема эксперимента изображена на рисунке.

Как изменятся концентрация кислорода и концентрация углекислого газа в камере с течением времени? Предположите, как повлияет повышение температуры от 4°С до 24°С на скорость изменения концентрации кислорода и концентрации углекислого газа в камере. С чем связаны эти изменения? Ответ поясните.
Решение:
1) концентрация углекислого газа растет;
2) концентрация кислорода снижается;
повышение температуры приведет к:
3) росту скорости увеличения концентрации углекислого газа;
4) росту скорости уменьшения концентрации кислорода в камере;
5) лягушка — холоднокровное (пойкилотермное, эктотермное) животное;
6) с повышением температуры растет скорость метаболизма (химических реакций; обмена веществ) ИЛИ с повышением температуры увеличивается частота дыхательных движений (интенсивность газообмена (дыхания)).
Линия 22.4
Экспериментатор исследовал особенности жизнедеятельности дрожжей. В 10 пробирок он внес питательную среду, дополнительно добавил сахарозу, а затем дрожжи хлебопекарные (Saccharomyces cerevisiae). В ходе эксперимента он оценивал объем выделившегося углекислого газа. Средние значения отражены на графике.

Почему нельзя считать адекватным отрицательный контроль*, в котором экспериментатор выращивал дрожжи в дистиллированной воде? Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Решение:
1) дистиллированная вода не содержит питательных веществ (не является физиологической средой для дрожжей);
2) зависимость между временем выращивания в питательной среде с добавлением сахарозы и накоплением углекислого газа не удастся установить в явном виде ИЛИ зависимость между объемом углекислого газа и наличием сахарозы в питательной среде не удастся установить в явном виде;
3) следует выращивать дрожжи в питательной среде без добавления сахарозы;
4) остальные параметры (концентрацию клеток, тип питательной среды, температуру) оставить прежними.
Линия 23.4
Экспериментатор исследовал особенности жизнедеятельности дрожжей. В 10 пробирок он внес питательную среду, дополнительно добавил сахарозу, а затем дрожжи хлебопекарные (Saccharomyces cerevisiae). В ходе эксперимента он оценивал объем выделившегося углекислого газа. Средние значения отражены на графике.

Объясните изменения, происходящие в эксперименте в интервале 0-5 ч. Какие процессы в организме дрожжей обеспечивают выделение СО2? Укажите условия протекания этих процессов.
Решение:
1) количество клеток дрожжей растет (постепенно увеличивается) ИЛИ дрожжи делятся (размножаются почкованием, почкуются);
2) у дрожжей протекают метаболические процессы (дрожжи разлагают сахарозу) с выделением углекислого газа (СО2);
3) спиртовое брожение (брожение);
4) протекает в анаэробных (бескислородных) условиях.
5) кислородное (аэробное) дыхание;
6) протекает в аэробных условиях (при достаточном количестве кислорода).
Линия 24.1
Рассмотрите растения, изображенные на рисунках 1 и 2. Определите отделы, к которым их относят. Укажите по два признака, по которым Вы отнесли изображенные растения к этим отделам. Чем представлены гаметофиты изображенных растений?

Решение:
1) 1 — отдел Папоротниковидные (Папоротники);
2) корневище, вайи, сорусы (любые два);
3) 2 — отдел Покрытосеменные (Цветковые);
4) цветок, плод;
5) гаметофит растения 1 (папоротника) — заросток;
6) женский гаметофит растения 2 — зародышевый мешок;
7) мужской гаметофит растения 2 — пыльцевое зерно.
Линия 24.2
На рисунках показаны внешний вид и схема внутреннего строения семени томата. Назовите структуры семени, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Назовите исходные клетки, из которых образуются эти структуры. Укажите функцию каждой из структур.

Решение:
1) 1 — зародыш семени (зародыш);
2) образуется из зиготы;
3) обеспечивает развитие будущего растения (спорофита);
4) 2 — семенная кожура;
5) формируется из клеток покровов семязачатка (интегументов);
6) защищает зародыш (от механических повреждений, высыхания, проникновения микроорганизмов);
7) 3 — эндосперм;
8) формируется из оплодотворенной центральной клетки зародышевого мешка;
9) обеспечивает питание зародыша (содержит запас питательных веществ, необходимых для прорастания семени).
Линия 24.3
На рисунке изображены способы образования разных групп медоносных пчел в улье. Какие группы пчел обозначены цифрами 1, 2, 3? Как называется способ размножения, в результате которого образуется группа особей, обозначенных цифрой 1? Дайте ему определение. Какую роль выполняет группа особей, обозначенная цифрой 1?

Решение:
1) 1 — трутни;
2) 2 — рабочие пчёлы;
3) 3 — матка;
4) партеногенез;
5) развитие из неоплодотворенных яйцеклеток ИЛИ половое размножение без оплодотворения;
6) оплодотворение матки (яйцеклеток) ИЛИ формирование сперматозоидов.
Линия 24.4
Определите расы людей, изображенных на рисунках 1, 2, 3. Рассмотрите рисунок под номером 1. Назовите три признака с разными адаптивными значениями, которые сформировались у представителей данной расы в ходе эволюции. Объясните значение каждого из них.

Решение:
1) 1 — негроидная (негро-австралоидная), 2 — монголоидная (азиатско-американская), 3 — европеоидная (евразийская);
2) темный цвет кожи;
3) защита от избыточного воздействия ультрафиолетовых лучей (ожогов);
4) курчавые волосы;
5) защита головы (головного мозга) от теплового удара (перегрева);
6) пухлые губы / широкий нос;
7) увеличение площади теплоотдачи (эффективное охлаждение).
Линия 24.5
Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображенной на схеме. Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот тип деления клетки? Укажите два значения.

Решение:
1) тип — мейоз;
2) в клетке находится гаплоидный набор хромосом, а исходная клетка была диплоидна (в клетке находятся только негомологичные хромосомы);
3) фаза — профаза II;
4) оболочка ядра исчезает;
5) формируется веретено деления;
6) хромосомы обособленные (биваленты отсутствуют); биологическое значение мейоза:
7) сохранение постоянства набора хромосом в ряду поколений;
8) образование новых комбинаций генов (комбинативная изменчивость).
Линия 25.1
В руководстве для садоводов-любителей были написаны следующие фразы:
1) «Семянка представляет собой семя сложноцветных растений»;
2) «Использование словосочетания „стручки фасоли“ верно с биологической точки зрения»;
3) «Корневище пырея ползучего, как и корни других сорняков, необходимо уничтожать в почве путем его рубки на части лопатой». Дайте аргументированные ответы, подтверждающие или опровергающие эти утверждения.
Решение:
1) семянка представляет собой плод;
2) фасоль имеет плод боб (стручок — это плод крестоцветных);
3) корневище представляет собой видоизмененный побег;
4) при рубке корневища на части из почек вырастают боковые побеги;
5) в этом случае активизируется вегетативное размножение пырея.
Линия 25.2
В 1902 году М. Бейлисс и Э. Старлинг провели следующий эксперимент. У подопытного животного они перерезали все нервы, ведущие к поджелудочной железе. К удивлению ученых, как только пища касалась слизистой оболочки кишки, поджелудочная железа начинала изливать в ее просвет пищеварительный сок. С какой целью ученые перерезали все нервы, соединяющие железу с ЦНС? Какой отдел периферической нервной системы иннервирует работу поджелудочной железы? Какое влияние оказывает этот отдел на выработку панкреатического сока? Почему железа вырабатывала пищеварительный сок в эксперименте? Ответ поясните.
Решение:
1) ученые выясняли возможность иной регуляции деятельности органа (хотели убедиться в гуморальной регуляции органа);
2) железа иннервируется вегетативной (автономной) нервной системой;
3) симпатический отдел уменьшает выделение панкреатического сока;
4) парасимпатический отдел усиливает выделение панкреатического сока;
5) при воздействии пищи на стенки кишечника его клетки вырабатывали гормоны;
6) под действием гормона кишечника поджелудочная железа выделяла панкреатический сок.
Линия 25.3
Основная функция плавательного пузыря у рыб — поддержание тела на нужной глубине. Рыбы способны регулировать количество газов в пузыре и за счёт этого вертикально перемещаться в толще воды. После перенесенного заболевания рыба утратила способность рефлекторно регулировать объем пузыря. Как изменится объем плавательного пузыря этой рыбы при ее активном всплытии? Почему? Что при этом произойдет с самой рыбой? Ответ поясните. Каким образом могут всплывать и погружаться рыбы, у которых плавательный пузырь отсутствует?
Решение:
1) объем плавательного пузыря увеличится;
2) при активном всплытии рыбы давление окружающей воды будет уменьшаться;
3) рыбу вытолкнет к поверхности ИЛИ рыба раздуется;
4) плотность тела рыбы уменьшится (уменьшится удельный вес) ИЛИ увеличившийся плавательный пузырь сдавит мягкие ткани;
5) при отсутствии плавательного пузыря рыбы перемещаются за счет мускульной силы (работы плавников).
Линия 25.4
Если сравнить сердца у китообразных и наземных млекопитающих, то окажется, что у многих китов правый желудочек развит существенно лучше левого, тогда как у наземных млекопитающих левый желудочек заметно толще правого. Как можно объяснить данную закономерность? При погружении у китообразных снижается общее потребление кислорода за счет уменьшения кровоснабжения скелетных мышц. Как при этом изменяется частота сердечных сокращений? За счет каких адаптаций и процессов в скелетной мускулатуре продолжает вырабатываться АТФ во время погружения?
Решение:
1) у китов лучше развита капиллярная система легких (больше легкие) ИЛИ разветвленная капиллярная сеть легких обеспечивает сильное сопротивление току крови ИЛИ вода сильнее воздуха сжимает легкие грудной клетки китообразных;
2) увеличенная стенка правого желудочка позволяет развивать достаточное для газообмена давление в сосудах;
3) при нырянии у китообразных снижается частота сердечных сокращений;
4) в скелетных мышцах имеется запас кислорода, связанный с миоглобином;
5) в скелетных мышцах происходит выработка АТФ за счет аэробных процессов (клеточного дыхания);
6) в скелетных мышцах происходит выработка АТФ за счет молочнокислого брожения (анаэробных процессов, гликолиза).
Линия 25.5
Известно, что соотношение толщины мозгового вещества почки к корковому может сильно варьировать у разных животных. У каких грызунов — пустынных или равнинных — отмечается большее соотношение мозгового вещества к корковому и более концентрированная моча? Объясните наблюдаемую закономерность с позиции строения нефронов. Предположите, каково соотношение толщины мозгового вещества почки к корковому у бобров по сравнению с другими грызунами умеренных широт. Ответ поясните.

Решение:
1) у пустынных грызунов;
2) обратное всасывание (реабсорбция) воды происходит в извитых канальцах нефрона (в петле Генле);
3) мозговое вещество почки преимущественно состоит из извитых канальцев (из петель Генле);
4) увеличенное соотношение мозгового вещества к корковому означает увеличение длины петли Генле (извитого канальца) в нефроне и увеличение интенсивности реабсорбции
ИЛИ
2) кортикальные нефроны создают менее концентрированную мочу, чем юкстамедуллярные (реабсорбируют меньше воды, чем юкстамедуллярные);
3) кортикальные нефроны занимают большую часть коркового вещества, а юкстамедуллярные имеют канальцы, глубоко заходящие в мозговое вещество;
4) чем больше развито мозговое вещество, тем выше доля юкстамедуллярных нефронов, что увеличивает реабсорбцию;
5) у бобров соотношение будет ниже, чем у грызунов умеренных широт (у грызунов соотношение будет больше);
6) бобры много времени проводят в пресной воде и не испытывают недостатка воды.
Линия 26.1
Мелкие ракообразные животные формируют в водных экосистемах основу зоопланктона. Какие причины вызывают резкое возрастание численности зоопланктона весной в пресных водоёмах Центрального региона России? Объясните, какие адаптивные значения для обитания в водной среде имеют такие черты строения планктонных организмов, как почти прозрачное тело, наличие различных выростов и щетинок, присутствие в теле жировых включений.
Решение:
1) весной температурные условия становятся оптимальными для развития зоопланктона из яиц (размножения) ИЛИ весной повышается количество доступного для метаболизма кислорода;
2) весной увеличивается кормовая база зоопланктона (начинается активное размножение фитопланктона);
3) прозрачное тело делает организмы практически незаметными для хищников;
4) выросты и щетинки позволяют организмам удерживаться (парить) в воде (не опускаться на дно) ИЛИ выросты и щетинки защищают организмы от поедания хищниками;
5) жир увеличивает плавучесть (уменьшает плотность тела, является запасным питательным веществом).
Линия 26.2
Серповидно-клеточная анемия — рецессивная мутация, при которой нарушается форма эритроцитов и связывание кислорода невозможно. В человеческой популяции встречается выживают люди двух фенотипов: без анемии с нормальными эритроцитами и с легкой формой анемии, при которой часть эритроцитов изменена. В измененных эритроцитах не может размножаться возбудитель малярии — малярийный плазмодий. В Африке, где распространена малярия, доля людей с легкой формой анемии очень высока. Какая форма естественного отбора проявляется в данном случае? Определите генотипы, соответствующие двум указанным фенотипам по гену серповидно-клеточной анемии. Объясните с позиции эволюционного учения высокую долю в Африке людей, больных легкой формой анемии.
Решение:
1) форма естественного отбора — стабилизирующий (балансирующий; отбор в пользу гетерозигот);
2) люди без анемии имеют генотип АА (гомозигота по доминантному признаку);
3) фенотипы людей без анемии частично естественным отбором;
4) такие люди часто погибают от малярии;
5) люди с легкой формой анемии имеют генотип Аа (гетерозигота);
6) фенотипы людей с легкой формой анемии поддерживаются естественным отбором;
7) такие люди выживают при заражении малярией (и не умирают от серповидно-клеточной анемии).
Линия 26.3
В XX веке массово применялся пестицид ДДТ для защиты урожая от различных вредителей (насекомых, моллюсков). Одним из следствий применения ДДТ стало исчезновение в Центральной России хищных птиц сапсанов. Причиной вымирания сапсанов явилось негативное воздействие ДДТ на кальциевый обмен в организме птиц. Как сказалось нарушение этого обмена на формирование яиц и развитие эмбрионов? Почему применение пестицидов привело к гибели сапсанов, если токсичная для беспозвоночных концентрация ДДТ была безвредна для птиц?
Решение:
1) истончалась скорлупа у яиц (яйца повреждались в том числе при насиживании);
2) нарушалось костеобразование (работа мышц, свертываемость крови, проведение нервного импульса) у эмбрионов;
3) сапсаны находятся в конце пищевой цепочки (на высоком трофическом уровне);
4) в их организмах накапливается высокая концентрация яда (они получают большую дозу ядов).
Линия 26.4
При исследовании двадцатилетней динамики численности леммингов на Дальнем Востоке было замечено, что их численность в разные годы то возрастала, то сокращалась (см. график). Проявлением какого эволюционного фактора является данный пример? Назовите не менее двух причин, в результате которых возникает данное явление. Что происходило с генофондом популяции леммингов в те годы, когда их численность снижалась до 10–20 особей на 1 га? Чем такое изменение генофонда может быть опасно для дальнейшей эволюции вида?

Решение:
1) популяционные волны («волны жизни») ИЛИ дрейф генов;
2) периодические изменения количества пищи;
3) резкие изменения климатических факторов;
4) периодические изменения численности хищников (паразитов, болезней);
5) при снижении численности генофонд обеднялся (снижалось генетическое разнообразие в популяции);
6) низкий уровень генетического разнообразия снижает приспособленность вида к изменениям окружающей среды (при изменении условий среды может привести к вымиранию вида).
Линия 26.5
Ареал современных мечехвостов — реликтовых хелицеровых водных членистоногих — охватывает восточное побережье Северной Америки, а также побережья многочисленных островов и полуостровов в Юго-Восточной Азии и Океании. Объясните, почему можно наблюдать такую закономерность в расселении мечехвостов. Какая геологическая теория лежит в ее основе? Почему ареал данного животного может служить биогеографическим доказательством эволюции живых организмов?

Решение:
1) предки современных мечехвостов населяли древний океан (океан Тетис) ИЛИ предки современных мечехвостов населяли прибрежные зоны древнего континента (Пангея, Лавразия);
2) после разделения материков мечехвосты продолжали населять территории, на которых проживали их предки;
3) теория дрейфа континентов (теория движения литосферных плит, теория движения континентов);
4) животное занимает только те территории (ареал), на которых исторически возникло ИЛИ животное занимает не все благоприятные территории на Земле (адаптировались к жизни в пределах определенного ареала).
Линия 26.6
В современной биологии существует концепция гандикапа, согласно которой вредные для выживания признаки, например, длинный хвост у павлина, могут демонстрировать качество генома самца. Благодаря какой форме естественного отбора возможно сохранение данного признака? Почему данный признак сохраняется у павлина? Как связано наличие длинного хвоста с качеством генотипа самца?
Решение:
1) половой отбор;
2) наличие длинного хвоста повышает вероятность спаривания для самца (павлина с длинным хвостом чаще выбирают самки);
3) длинный хвост — признак высокого качества генотипа самца;
4) при наличии длинного хвоста самцу необходимо обладать признаками, повышающими его жизнеспособность (быстрое обнаружение хищника, умение скрываться, быстрая реакция и др.).
Линия 27.1
Известно, что синтез нуклеиновых кислот начинается с 5′ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5′ к 3′ концу. В цепи РНК и ДНК могут иметься специальные комплементарные участки, благодаря которому у молекулы может возникать вторичная структура. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая)).
5′-ЦАТГЦЦТАТАТГЦЦТТАГГЦГЦ-3′
3′-ГТАЦГГАТАТАЦГГААТЦЦГЦГ-5′
Определите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте. Установите вторичную структуру этого фрагмента тРНК. Определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если антикодон равноудален от концов комплементарных участков цепи. Поясните ход решения. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
Решение:
1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: 5’-ЦАУГЦЦУАУАУГЦЦУУАГГЦГЦ-3′;
2) вторичная структура тРНК:

3) нуклеотидная последовательность антикодона в тРНК: 5’-УГЦ-3′ (УГЦ) (или выделен и подписан на тРНК);
4) антикодон соответствует кодону на иРНК 5’-ГЦА-3′ (ГЦА);
5) данная тРНК будет переносить аминокислоту ала (аланин).
Возможны другие варианты изображения шпилечной структуры, но важно, чтобы участник экзамена указал на схеме комплементарно спаренные нуклеотиды. Указание количества водородных связей между нуклеотидами не обязательно, способ обозначения водородных связей не важен.
Линия 27.2
Муковисцидоз — моногенное заболевание, возникающее в результате нарушения структуры мембранного транспортёра, наследующееся по аутосомно-рецессивному типу. Частота встречаемости заболевания в равновесной популяции человека составляет 1:2000. Рассчитайте частоты мутантных и нормальных аллелей, частоты всех фенотипов в данной популяции. Поясните ход решения. Какой эволюционный фактор может приводить к снижению доли рецессивных гомозигот во всей человеческой популяции? При расчётах округляйте значения до четырёх знаков после запятой.
Решение:
1) частота рецессивных гомозигот составляет: 1/2000 = 0,0005 = q2 (аа);
2) частота мутантного аллеля (q) составляет √0,0005 = 0,0224;
3) частота нормального аллеля (р) в популяции составляет 1 — q = 0,9776;
4) частота нормализованного фенотипа составляет: 1 — q2 = 0,9995 ИЛИ частота нормализованного фенотипа составляет: p2 + 2pq = 0,97762 + 2 · 0,9776 · 0,0224 = 0,9557 + 0,0438 = 0,9995;
5) нормальный фенотип представлен доминантными гомозиготами (AA) и гетерозиготами (Aa);
6) естественный отбор.
Линия 27.3
Поликистоз — моногенное заболевание почек, возникающее в результате мутации в гене PKHD1, наследующееся по аутосомно- рецессивному типу. Частота встречаемости заболевания в равновесной популяции человека составляет 1:2000. Рассчитайте частоты мутантных и нормальных аллелей, частоты всех фенотипов в данной популяции. Поясните ход решения. Какой эволюционный фактор может приводить к снижению доли рецессивных гомозигот во всей человеческой популяции? При расчётах округляйте значения до четырёх знаков после запятой.
Решение:
1) частота рецессивных гомозигот составляет: q2 =1/2000 = 0,0005 (аа);
2) частота мутантного аллеля (q) составляет: q = √0,0005 = 0,0224;
3) частота нормального аллеля (р) в популяции составляет: р = 1 — q = 0,9776;
4) частота нормального фенотипа составляет: 1- q2 = 0,9995 ИЛИ частота нормального фенотипа составляет: р2 + 2pq = 0,97762 + 2 · 0,9776 · 0,0224 = 0,9557 + 0,0438 = 0,9995;
5) нормальный фенотип представлен доминантными гомозиготами (АА) и гетерозиготами (Аа);
6) естественный отбор.
Линия 27.4
Фенилкетонурия — моногенное заболевание, возникающее в результате нарушения аминокислотного обмена, наследующееся по аутосомно-рецессивному типу. Среди японцев заболевание встречается в среднем 8 раз на 19000 рождений. При этом частота мутантного аллеля во всей человеческой популяции составляет 0,01. Рассчитайте равновесные частоты мутантного и нормального фенотипов в человеческой популяции, а также частоту мутантного аллеля среди японцев. Поясните ход решения. Какой эволюционный фактор приводит к наблюдаемому различию частот мутантного аллеля? При расчетах округляйте значения до четырех знаков после запятой.
Решение:
1) равновесная частота мутантного фенотипа (aa) составляет: q2 = 0,012 = 0,0001;
2) равновесная частота нормального фенотипа составляет: 1 — q2 = 0,9999 ИЛИ равновесная частота нормального фенотипа составляет: p2 + 2pq = 0,992 + 2·0,99·0,01 = 0,9801 + 0,0198 = 0,9999;
3) нормальный фенотип представлен доминантными гомозиготами (AA) и гетерозиготами (Aa);
4) частота мутантного фенотипа (аа) у японцев составляет: 8/19000 = 0,0004 = q2;
5) частота мутантного аллеля (q) у японцев составляет: √0,0004 = 0,0200 (0,0205);
6) дрейф генов (эффект основателя, изоляция).
Линия 28.1
На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает пигментную ксеродерму (повышенную чувствительность к ультрафиолетовому облучению). Аллель гена избыточного роста волос на средних фалангах пальцев кистей наследуется голандрически (наследование по гетерогаметному полу). Женщина с пигментной ксеродермой и отсутствием избыточного роста волос вышла замуж за мужчину без пигментной ксеродермы и с избыточным ростом волос на средних фалангах пальцев кистей, гомозиготная мать которого страдала пигментной ксеродермой. Родившаяся в этом браке дочь без указанных аномалий вышла замуж за мужчину с пигментной ксеродермой и с отсутствием избыточного роста волос на средних фалангах пальцев кистей. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребенка с двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Линия 28.2
На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Аллель гена образования перепонок между пальцами (перепончатые пальцы) наследуется голандрически (наследование по гетерогаметному полу). Женщина с нормальным развитием кисти и нормальными пальцами вышла замуж за мужчину с аномалией развития кисти и перепончатыми пальцами, гомозиготная мать которого не имела аномалии в развитии кисти. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных аномалий. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребенка с нормальным развитием кисти и перепонками между пальцами? Ответ поясните.

Линия 28.3
У человека аллели генов ихтиоза (заболевание кожи) и гемофилии типа А находятся в одной хромосоме. Женщина без указанных заболеваний, у дигомозиготной матери которой был ихтиоз, а у отца не было указанных заболеваний, вышла замуж за мужчину без ихтиоза, но больного гемофилией. Родившаяся в этом браке здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В этой семье родился ребенок, больной ихтиозом и гемофилией. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Объясните рождение ребёнка, имеющего эти два заболевания, у здоровых родителей во втором браке.

Линия 28.4
При скрещивании дрозофил с длинными усами, укороченными крыльями и дрозофил с короткими усами, длинными крыльями всё потомство получилось с длинными усами и длинными крыльями. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 12,14, 88, 86. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, численность каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние между ними (в %), определите тип наследования генов указанных признаков.
