Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Если бы употребление в русском языке иностранных слов и было злом зло необходимое, корень которого глубоко лежит в реформе Петра Великого, познакомившей нас со множеством до того совершенно чуждых нам понятий, для выражения которых у нас не было своих слов. Поэтому необходимо было чужие понятия выражать чужими готовыми словами. Некоторые из этих слов так и остались непереведёнными и незаменёнными и потому получили право гражданства в русском словаре. Все к ним привыкли, и все их понимают; за что же гнать их?
Но если одни иностранные слова удержались и получили в русском языке право гражданства, то <…> с течением времени были удачно заменены русскими, большею частью вновь составленными. Так, Тредиаковский, говорят, ввёл слово «предмет», а Карамзин — «промышленность». Таких русских слов, удачно заменивших собою иностранные, множество. И мы первые скажем, что употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому смыслу и здравому вкусу, но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. Но противоположная крайность, то есть неумеренный пуризм, производит те же следствия, потому что крайности сходятся. Судьба языка не может зависеть от произвола того или другого лица. У языка есть хранитель надёжный и верный: это его же собственный дух, гений. Вот почему из множества вводимых иностранных слов удерживаются только немногие, а остальные сами собою исчезают.
(По В. Г. Белинскому)
Задание 1
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ответ: другие/иные
Пояснение
Определительные местоимения для ЕГЭ нужно выучить! Вот они: весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, другой. Нам необходимо было подобрать такое, которое было бы противоположностью слову «одни»: одни слова удержались, другие — были заменены.
Задание 2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ГНАТЬ. что. Производить в большом количестве или в быстром темпе. Гнать план. Гнать металл, древесину, стружку. Гнать вал (производить валовую продукцию, обычно не заботясь о её качестве).
2) ПЕСТРИТЬ, что / чем. Делать выделяющимся, обособляющимся при помощи чего-либо, введённого в большом количестве. Пестрить страницы пометами. Пестрить беседу нецензурными выражениями.
3) ОСНОВАНИЕ. Нижняя опорная часть предмета, сооружения. Заложить, укрепить основание. Каменное, кирпичное основание, Естественное основание. Основание моста, колонны, мачты, горы. Площадь основания. Памятник на гранитном основании.
4) ОДЕРЖИМЫЙ, чем. Находящийся во власти чего-либо. Одержим страстью к науке. Одержимый страхом, я не смел пошевельнуться. Одержимый любовью, он думал только о ней.
5) ЛИЦО. какое. Отдельный человек; индивидуум. Частное лицо. Историческое лицо. Награждение лиц, принимавших участие в ликвидации аварии.
Ответ: 245
Пояснение
Пункты 1 и 3 не подходят, потому что слова употреблены в других значениях:
1) ГНАТЬ. кого/что; разг. Заставлять уйти, отступить, уволиться. Гнать противника с захваченных территорий. Гнать на пенсию, в отставку. Гнать в шею.
3) ОСНОВАНИЕ. Причина, достаточный повод, оправдывающие что-н. Законное основание для ареста.
Задание 3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
- Цель автора текста — сообщить научную информацию о том, из каких языков были заимствованы слова во времена Тредиаковского и Карамзина.
- Используя в первом (1) абзаце паронимы чуждый и чужой, автор объясняет причину появления в эпоху Петра Великого множества иноязычных слов.
- Риторический вопрос (…за что же гнать их?), метафора (получили право гражданства в русском языке) — эти средства выразительности позволяют публицисту уже в первом (1) абзаце выразить свой взгляд на один из аспектов поставленной в тексте проблемы.
- С помощью лексического повтора («здравому смыслу и здравому вкусу»), инверсии (хранитель надёжный и верный), контекстных синонимов (дух, гений) автор подчёркивает значимость внутренних закономерностей языка.
- Текст представляет собой фрагмент разговорной речи, о чём свидетельствуют наличие оценочной лексики (оскорблять, противна), междометий (за что?, то есть, вот), отсутствие сложных предложений.
Ответ: 234
Пояснение
1) Не подходит, так как в тексте нет научной информации — он написан в разговорном стиле.
5) Несмотря на то что текст действительно разговорный, ловушка в последнем перечисленном пункте: отсутствие сложных предложений. Они там есть.
Задание 4
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
- принЯтый
- красИвее
- черпАть
- свЁкла
- кранЫ
Ответ: 24
Пояснение
1) прИнятый — ударение в инфинитиве принЯть, но поскольку перед нами причастие с суффиксом -т-, ударение смещается на один слог
3) чЕрпать — запоминаем
5) крАны — в существительных ударение сохраняется: крАн
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проблема ЭКОНОМИЧЕСКОГО роста и его темпов — одна из важнейших в макроэкономике.
Там легко отвлечься от повседневной БУДНИЧНОЙ суеты, городского шума, ежедневных проблем словом, от всего того, что доставляет человеку беспокойство.
Кварцевый песок, сода, мел, поступающие на СТЕКОЛЬНЫЙ завод, проходят обработку в специальных цехах.
ДОБРЫЙ нрав Макария, его честность и благочестивый характер заметили односельчане.
Я совсем забыла, что в ВАННЕ уже пять дней как перегорела лампочка, а купить новую всё как-то не было времени.
Ответ: ванной
Пояснение
Ванна — ёмкость для купания. Ванная — комната, где стоит ванна.
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Всем без исключения спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.
Ответ: поставить/установить/побить
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
килограмм ПОМИДОРОВ
ГЛУБОЧАЙШЕЕ озеро
я скоро ВЫЗДОРОВЛЮ
УДОБНОЕ кашпо
к ТРЕМСТАМ четырём страницам
Ответ: выздоровею
Пояснение
Нормативная форма будущего времени от глагола «выздороветь» — выздоровею.
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Когда ребятишки пришли со школы и вышли на улицу, то у них только и разговоров было, что о новой учительнице.
- Многие из тех, кто часто посещает Эрмитаж, знают историю его создания.
- Окончив Петербургскую консерваторию, Петра Ильича Чайковского пригласили в число её профессоров.
- Петруша сообщил, что мне приснился сон, которого я никак не мог позабыть.
- Благодаря усилиям матери Иван и его многочисленные братья и сёстры приобщился к высокому искусству.
- Работая над «Донскими казаками», М. А. Шолохов решил написать о том, как сложно складывалась судьба донского казачества перед революцией 1917 года.
- Любой текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами, как связность и цельность.
- После убийства старухи-процентщицы Родион Раскольников приходит в свою каморку и спрятал украденные вещи.
- Под сухой круглой кочкой, поросшей бурой травой, я нашёл гнездо куропатки.
Ответ: 35418
Пояснение
3) Окончив Петербургскую консерваторию, Петр Ильич Чайковский был приглашен в число её профессоров.
5) Благодаря усилиям матери Иван и его многочисленные братья и сёстры приобщились к высокому искусству.
4) Петруша сообщил, что ему приснился сон, которого он никак не мог позабыть.
1) Когда ребятишки пришли из школы и вышли на улицу, то у них только и разговоров было, что о новой учительнице.
8) После убийства старухи-процентщицы Родион Раскольников пришел в свою каморку и спрятал украденные вещи.
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) аб..туриент, соб..рательный (образ), словосоч..тание
2) к..нонада, предл..жение, пром..чить (ноги)
3) кор..фей, ц..стерна, ун..чтожить
4) щ..лкнуть (пальцами), ж..луди, (ровный) ш..в
5) м..раторий, метаф..ра, парад..ксальный
Ответ: 35
Пояснение
1) абИтуриент, собИрательный (образ), словосочЕтание
2) кАнонада, предлОжение, промОчить (ноги)
3) корИфей, цИстерна, унИчтожить
4) щЁлкнуть (пальцами), жЁлуди, (ровный) шОв
5) мОраторий, метафОра, парадОксальный
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) от..скать, транс..ранский, пред..нфарктный
2) о..дающий, на.. бровная (дуга), пре..положительно
3) и..тратить, и..чезать, и..подтишка
4) пр..пираться (с родителями), пр..болел, пр..ходящий (на время)
5) от..явленный (негодяй), под..язычная (железа), меж..ярусное (пространство)
Ответ: 35
Пояснение
1) отЫскать, трансИранский, предЫнфарктный
2) оТдающий, наДбровная (дуга), преДположительно
3) иСтратить, иСчезать, иСподтишка
4) прЕпираться (с родителями), прИболел, прИходящий (на время)
5) отЪявленный (негодяй), подЪязычная (железа), межЪярусное (пространство)
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) обезвред..ть (врага), рассматр..вал
2) нович..к, сгущ..нка
3) плать..це, мудр..цы
4) милост..вый, прожорл..вый
5) дымч..тый, слев..
Ответ: 145
Пояснение
1) обезвредИть (врага), рассматрИвал
2) новичОк, сгущЁнка
3) платьИце, мудрЕцы
4) милостИвый, прожорлИвый
5) дымчАтый, слевА
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) муч..мый (жаждой), полощ..шь (бельё)
2) разве..нные (сомнения), отча..нный (крик)
3) стел..тся (туман), несгиба..мая (воля)
4) (лица) сия..т (радостью), (дежурные) помо..т (посуду)
5) (дети) жмур..тся, (спортсмены) бор..тся (за победу)
Ответ: 234
Пояснение
1) мучИмый (жаждой), полощЕшь (бельё)
2) развеЯнные (сомнения), отчаЯнный (крик)
3) стелЕтся (туман), несгибаЕмая (воля)
4) (лица) сияЮт (радостью), (дежурные) помоЮт (посуду)
5) (дети) жмурЯтся, (спортсмены) борЮтся (за победу)
Задание 13
Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
- История была (НЕ)ПРИЯТНАЯ, но поучительная.
- За давно (НЕ)КРАШЕННЫМ забором заброшенной усадьбы виднелась сторожка.
- (НЕ)КОГО было спросить, как добраться от вокзала до ближайшего отеля.
- (НЕ)ЗАДУМЫВАЮЩИЙСЯ о деликатности человек не будет иметь друзей.
- Каждый сотрудник понимал, что работает (НЕ)ВПУСТУЮ.
Ответ: 245
Пояснение
1) История была НЕПРИЯТНАЯ, но поучительная.
2) За давно НЕ КРАШЕННЫМ забором заброшенной усадьбы виднелась сторожка.
3) НЕКОГО было спросить, как добраться от вокзала до ближайшего отеля.
4) НЕ ЗАДУМЫВАЮЩИЙСЯ о деликатности человек не будет иметь друзей.
5) Каждый сотрудник понимал, что работает НЕ ВПУСТУЮ.
Задание 14
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
- Цветы петунии дружно раскрывались (ПО)УТРУ и точно ТАК(ЖЕ) закрывались вечером.
- Старик (НА)ХОДУ разломил лепёшку (НА)ДВОЕ и угостил нас.
- ЧТО(БЫ) жить в гармонии с собой и миром, (НА)ЗЛО нельзя отвечать злом.
- (НА)КОНЕЦ путешественники прибыли в Индию и (В)НАЧАЛЕ осмотрели дворец Тадж-Махал.
- Здоровье А. П. Чехова ухудшилось (НА)СТОЛЬКО, что врачи (НА)СТРОГО запретили ему покидать усадьбу.
Ответ: 45
Пояснение
1) Цветы петунии дружно раскрывались ПОУТРУ и точно ТАК ЖЕ закрывались вечером.
2) Старик НА ХОДУ разломил лепёшку НАДВОЕ и угостил нас.
3) ЧТОБЫ жить в гармонии с собой и миром, НА ЗЛО нельзя отвечать злом.
4) НАКОНЕЦ путешественники прибыли в Индию и ВНАЧАЛЕ осмотрели дворец Тадж-Махал.
5) Здоровье А. П. Чехова ухудшилось НАСТОЛЬКО, что врачи НАСТРОГО запретили ему покидать усадьбу.
Задание 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
В этот утре(1)ий час окна почты были ещё заставле(2)ы карто(3)ыми щитками с недли(4)ым словом «Закрыто».
Ответ: 134
Пояснение
(1) утренний — суффикс -енн-
(2) заставлены — краткое причастие
(3) картонными — одна Н в основе, другая — в суффиксе
(4) недлинным — одна Н в основе, другая — в суффиксе
Задание 16
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- По широкой ухабистой дороге шибкою рысью ехала высокая венская коляска.
- Квартира Александра хотя и просторна но неуютна и сумрачна.
- Кирилл и Вася бродили поодаль и собирали для костра бурьян и берёсту.
- Заморосил мелкий дождик и весь видимый горизонт обложило тучами.
- Иные хозяева вырастили уже вишни или сирень или жасмин.
Ответ: 24
Пояснение
1) По широкой ухабистой дороге шибкою рысью ехала высокая венская коляска.
2) Квартира Александра хотя и просторна, но неуютна и сумрачна.
3) Кирилл и Вася бродили поодаль и собирали для костра бурьян и берёсту.
4) Заморосил мелкий дождик, и весь видимый горизонт обложило тучами.
5) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин.
Задание 17
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лежнев встал, запер дверь (1) и (2) вернувшись к столу (3) сел прямо напротив Рудина (4) тихонько опершись подбородком на обе руки.
Ответ: 234
Пояснение
(1) запер и сел — однородные, соединенные союзом И, запятая между ними не ставится
(2) и (3) — обособление деепричастного оборота «вернувшись к столу»
(4) запятая перед деепричастным оборотом
Задание 18
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Стало быть (1) этот немец (2) теперь (3) выезжает. Значит (4) на четвёртом этаже остаётся (5) только (6) одна старухина квартира занятая.
(По Ф. М. Достоевскому)
Ответ: 14
Пояснение
(1) запятая после вводного словосочетания
(2) и (3) не нужны запятые, «теперь» — не вводное
(4) запятая после вводного слова
(5) не нужна запятая, «только» — не вводное
Задание 19
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Замечали ли вы (1) какое впечатление производят те (2) произведения литературы (3) которые читаются (4) в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке?
Ответ: 13
Пояснение
(1) запятая перед придаточной частью в сложноподчиненном предложении
(2) не нужна запятая между подлежащим и сказуемым (производят произведения)
(3) запятая перед придаточной частью в сложноподчиненное предложении
(4) не нужна запятая
Задание 20
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я очень люблю зиму (1) и с удовольствием гуляю в парке (2) когда идёт снег (3) и горят фонари.
Ответ: 2
Пояснение
(1) люблю и гуляю — однородные сказуемые, соединенные союзом И, запятая не ставится
(2) запятая перед придаточной частью в сложноподчиненное предложении
(3) идет снег и горят фонари — однородные придаточные: когда идет снег и (когда) горят фонари
Задание 21
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Огромный старый клён, возвышавшийся над всей южной частью сада, видный отовсюду, стал ещё больше и виднее: он оделся свежей, густой зеленью. (2)Виднее стала и главная аллея: вершины старых лип покрылись узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светло-зелёной грядой. (3)И всё это: огромная пышная вершина клёна, светлая зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черёмух, синева неба поражало своей густотой, свежестью и новизной. (4)На дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее. (5)А дом словно ждал гостей: по целым дням были открыты и двери, и окна в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке большой и пустой угловой комнате со старыми иконами и низкими книжными шкафами. (6)И везде в комнаты глядели деревья то светло-зелёных, то тёмно-зелёных, то изумрудных оттенков. (7)Митя часами сидел в кресле возле раскрытого шкафа и мучил себя, читая и перечитывая: «Люди спят, мой друг, пойдём в тенистый сад!»
(По И. А. Бунину)
Ответ: 125
Пояснение
(1) БСП
(2) БСП
(3) Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами
(4) —
(5) БСП
(6) —
(7) Перед прямой речью речь
Задание 22
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Перед ненастьем горы задумывались, к ветру по вечерам они окрашивались розовым отблеском, зимой одевались в белую… шубу, а весной покрывались… нарядом.
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
Б) Сохач верил, что горы разговаривают между собой, и он сам слышал глухой гул от этих разговоров, особенно когда прокатится буйная молодая гроза, вся радостная, сверкающая, полная таинственной силы.
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
В) Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
(М. Ю. Лермонтов)
Г) Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
(М. Ю. Лермонтов)
Д) И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
(А. С. Пушкин)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) риторическое обращение
2) многосоюзие
3) аллитераци
4) сравнение
5) метонимия
6) литота
7) эпитет
8) синтаксический параллелизм
9) эпифора
Ответ: 87542
Пояснение
А) Синтаксический параллелизм: одинаковое построение частей предложения: обстоятельство + подлежащее + сказуемое
Б) Эпитет: буйная молодая гроза
В) Метонимия: вся Россия
Г) Сравнение: как наши братья умирали
Д) Многосоюзие: повторяется союз И
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Антон Павлович Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости её трагически мрачные шутки. (2)Стоит только внимательно прочитать его «юмористические» рассказы, чтобы убедиться, как много жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор за смешными словами и положениями.
(3)Он был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе громко и открыто сказать людям: «Да будьте же вы… порядочнее!» — тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее. (4)Ненавидя всё пошлое и грязное, он описывал мерзости жизни благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста, и за прекрасной внешностью его рассказов мало заметен полный горького упрёка их внутренний смысл.
(5) Почтеннейшая публика, читая «Дочь Альбиона», смеётся и едва ли видит в этом рассказе гнуснейшее издевательство сытого барина над одиноким человеком, всему и всем чужим. (6)И в каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца, безнадёжный вздох сострадания к людям, которые не умеют уважать своё человеческое достоинство. (7)Без сопротивления подчиняясь грубой силе, эти люди живут, как рабы, ни во что не верят, кроме необходимости каждый день хлебать возможно более жирные щи, и ничего не чувствуют, кроме страха, как бы кто-нибудь сильный и наглый не побил их.
(8)Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.
(9)Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. (10)Вот тихо и тревожно, как серая мышь, шмыгает «Душечка» милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. (11)Её можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба. (12)Рядом с ней грустно стоит Ольга из «Трёх сестёр»: она тоже много любит и безропотно подчиняется капризам развратной и пошлой жены своего лентяя-брата. (13)На её глазах ломается жизнь её сестёр, а она плачет и никому ничем не может помочь, и ни одного живого, сильного слова протеста против пошлости нет в её груди.
(14)Вот слезоточивая Раневская и другие бывшие хозяева «Вишнёвого сада» эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. (15)Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишённые силы снова присосаться к жизни. (16)Дрянненький студент Трофимов красно говорит о необходимости работать и — бездельничает, от скуки развлекаясь глупым издевательством над Варей, работающей не покладая рук для благополучия бездельников.
(17)Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошёл большой, умный, ко всему внимательный человек. (18)Посмотрел он на этих скучных жителей Родины. (19)И с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрёка, с безнадёжной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал: — Скверно вы живёте, господа!
(По М. Горькому*)
* Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков; 1868–1936) — русский советский писатель, драматург, общественный деятель, публицист.
Задание 23
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) При внимательном прочтении юмористических рассказов А. П. Чехова за смешными
словами и положениями можно открыть много жестокого и противного.
2) В юмористических рассказах А. П. Чехов открыто высмеивает и осуждает людей, которые не умеют уважать своё человеческое достоинство.
3) По мнению автора, герои юмористических рассказов А. П. Чехова без сопротивления подчиняются грубой силе, ни во что не верят и заботятся лишь о сытом существовании.
4) Подобно многим писателям А. П. Чехов ясно и тонко понимает весь трагизм мелочей
жизни.
5) Все героини произведений А. П. Чехова «Душечка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад» безропотно подчиняются тем, кого любят.
Ответ: 13
Пояснение
1) Предложение 2.
2) Чехов не высмеивает открыто, об этом весь текст (предложение 3).
3) Предложение 7.
4) Автор акцентирует внимание на том, что только Чехов так ясно и тонко понимает весь трагизм мелочей жизни (предложение 8).
5) Не подходит к героине «Вишневого сада».
Задание 24
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 2 поясняет, раскрывает смысл предложения 1.
2) В предложениях 5-7 представлено повествование.
3) В предложении 9 содержатся элементы описания.
4) В предложениях 10-13 содержится рассуждение.
5) Предложение 18 содержит указание на причину того, о чем говорится в предложении 17.
Ответ: 25
Пояснение
2) Нет последовательных действий, встречаются элементы рассуждения.
5) Нет причины.
Задание 25
Из предложений 10, 11 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ: тихогромко
Задание 26
Среди предложений 3-7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(их) предложения(-ий).
Ответ: 7
Пояснение
Указательное местоимение: эти; формы слова: людям — люди.
Сочинение
Как в произведениях А. П. Чехова проявился гуманизм писателя?
Автор считает, что гуманизм писателя проявился в сострадании к людям, которые «не умеют уважать свое человеческое достоинство».
Проследим, как позиция М. Горького раскрывается в тексте. Он пишет, что в рассказах Чехова «мало заметен полный горького упрёка их внутренний смысл», потому что автор «описывал мерзости жизни благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста». Читатель понимает, что Чехов не говорил прямо о непорядочности людей, но указывал на нее с помощью юмора, проявляя к ним сострадание.
Далее Горький обращает внимание читателя на то, что «никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни». Становится понятно: несмотря на то, что Чехов показывал несчастных героев с юмором, на самом деле, он сострадал им и таким образом привлекал внимание к проблеме.
Приведенные примеры дополняют друг друга, помогая автору показать, что Чехов проявлял сострадание к людям, которые его окружают, поэтому старался показать их непорядочность с юмором, тем самым привлекая внимание читателей к проблеме серости и скверности жизни.
Я согласна с позицией автора. Думаю, что, создавая в своих произведениях правдивую картину жизни людей, Чехов надеялся, что они увидят в героях себя и осознают, насколько в действительности трагичны их судьбы. Так, несмотря на то что «Вишневый сад» сам автор определил как комедию, многие литературоведы придерживались мнения, что это все-таки драма, поскольку в произведении затрагиваются темы отчуждения личности от общества и одиночества.
Таким образом, Чехов в своем творчестве смог рассказать о трагичных проблемах общества и каждого человека в отдельности, преподнеся все с юмором, тем самым не обижая, а проявляя сострадание.