Единый государственный экзамен по профильной математике — это важный этап в жизни каждого выпускника, планирующего связать свое будущее с техническими или экономическими и направлениями. Успешная сдача этого экзамена открывает двери в престижные вузы. Но часто, даже обладая достаточным объемом знаний, многие школьники теряют драгоценные баллы из-за досадных ошибок.
Если хочешь получить крутые баллы, записывайся на наш курс по математике ЕГЭ: высокий результат гарантируем 😉
Цена недочета на профиле очень высока. Даже незначительная описка, пропущенный знак или неверно округленное число могут понизить оценку, необходимых для зачисления на желаемую специальность. С каждым годом поступить на бюджет становится все сложнее, поэтому каждое задание имеет решающее значение.
В статье мы подробно разобрали десять самых распространенных ошибок, которые совершают старшеклассники на профильной математике, рассказали, как их избежать.
1. Невнимательное чтение условия
Самая банальная, при этом одна из самых распространенных причин потери баллов — это невнимательное чтение условия. В спешке, под давлением времени школьники часто упускают важные детали, не замечают ключевые слова или неправильно интерпретируют вопрос. Это приводит к тому, что номер решается неверно, даже если ученик знает всю необходимую теорию или методы.
Например, может быть необходимо найти наименьшее значение функции, а выпускник, невнимательно прочитав текст, находит наибольшее.
Другой пример: задача может содержать такое условие, что переменная должна быть целым числом, а ученик, получив дробь, оставляет ее без изменений, вносит в бланк неверное число.
Что делать?
Прочитай текст полностью, не торопясь. Не спеши сразу приступать к вычислениям. Важно полностью понять, что именно требуется найти.
Выдели ключевые слова, фразы. Подчеркни или обведи в кружок важные слова, такие как «наибольшее», «наименьшее», «целое», «положительное», «отрицательное», «параллельны», «перпендикулярны» и т.д.
Перефразируй текст своими словами. Это поможет убедиться, что ты правильно понял(а), что требуется найти.
Представь описанную ситуацию. Попробуй визуализировать ее, чтобы лучше понять суть.
Обрати внимание на единицы измерения. Убедись, что все величины выражены в одинаковых единицах измерения. Если это не так, выполни необходимые преобразования.
Проверь условие после завершения подсчетов. Убедись, что полученный ответ соответствует всем требованиям, указанным в задании.
Советы по планированию времени:
Выдели достаточно времени на чтение условия. Не экономь время на этом этапе.
Вернись к нему после решения. Перед тем, как записать число в бланк, еще раз прочитай условие, убедись, что все соответствует требованиям.
Используй черновик для записи ключевых данных. Это поможет тебе сосредоточиться и не упустить важные детали.
2. Неправильное оформление
Даже если решение математически верное, но в его оформлении отсутствуют необходимые пояснения, эксперты могут снизить баллы. Отсутствие логической структуры или ссылок на используемые теоремы и формулы — все это может привести к снижению итоговой оценки. Эксперты должны понимать ход твоих мыслей и логику, а не угадывать их.
Рекомендации по оформлению:
Пиши аккуратно, разборчиво. Используй черную гелевую ручку и старайся, чтобы твои записи были четкими, легко читаемыми.
Придерживайся логичной структуры. Начни с краткой записи условия, затем представь ход решения, последовательно выполняя все необходимые шаги.
Оставляй достаточно места между строками и столбцами. Это облегчит чтение твоего бланка.
Используй шаблоны. Составь шаблон для каждого типа задач. Это поможет тебе структурировать записи и не упустить важные шаги.
Чек-лист по проверке оформления:
• Условие записано четко, понятно
• Все этапы представлены последовательно, логично
• Использованы общепринятые математические обозначения
• Даны пояснения к каждому шагу
• Сделаны ссылки на используемые теоремы, формулы
• Ответ выделен и записан в правильной форме
• Решение написано аккуратно, разборчиво
3. Недочеты в округлении и неточность вычислений
Часто по тексту задания нужно округлить полученные результаты до определенных значений (например, до сотых или до десятых). Неправильное округление, использование неверного количества знаков после запятой или просто невнимательность при вычислении могут привести к неправильному ответу. Часто выпускники забывают указать единицы измерения.
4. Неправильное использование знаков и обозначений
- Путаница между знаками «больше» (>) и «меньше» (<).
- Неправильное использование знака равенства (=) вместо знака приближенного равенства (≈).
- Неточности при записи интервалов, отрезков (например, путаница между круглыми и квадратными скобками).
- Неверное использование знака модуля (|x|).
- Неточности при работе с отрицательными и дробными показателями.
- Путаница между верхними и нижними индексами.
- Потеря скобок при возведении в степень выражения, содержащего несколько членов (например, (a+b)²).
5. Недочеты при работе с дробями и десятичными числами
Часто выпускники забывают приводить дроби к общему знаменателю или неправильно сокращают дроби.
При приведении дробей к общему знаменателю убедись, что правильно нашел наименьший общий знаменатель (НОЗ).
Во время сложения и вычитания дробей с разными знаменателями сначала приведи их к общему знаменателю, а затем выполни сложение или вычитание числителей.
Всегда сокращай дроби до их простейшего вида.
При переводе десятичных чисел в обыкновенные дроби запиши число в виде дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д., а затем сократи ее.
6. Неверная расстановка скобок и приоритет операций
Несоблюдение порядка действий, неправильное использование скобок — это очень распространенный недочет, который может привести к кардинально неверному результату. Порядок действий (сначала выполняются действия в скобках, затем возведение в степень, умножение и деление, и только потом сложение и вычитание) — это фундаментальное правило, которое необходимо строго соблюдать.
7. Недостаточная проверка
Многие школьники, стремясь уложиться в отведенное время, пренебрегают проверкой своих записей.
- Выделяй время на проверку
- Проверяй все по шагам, убеждаясь в правильности каждого действия
- Подставляй полученное число в исходное уравнение или условие
- Реши задачу другим способом, если это возможно, чтобы убедиться в правильности полученного ответа
- Обязательно проверяй единицы измерения
- Планируй время на экзамене таким образом, чтобы у тебя осталось достаточно времени на проверку всех номеров
- Не трать слишком много времени на одно здание. Если ты не можешь его решить в течение 15-20 минут, переходи к следующему, а затем вернись к ней позже, если останется время.
- Используй черновик для записи промежуточных результатов и проверки вычислений.
8. Недостаточная аргументация
В заданиях второй части недостаточно просто написать правильный ответ. Необходимо представить полное, логически обоснованное решение, демонстрирующее понимание используемых теорем, методов, правил. Отсутствие необходимых пояснений и обоснований может привести к снижению оценки, даже если число правильное.
9. Игнорирование визуальных элементов (графики, схемы)
Многие задачи сопровождаются графиками, схемами, чертежами. Игнорирование этих визуальных элементов, их неправильное использование может привести к неверной интерпретации текста задачи и, как следствие, к неправильному ответу. Также неаккуратно построенные графики, схемы могут привести к потере баллов.
Чаще всего выпускники ошибаются из-за
- Неаккуратного построения чертежа,
- Неправильного обозначения элементов чертежа,
- Отсутствия необходимых линий, углов на чертеже,
- Неправильной интерпретации графиков функций.
10. Невнимательность к деталям в преобразованиях, системах уравнений
Такие задания требуют особой внимательности к деталям. Недочеты в алгебраических преобразованиях, забытые знаки, неправильное раскрытие скобок, неверное приведение систем уравнений — все это может привести к некорректному результату.
- Выполняй все преобразования последовательно и аккуратно
- Проверяй правильность каждого шага преобразования
- Не пропускай промежуточные этапы
- Используй скобки для обозначения порядка операций
- При работе с системами уравнений проверяй полученные записи подстановкой в исходные уравнения
Чтобы избежать этих ошибок и успешно сдать экзамен, необходимо тщательно готовиться, уделять внимание деталям, практиковаться в задачах различной сложности, регулярно перепроверять себя. Удачи на экзамене!
Часто задаваемые вопросы
Какие самые частые ошибки на ЕГЭ по математике делают выпускники?
Самые частые ошибки в ЕГЭ по математике включают невнимательное чтение условия задачи, арифметические ошибки, неправильное округление, а также недостаточное обоснование в заданиях второй части.
Как избежать типичных ошибок при решении заданий на ЕГЭ по математике?
Чтобы избежать типичных ошибок в ЕГЭ по математике, необходимо тщательно читать условие задачи, аккуратно оформлять записи, проверять каждый шаг, использовать общепринятые математические обозначения, выделять время на проверку перед сдачей работы.
За какие ошибки на ЕГЭ по математике снимают больше всего баллов?
Больше всего баллов снимают за такие типичные ошибки на ЕГЭ как неправильное решение задачи, неверная логика, отсутствие обоснования в заданиях из части два.
Можно ли исправить ошибку на черновике во время экзамена?
Да, ошибки на ЕГЭ по математике на черновике можно и нужно исправлять. Черновик предназначен для предварительных вычислений и пробных решений.
Какие ошибки считаются не снижают баллы на ЕГЭ?
Небольшие помарки и исправления на черновике не влияют на оценку. Однако важно, чтобы в бланке был записан правильный и четкий ответ. Описки и небрежности в оформлении, могут привести к небольшому снижению баллов, но не к полному обнулению оценки.
Бесплатный вводный урок в школе insperia