Каждый год множество абитуриентов теряет ценные баллы на ЕГЭ по биологии из-за ошибок, которых можно было легко избежать. Эти ошибки часто связаны не столько с незнанием материала, сколько с невнимательностью, неправильным подходом к решению задач или стрессом.
В этой статье мы разберем 10 самых распространенных ошибок, которые допускают выпускники. Мы поможем тебе распознать все «подводные камни» и расскажем, как их обойти.
Если ты мечтаешь о поступлении в медицинский и для тебя важен высокий конкурсный балл, стоит не забывать и про второй профиль — химию. Успей записаться на курс подготовки к ЕГЭ по химии, чтобы качественно подготовиться к экзамену и уверенно двигаться к своей цели!
Ошибка № 1: Невнимательное чтение условий задания
Спешка, волнение или банальная усталость могут привести к тому, что ученик упустит важные детали в условии задания. Это может быть пропущенная частица «не», неверно понятая задача или проигнорированные числовые данные.
Пример 1
Установите последовательность соподчинения элементов эукариотической клетки, начиная с наибольшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) линейная хромосома
2) дезоксирибоза
3) клеточное ядро
4) молекула ДНК
5) тимидиловый нуклеотид
Ответ: 31452
Как правило, ребята не дочитывают задание до конца и начинают строить последовательность от меньшего к большему.
Пример 2
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Характеристиками полисахарида НЕ являются:
1) обеспечивает матричный синтез рибонуклеиновых кислот
2) выполняет защитную и энергетическую функции
3) образуется путём соединения молекул простых углеводов
4) обладает способностью к репликации
5) может образовывать разветвлённую структуру
6) состоит из нуклеотидов
Ответ: 146
Во избежание подобных ошибок, подчеркивай ключевые слова, когда читаешь задание, внимательно и не спеша перепроверяй решение. Задавай себе вопросы: «Что именно требуется найти?», «Какие условия нужно учесть?», «Какие ограничения указаны в задании?».
Ошибка № 2: Путаница в строении и классификации органических веществ
Ученикам, которые только начали изучать предмет, очень трудно «разложить по полочкам» все многообразие названий различных химических веществ.
Часто нуклеиновые кислоты называют мономерами белков, а аминокислоты путают с нуклеотидами. Сахарозу называют мономером, а крахмал моносахаридом.
Чтобы избежать «каши» в голове, необходимо сделать карточки. Каждая карточка должна быть посвящена одной группе соединений — белкам, липидам, углеводам или нуклеиновым кислотам. На карточке должна быть представлена классификация (например, какие бывают УВ: моно-/ди-/полисахариды и т.д.) данной группы, подробно описано строение каждого подкласса и перечислены его ключевые функции.

Кроме того, можно сделать шпаргалку с соответствием полимеров и мономеров:
| полимеры | монономеры |
| белки | аминокислоты |
| углеводы (полисахариды) | моносахариды |
| нуклеиновые кислоты | нуклеотиды |
Ошибка № 3: Неверная интерпретация условий задания
В ЕГЭ по биологии встречаются задания, где нужно отметить не все верные варианты, а только те из них, которые удовлетворяют конкретным условиям.
На практике же многие учащиеся выбирают ответы, кажущиеся им безошибочными, хотя все предложенные утверждения часто являются правильными.
Пример 1
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры палеонтологических доказательств эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)В качестве промежуточного звена между рыбами и наземными позвоночными может рассматриваться вымершая ихтиостега. (2)Различие флоры и фауны материков может объясняться в рамках теории дрейфа континентов. (3)Используя конечности и черепа древних представителей лошадиных, В. О. Ковалевский создал филогенетический ряд лошади. (4)Изучение аминокислотной последовательности белков различных организмов позволяет установить их эволюционное родство. (5)Вымершие семенные папоротники (птеридоспермы)считают переходной формой от споровых растений к семенным. (6)Грифельные косточки в конечности современных непарнокопытных являются рудиментами.
Ответ: 135
Пример 2
Известно, что хвощ полевой имеет диморфизм побегов, выполняет концентрационную функцию в биосфере, является биоиндикатором почв. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящихся к описанию перечисленных выше признаков хвоща.
(1)Хвощ полевой — многолетнее травянистое длиннокорневищное споровое растение. (2)Образует два типа надземных побегов: спороносные (весенние) и вегетативные (летние). (3)В цикле развития хвоща преобладает спорофит. (4)Хвощ накапливает в стеблях соединения кремния. (5)Хвощ полевой предпочитает сильнокислые почвы. (6)В старину использовали в пищу съедобные клубневидные утолщения хвоща, содержащие крахмал.
Ответ: 245
Ошибка № 4: Недостаточное внимание к графикам и диаграммам
Многие ребята ошибочно полагают, что на ЕГЭ по биологии проверяется лишь знание теории. Однако в последние годы прослеживается тенденция к включению все большего количества заданий на умение рассуждать и формулировать выводы на основе представленной информации.
Примеры подобных заданий из демоверсии-2026:


Вот главное правило: перед тем как сформулировать какое-либо умозаключение, внимательно посмотри на график и задай себе вопросы: «какая величина отложена по оси X?» «А по оси Y?» «Какая наблюдается зависимость между ними?»
Как правило, все ответы лежат на поверхности, главное не пренебрегать предложенными схемами, графиками и диаграммами.
Ошибка № 5: Невнимательность при работе с таблицами
Речь пойдет о заданиях 20-й линии. Довольно часто здесь попадаются таблицы с пропущенными терминами, которые необходимо подобрать из предложенного списка.
Пример:
Проанализируйте таблицу «Строение и функции углеводов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка
| Углевод | Строение | Функции |
| Гликоген | А | Запасной углевод клеток животных |
| Лактоза | Дисахарид из остатков глюкозы и галактозы | Б |
| В | Моносахарид, пентоза | Входит в состав АТФ |
1) полисахарид из остатков α-глюкозы
2) полисахарид из остатков β-галактозы
3) дисахарид из остатков глюкозы и фруктозы
4) входит в состав секрета молочных желез
5) запасной углевод клеток грибов
6) рибоза
7) глюкоза
Зачастую ребята не обращают внимания на расположения букв «А», «Б» и «В», и выполняют задание слева направо по колонкам таблицы.
В результате последовательность цифр оказывается перепутана и ответ не засчитывается.

Ошибка № 6: Недооценка сложных заданий
Одна из самых распространенных ошибок — недооценка заданий второй части. Выпускники часто считают, что достаточно вызубрить теорию и отработать базовые тесты, однако ЕГЭ по биологии требует гораздо большего.
Задачи на синтез знаний, анализ графиков, описание экспериментов или подробные развернутые ответы проверяют не только память, но и логическое мышление, умение анализировать представленные данные и аргументировать свою позицию.
Чтобы избежать потери драгоценных баллов на экзамене, очень важно систематически тренировать данные навыки. Для этого необходимо практиковаться в решении заданий с развернутым ответом: выписывай свои мысли, а затем тщательно сверяй их с эталоном, анализируя каждую ошибку.
Ошибка № 7: Отсутствие самоконтроля и проверки ответа
Часто ребята спешат побыстрее завершить работу, полагая, что они не успеют выполнить все задания и заполнить бланки ответов. Кроме того, выпускники пропускают важный шаг после написания работы — проверку собственных решений. В условиях стресса несложно допустить ошибку даже в тех вопросах, которые отработаны идеально. Поэтому крайне важно проводить самопроверку.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится целых 3 часа 55 минут! Этого более чем достаточно, чтобы вдумчиво решить все задания и перепроверить свои ответы. Не беспокойся о контроле времени: по регламенту организаторы обязаны проинформировать участников, когда останется 1 час и 30 минут до окончания. Более того, на экзамене не запрещены наручные часы.
Обязательно выдели 20 минут проверку!
Используй чек-лист, который мы для тебя подготовили:
- Прочитай каждое задание заново, убедись, что ответ соответствует всем условиям вопроса.
- Проверь терминологию: все ли биологические термины написаны правильно и используются в верном контексте?
- Оцени полноту ответов. Достаточно ли информации в развернутых ответах? Не упущены ли важные детали?
- Исключи фактические, грамматические и орфографические неточности, особенно в бланке ответов № 2.
- Сверь все цифры и буквы.Убедись, что в бланк перенесен именно тот вариант, который ты выбрал(а).
Ошибка № 8: Смысловые ошибки в теории
Здесь мы приведем наиболее распространенные ошибки, которые допускают ученики.
| НЕВЕРНО | ВЕРНО |
| В митоз могут вступать только диплоидные клетки. | В митоз вступают как диплоидные, так и гаплоидные клетки. |
| На ДНК матрице синтезируется только иРНК. | На ДНК матрице синтезируются все виды РНК. |
| Спора бактерии — клетка для размножения. | Спора бактерии — это не клетка для размножения, а форма выживания в неблагоприятных условиях; в то время как у растений и грибов споры служат средством размножения. |
| Плод гороха — стручок. | Стручок — это плод семейства крестоцветных, а горох относится к семейству бобовых, для которых характерен плод боб. |
| Качан — плод капусты. | Плодом капусты является стручок, а качан — разросшаяся вегетативная почка. |
| Клубень картофеля — это корнеплод. | Клубни — это видоизмененные побеги. |
| Артерии — это сосуды, по которым течет артериальная кровь, а вены — сосуды с венозной кровью. | Это не всегда так. Артериями называют сосуды, несущие кровь из сердца, а венами — сосуды, несущие кровь к сердцу. В малом круге кровообращения название сосуда не соответствует тому, какую кровь он переносит: по легочной артерии течет венозная кровь, а по легочным венам — артериальная. |
| Ядро — двумембранный органоид. | Ядро — это часть клетки, а не органоид. |
| Жиры — полимеры, состоящие из глицерина и жирных кислот, то же самое, что и липиды. | Жиры — не являются полимерами. Жиры и липиды — не одно и то же. Липиды — обширная группа гидрофобных органических веществ, а жиры — одна из их разновидностей. |
Биология — один из самых объемных предметов. И для минимизации фактических ошибок, важны начитанность, насмотренность и постоянная практика! Смотри видеоролики на ютубе, читайте статьи для подготовки к ЕГЭ, не забывай про учебники и регулярно тренируйся на тестах разного уровня.
Ошибка № 9: Орфографические ошибки в биологических терминах
Чаще всего выпускники теряют баллы из‑за неправильного написания биологических терминов в задании № 1. Это самая обидная ошибка, ведь даже при верно подобранном термине хотя бы одна неправильно написанная в бланк буква приведет к потере балла.
наследствеНость → наследствеННость
аСимиляция → аССимиляция
цитогИнетический → цитогЕнетический
секвИнирование → секвЕнирование
генИалогический → генЕалогический
метОболизм → метАболизм
эксперЕмент → эксперИмент
Тренируйся на онлайн-тестах, где необходимо впечатать пропущенный термин. После проверки компьютером твоих ответов, ты можешь просматривать свои ошибки и запоминать верное написание слов.
Ошибка № 10: Психологический стресс и неправильное управление эмоциями
Одним из ключевых факторов, способных существенно повлиять на результат экзамена, является психологический стресс.
Из-за тревоги переживаний снижается концентрация внимания, и, как следствие, качество выполнения заданий.
Под влиянием стресса и переутомления даже хорошо усвоенный материал может воспроизводиться с ошибками или вовсе «вылететь из головы».
Чтобы этого избежать, крайне важно освоить техники управления эмоциональным состоянием. Эффективными методами релаксации непосредственно перед и во время экзамена считаются глубокое диафрагмальное дыхание и позитивная визуализация успеха.
Психологи и опытные педагоги советуют не пренебрегать этими приемами: например, многие выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, отмечают, что умение вовремя успокоиться и переключиться помогало им сохранять ясность ума и избегать паники при встрече с сложными задачами.
Таким образом, грамотное управление эмоциями — это не второстепенная, а одна из главных составляющих итогового успеха.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Какие ошибки наиболее критичны для баллов?
Самое критичное на ЕГЭ по биологии — невнимательное чтение условий задания, ошибки в заполнении бланка ответов и путаница в терминологии — все это может привести к потере баллов в большом количестве заданий.
Как быстро диагностировать и исправить ошибки при подготовке?
Для того чтобы быстро выявить и исправить ошибки на ЕГЭ по биологии, следуй нашему плану:
- Выдели 20 минут на самопроверку.
- Прочитай каждое задание заново, убедись, что ответ соответствует всем условиям вопроса.
- Проверь терминологию: все ли биологические термины написаны правильно и используются в верном контексте?
- Оцени полноту ответов. Достаточно ли информации в развернутых ответах? Не упущены ли важные детали?
- Исключи фактические, грамматические и орфографические неточности, особенно в бланке ответов № 2.
- Сверь все цифры и буквы.Убедись, что в бланк перенесен именно тот вариант, который ты выбрал(а).
Какие онлайн инструменты можно использовать для самоконтроля?
Чтобы избежать типичных ошибок на ЕГЭ по биологии можно использовать такие платформы, как «NeoFamili» «Решу ЕГЭ», «Studarium» или открытый банк заданий ФИПИ.






