Самые легкие задания ЕГЭ по химии

4 мин.

На ЕГЭ по химии есть два способа легко заработать баллы: либо выучить немного теории, либо разобраться на первый взгляд в сложной задаче, которая на деле оказывается простой. Подготовка к ЕГЭ по химии на 90+ — тут.

Отметим, что задание 1 — строение атома — нельзя считать простым, поскольку необходимо знать большой объём теории: из чего состоит атом, как определить количество протонов, электронов, нейтронов, что такое атомная орбиталь, энергетический уровень, подуровень и т. д.

Задание 2. Закономерности изменения свойств химических элементов

Знать нужно немного, а информация запоминается крайне просто.

Самая важная теория:

  • Радиус атома увеличивается при движении справа налево по периоду и сверху вниз в подгруппе. Так, самый большой атом — Fr, а маленький — He.

Как запомнить 🤔 Fr (франций) от Франции — большой страны. А He (гелием) наполняют шарики, их объем маленький.

  • Электроотрицательность увеличивается при движении слева направо, а также снизу вверх к F (фтору), так как он самый электроотрицательный элемент.

Однако не лишним будет запомнить ряд электроотрицательности, поскольку иногда сложно определить, кто сильнее. 

  • Окислительные и неметаллические свойства, определяемые их способностью присоединять электроны, также увеличиваются при движении к F, то есть слева направо и снизу вверх. 
  • Восстановительные или металлические свойства изменяются противоположным образом, то есть справа налево и сверху вниз.

Если сложно определить восстановительные свойства металлов, загляните в ряд активности, расположенный под таблицей растворимости. В этом ряду металлы выстроены по убыванию их способности отдавать электроны, то есть восстанавливаться.

  • Кислотные свойства высших оксидов и гидроксидов изменяются так же, как электроотрицательность, окислительные и неметаллические свойства, то есть слева направо и снизу вверх
  • Несколько иначе обстоят дела с кислотными свойствами летучих водородных соединений. Они увеличиваются при движении слева направо и сверху вниз, а не снизу вверх, как следовало бы ожидать.

Задание 3. Степень окисления, валентность

Здесь тоже совсем небольшой объем теории. Прежде всего запоминаем первую группу элементов, которые в соединениях проявляют постоянную степень окисления. 

Вторая группа — элементы, у которых степень окисления чаще всего одна и та же.

Третья группа — элементы, высшая степень окисления которых не равна номеру группы. 

Четвертая — элементы, для которых низшая степень окисления определяется формулой «№группы – 8». 

Пятая — элементы с различными степенями окисления.

Всё, что остаётся, — это научиться решать прототипы задания 3, которых на самом деле не так много.

Задание 4. Химические связи, кристаллические решетки

Запоминаем: для четвертого задания — четыре вида связей и решеток. 

Ковалентная неполярная связь — это связь между одинаковыми неметаллами, а ковалентная полярная связь — между разными неметаллами. 

Как запомнить 🤔 Наша планета имеет полярные круги — северный и южный. Поэтому полярная связь — это металлы, которые отличаются друг от друга так же, как север от юга. 

Ионная связь возникает между атомами металлов и неметаллов, или катионов и анионов. 

Металлическая связь возникает просто у металлов. 

Водородная связь — это связь между молекулами, внутри которых находятся ковалентные полярные связи между водородом и кислородом, азотом или фтором. 

Кристаллические решетки делятся на молекулярные, ионные, атомные, металлические. К молекулярной относятся большинство веществ с ковалентными связями. К ионной — соединения с ионными связями. С металлической решёткой всё понятно: она характерна просто для металла.

Наконец, самое неприятное — это атомная кристаллическая решётка. Нужно запомнить конкретные вещества, для которых она характерна. Наиболее часто встречаются такие соединения, как углерод в виде алмаза и графита, кремний, карбид кремния, оксид кремния.

Задание 5. Классификация, номенклатура неорганических веществ

К простым веществам относятся металлы, неметаллы и благородный газ. К сложным — бинарные вещества, например: оксиды, пероксиды, надпероксиды, летучие водородные соединения, гидриды и и другие. 

Сложные вещества также принято делить на четыре группы: оксиды, гидроксиды, соли, кислоты. Каждый из представленных классов соединений имеет свою специфическую классификацию. 

Нужно уметь называть указанные вещества, а также знать тривиальные названия для каждого класса веществ. 

Задание 18. Скорость реакций

Здесь очень мало теории — она понятна, а также с лёгкостью запоминается. 

На скорость химической реакции влияют такие факторы, как природа реагирующих веществ, концентрация, давление и так далее. 

Природу реагирующих веществ можно определить, например, по активности металла, силе кислоты или основания, по количеству фаз или по строению и составу вещества. 

С концентрацией всё просто: чем больше концентрация реагентов, тем быстрее скорость реакции. Например, в квасе маленькая концентрация спирта, поэтому скорость опьянения достаточно маленькая. А в водке — спирта 40%, поэтому опьянение происходит очень быстро. 

Однако следует учитывать, что термин «концентрация» применим только гомогенным системам, то есть однородным растворам. Например, сахар или соль растворяются в воде, поэтому для них применим термин «концентрация». А вот дерево в воде не растворяется, поэтому для дерева не подходит. 

С температурой все еще проще: при повышении температуры скорость реакции увеличивается, а при понижении, наоборот, уменьшается. 

В случае твердых веществ на скорость реакции влияет их площадь соприкосновения. Так, чем сильнее вещество измельчили, тем оно быстрее вступает в реакцию. Например, порошок меди в сравнении с гранулами меди будет реагировать быстрее. Кстати, именно поэтому, чтобы развести костер, сначала нужно взять дерево и измельчить его до стружки. 

Давление влияет только на газ. Так, при повышении давления реакционного сосуда скорость реакции увеличивается. А при уменьшении давления скорость реакции уменьшается. 

Наконец, катализатор увеличивает скорость реакции. Ангибитор, наоборот, уменьшает. Важно учесть, что не для всех реакций нужен катализатор.

Задание 19. ОВР 

Для его решения нужно уметь определять степень окисления элементов, а также не путать окислитель с восстановителем и процесс окисления от восстановления. 

Представим, что у нас есть старый дом, который нуждается в ремонте, то есть в восстановлении. 

Дом будет выступать в роли окислителя, а строитель — в роли восстановителя. Строитель будет отдавать свои строительные материалы — электроны — этому дому, в результате чего дом вступит в «процесс восстановления». 

Таким образом, для окислителя (дома) характерен процесс восстановления, так как он восстанавливается. Для восстановителя же, наоборот, — процесс окисления, поскольку он окисляется.

Поделиться

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.