ЕГКР в формате ЕГЭ — это официальная репетиция экзамена. Работу пишут ученики 11 класса, чтобы потренироваться в сдаче ЕГЭ в условиях, максимально приближенных к настоящему экзамену. Ученики insperia на пробниках чувствуют себя очень уверенно. Если тоже хочешь научиться щелкать тестовую часть как орешки, приходи на наш курс подготовки к ЕГЭ по русскому.
Единая городская контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ прошла 17 декабря. Здесь разместили полный разбор варианта ЕГКР. Добавляй страницу в закладки, чтобы не потерять.
Задание 1
Подобрать притяжательное местоимение в первом абзаце.
Необычная научная экспедиция завершилась в начале лета в бассейне реки Дона в Воронежской области. <…> задачей стала оценка влияния строительной деятельности бобров на биоразнообразие пойменных водоёмов в условиях изменения климата.
Ответ: её
Задание 2
Нужно определить, верно ли указаны значения слов в тексте.
- Бассейн (неверный ответ: дано значение «искусственный водоём для плавания», а нужно «совокупность притоков реки»).
- Параллельно (неверно)
- Показать (неверно, значение слова должно быть связано с исследованием).
- Каналы (верно: в значении «искусственные водоёмы»)
- Позволяют (верно: в значении «разрешают»)
Ответ: 45
Задание 3
- Текст написан в научном стиле; цель автора – сообщить научные сведения по проблеме сохранения пресноводных экосистем.
Неверно: это отрывок из пресс-релиза русского географического общества, и как будто бы его основная цель — сообщить новость. Однако в нем очень много терминов, очень много общенаучной лексики, сложные предложения в составе, и поэтому все-таки мы с коллегами думаем, что скорее это научный стиль. Однако его цель не сообщить научные сведения о сохранении экосистем, а поделиться информацией о том, что прошла экспедиция. Поэтому в первом пункте мы все-таки ставим минус.
- Представленный фрагмент официального отчёта основан на анализе статистических данных, на которые ссылается автор.
Неверно: никаких статистических данных у нас не наблюдается, так что здесь тоже минус.
- Смысловая точность текста достигается использованием терминов (популяций, рельеф, ландшафтах, сообществ) и общенаучной лексики (задачей, оценка, проблема, процессы, данные и др.); в тексте можно выделить тематическую группу слов (биоразнообразие пойменных водоёмов, экосистем, водным организмам, водных животных).
Верно: Проверили, что в скобочках термины и общенаучная лексика. И тематическая группа слов, связанная с экосистемами, тоже на месте. Поэтому к пункту 3 мы ставим плюсик.
- Логичность высказывания обеспечивается употреблением в том числе указательного местоимения этот как одного из средств связи предложений, а также использованием сложноподчинённых предложений с придаточными определительными, характеризующими описываемые явления.
Верно: в тексте есть указательное местоимение «этот». И дальше проверяем: у нас должны быть сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Они у нас тоже наблюдаются. Придаточные определительные это те, которые отвечают на вопрос «какой?», и там, как правило, используется местоимение «который». Это мы наблюдаем в последнем предложении и в первом абзаце («биоразнообразие которых уменьшается гораздо быстрее»).
- Текст научного стиля обладает выразительностью, которая обеспечивается в том числе использованием имён прилагательных с оценочным значением (необычная, существенные, интереснейший) и наречий со значением меры и степени (особенно, гораздо).
Верно: вообще выразительность — это не характерная черта для научного стиля. Но мы предполагаем, что здесь научно-популярный подстиль. Все, что у нас в скобках, и все пояснения к словам в скобочках верные.
Ответ: 345
Задание 4
Указать варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Ответ: 234
Задание 5
Исправить лексическую ошибку и подобрать пароним.
- Из-за дальнозоркости ему постоянно приходилось то снимать, то НАДЕВАТЬ очки.
Верно: надевать на кого-то / на себя, все верно.
- Даже ЕДИНИЧНЫЙ неблаговидный поступок ученика всегда настораживает учителя.
Верно: единичный поступок, все верно. То есть один, можно сказать, редкий
- Актёр ежедневно получает письма от БЛАГОДАРСТВЕННЫХ зрителей, попытавшихся изменить свою жизнь.
Неверно: естественно, благодарные зрители, потому что благодарственные — это письма.
- Важной частью исполнительского искусства является создание СЦЕНИЧЕСКОГО образа.
Верно: верно, потому что сценичный — это качественное прилагательное, не образ для сцены, а то, что похоже на предназначенное для сцены.
- По мнению ряда учёных, с появлением первых КАМЕННЫХ орудий начинается история человечества.
Верно: каменные орудия (сделаны из камня), каменистая у нас бывает почва.
Ответ: БЛАГОДАРНЫХ
Задание 6
Исправить лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
За несколько минут до финала команда сумела провести ответную контратаку, но это не помогло изменить результат матча.
Ответ: ОТВЕТНУЮ (контратака у нас всегда ответная, поэтому лишнее)
Задание 7
Исправить ошибку и записать слово правильно.
- с СЕМЬЮСТАМИ абитуриентами
Верно: проверяем «правилом нот». С семью нотами – с семьюстами, все верно).
- выступил более УСПЕШНО
Верно: нет ошибки в образовании сравнительной степени.
- ИСПЕКИ блины
Верно: нет ошибки в образовании императива повелительного наклонения.
- опытные ДИСПЕТЧЕРА
Неверно: существительные, которые оканчиваются на «-ОР» / «-ЕР», как правило, имеют безударное окончание «-И». Исключение: директора, доктора, профессора и катера. Верный вариант: диспетчеры
- пара ТУФЕЛЬ
Верно: все верно, потому что одна у нас туфля, пара туфель.
Ответ: ДИСПЕТЧЕРЫ
Задание 8
Установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
- Учёные и инженеры используют «эффект лотоса» на искусственных поверхностях, имитируя саму природу.
Верно: здесь могла бы быть ошибка с деепричастным оборотом, но её нет, потому что «ученые и инженеры используют…» и «имитируют природу» тоже учёные и инженеры.
- Ф.М. Достоевский говорил, что «от бедности я принуждён торопиться и писать для дела, следовательно, непременно портить».
Неверно: неправильное построение предложения с косвенной речью
- Рассматривая мельчайшие детали природных созданий, обнаруживаются всё новые их свойства.
Неверно: ошибка в деепричастном обороте (подлежащее – «свойства», сказуемое – «обнаруживаются», а «рассматривают мельчайшие детали» совсем не свойства).
- Каждая страна, участвующая в акции «Час Земли», старается решить какую либо конкретную экологическую задачу.
Верно
- В недрах Солнца и других звёзд согласно современным представлениям происходят термоядерные реакции.
Верно
- Штормовая погода преследовала фрегат «Палладу» с самого начала плавания.
Неверно: нарушение в построении предложения с несогласованным приложением (должно быть “…преследовала фрегат «Паллада»”)
- Уже во времена Юрия Долгорукого у Москвы были свои преимущества, благодаря которых она приобретала всё большее значение в жизни славянских земель.
Неверно: неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова (должно быть «благодаря которым»)
- В одном частном письме Щедрин написал, что он совсем не историю предаёт осмеянию, а известный порядок вещей.
Верно
- Однако астрономия опирается не только на данные других наук, но и способствует развитию последних.
Неверно: ошибка в построении предложения с однородными членами
Ответ: 72639
Задание 9
Указать варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
- ОснАщение (оснастка), перескОчив (чередование -скак- / -скоч-), вообрАжение (можно проверить словом «образчик», исторически они родственные)
- САтирический (непроверяемая «-а-»), познАвательный (познание), мАжорный (непроверяемая)
- НеувЯдаемый (увянуть), присЯгать (присяга), потрЯсение (потрясный)
- МотИвация (мотив), свИдетельство (исторически «увидел»), запЕстреть (пёстрый).
- ПрецЕдент (непроверяемое), аккомпанЕмент (непроверяемое), избИратели (чередование -бер- / -бир-. Есть суффикс а, значит, это нам тоже не подходит).
Ответ: 23
Задание 10
Указать варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
- Взамен (нет приставки зо-), врассыпную (приставка рас- / рос- без ударения пишется через а), праотцовский (значение «древний предок», поэтому пишется А).
- Надтреснутый, исподтишка, отдача (приставки неизменяемые).
- Сгрести (нет приставки з-), вспыхнувший (что слышим, то пишем), чересполосицу (что слышим, то пишем).
- Предъявитель, безъязыкий, изъян (везде слышим «й», значит, везде будет либо твёрдый, либо мягкий разделительный знак. Здесь у нас везде приставки, значит, везде ставим твёрдый знак).
- Приобщить (приближение, присоединение, поэтому «при»-), соприкосновение (приближение, присоединение, поэтому «при»-), предаваться веселью (как бы передаваться, отдавать себя веселью, поэтому «пре»-).
Ответ: 134
Задание 11
Указать варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
- Унаследовать (ВА – глагол, я унаследую (по правилу АУЕ пишем О)), заведомо (наречие (за окно), пишется через О).
- Затвердевающий (ВА – глагол, я затвердеваю, ВА под ударением, его убираем, получается затвердеть, пишем Е), вуалевый (это прилагательное, тут корень -вуаль-. У прилагательных суффикс «-ив-» бывает только под ударением, поэтому пишем «-ев-»)
- Ножовка (не отглагольное существительное, после шипящих под ударением в суффиксе пишется «о») , ночёвка (отглагольное от «ночевать», в суффиксе «ев» отглагольных существительных пишется «ё»)
- Абхазский, французский (суффикс «-ск-» относительных прилагательных)
- Изменчивый (прилагательное, суффикс «-чив-»), недоумевать (я недоумеваю, «ва» под ударением убираем его, но остаётся недоуметь, такого слова нет, но есть похожие, (например, разуметь), поэтому здесь пишем «е»)
Ответ: 124
Задание 12
Указать варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
- Оттаявший и почуявший — это причастия прошедшего времени. В инфинитиве и там, и там будет «я», потому что правило «ауе» (после «ауе» в неопределённой форме глагола пишется «я»).
- Борются, стелющиеся (от бороться (первое спряжение), стелиться (исключение), соответственно, и там, и там, пишем Ю).
- Задержишься (держать – исключение, второе спряжение), озарять (первое спряжение)
- Видеть (исключение, второе спряжение), строить (не исключение, тоже второе спряжение).
- Подскочат (второе спряжение), шепчущиеся (первое спряжение).
Ответ: 124
Задание 13
Указать варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО.
- Недовольный – это прилагательное, соответственно, нет никаких причин писать его раздельно, потому что обычные зависимые слова на написание прилагательного не влияют.
- Далеко не беспредельна. Краткое прилагательное пишется как полное, но у нас есть слово «магнит» далеко не, поэтому пишем раздельно.
- Еще не прошедшие редактирование. Прошедшие – это причастие, суффикс -ша- нам на это указывает. Есть зависимые слова, поэтому пишем раздельно.
- Небольшой пруд (=маленький пруд), прилагательное, никаких причин писать раздельно.
- Не веселый трепет, а едва слышная болтовня. Есть истинное противопоставление, поэтому прилагательное с НЕ мы пишем раздельно.
Ответ: 235
Задание 14
Указать варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.
- По-своему, наречие (по- + -ему пишется через дефис).
Юго-запад (название части света, тоже дефис).
- По-видимому, наречие (по- + -ому пишется через дефис)
По новому руслу (это предлог с прилагательным, пишется раздельно)
- Во время (никогда не пишется через дефис)
Темно-красный (оттенки цветов мы пишем через дефис).
- По-прежнему (наречие, по- + -ему пишется через дефис).
Волей-неволей (наречие, состоит из слов с повторяющимся корнем, поэтому пишем через дефис).
- Поменьше, пишем слитно (здесь приставка по- в значении «немного меньше»). Обрати внимание, что нет суффиксов «ому», «ему», «цки», «ски», «и», которые нужны для дефисного написания.
Как-то, через дефис (то / либо / нибудь / кое / таки / ка пишутся через дефис).
Ответ: 14
Задание 15
Указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Поставлена, выстроена, устроены (краткие причастия, легко заменяются глаголами. Их нельзя заменить прилагательными, нет однородных членов прилагательных, нельзя добавить «очень», поэтому пишем одну «н» в кратких причастиях всегда).
Украшенные (полное причастие, у него есть приставочка, значит, пишем две «н»).
Чугунные (прилагательное, две «н» пишется на стыке корня и суффикса «чугун» плюс «н», поэтому две буквы «н»).
Ответ: 24
Задание 16
Указать предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Покровский собор до постройки колокольни Ивана Великого являлся самым высоким зданием в Москве и был виден отовсюду.
(Собор являлся и был виден, запятая не нужна)
- В парке «Зарядье» сочетаются и дополняют друг друга природа и технологии просвещение и развлечения.
(Две пары однородных членов (природа и технологии, просвещение и развлечения), между ними ставим запятую)
- Ветер дул в окна и двери сильнее и прохладнее и чёрная тьма за дверями шумела тяжелее.
(«Ветер дул в окна и двери» – это у нас одни однородные члены, «сильнее и прохладнее» – другие однородные члены, и теперь у нас остаётся «ветер дул» и «чёрная тьма шумела». Значит, нам нужна здесь одна запятая).
- Прежнее деление Сахалина на северный средний и южный неудобно в практическом отношении и теперь его делят только на северный и южный.
Запятая в однородных членах (северный, средний и южный), и, соответственно, в сложносочинённом предложении (…практическом отношении, и теперь его делят…)
- В то время валы были ещё покрыты зарослями жимолости и боярышника и в них гнездились птицы.
Запятая не ставится, есть общий второстепенный член «в то время»
Ответ: 23
Задание 17
Указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
- Нужна запятая, потому что есть причастный оборот, который стоит после определяемого слова.
- Запятая не нужна, продолжается причастный оборот.
- Нужна запятая, потому что есть причастный оборот, который стоит после определяемого слова.
- Нужна запятая, закрывается причастный оборот.
- Запятая не нужна, причастный оборот стоит до определяемого слова.
- Запятая не нужна, причастный оборот стоит до определяемого слова.
Ответ: 134
Задание 18
Указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
1, 2 – запятая не нужна (все-таки вообще никогда не бывает вводным словом).
3 – запятая нужна (обращение).
4, 5 – запятая нужна (всегда вводное слово).
Ответ: 345
Задание 19
Указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
1 – запятая нужна (придаточное предложение).
2 – запятая не нужна (продолжается придаточное предложение).
3 – запятая нужна (придаточное предложение).
4 – запятая нужна (придаточное предложение).
5 – запятая нужна (закрываем придаточное предложение).
Ответ: 1345
Задание 20
Указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
1 – запятая нужна (придаточное предложение).
2 – запятая нужна (придаточное предложение).
3 – запятая не нужна (далее в предложении есть «то», значит, запятая на стыке союзов не ставится).
4 – запятая нужна.
5 – запятая нужна (придаточное предложение).
Ответ: 1245
Задание 21
Найти предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
2 – сложноподчиненное предложение + сложносочинённое предложение;
4 – однородные члены предложения;
6 – однородные члены предложения;
7 – однородные члены предложения;
8 – распространённое приложение.
Ответ: 467
Задание 22
Установить соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них.
А) многосоюзие;
Б) градация;
В) гипербола;
Г) инверсия;
Д) метафора.
Ответ: 56984
Задание 23
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
- не подходит (Образ Одессы, запечатлённый в моей памяти, – это затенённая акациями улица, где в движущейся тени идут полукругом по витрине маленькие буквы).
- подходит (Я буду учиться, я способный, и если то обстоятельство, что я сейчас беден, вызывает во мне горечь, то горечь эта приятна, потому что впереди вижу я день исполнившихся мечтаний).
- не подходит (В семье мне говорили, что не в знатности и не в богатстве дело, а в одарённости и настойчивости, и ставили мне в пример многих, кто, выйдя из нищеты, достигал высот, до которых редкому богатству и редкой знатности удавалось дотянуться).
- подходит (Ни статуи чужих садов, ни цветники, ни дорожки, сверкающие суриком гравия, не раздражали моего самолюбия, когда я, маленький гимназист, приходил из города готовить к переэкзаменовкам богатых сверстников).
- подходит (Напротив, я был скрытен и молчалив и лучше всего чувствовал себя в одиночестве, стараясь даже придавать этому одиночеству сходство с отверженностью, чтобы ещё больше сладости находить в напитке, поившем мои соки).
Ответ: 245
Задание 24
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными?
- В предложениях 1–6 содержится описание (верно: много определений, вырисовывается образ).
- В предложениях 8–12 представлено рассуждение (верно).
- Предложение 17 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 16 (неверно: 16 — причина, а 17 — это следствие).
- Предложения 19 и 20 противопоставлены по содержанию (верно).
- В предложениях 22–26 представлено повествование (неверно: здесь рассуждение).
Ответ: 35
Задание 25
Из предложений 22–26 выписать один фразеологизм.
Ответ: НАСАМОМДЕЛЕ
Задание 26
Среди предложений 1–6 найти такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм(ы) слов(а).
Второе предложение не связано никак с первым, потому что у нас разные части речи. (моя – притяжательное местоимение, я – личное местоимение).
Третье связано со вторым при помощи формы слова (дорог / дороги).
Пятое не подходит, потому что здесь есть связь с помощью личного местоимения. Если написано, что предложения связаны с помощью форм слова, можно мысленно добавить слово «только», потому что других типов связи между предложениями быть не должно.
Ответ: 3
Бесплатный вводный урок в школе insperia