Полный разбор ЕГКР 2024 по русскому языку

5 мин.

Обложка статьи "Разбор ЕГКР 2024 по русскому языку"

ЕГКР в формате ЕГЭ — это официальная репетиция экзамена. Работу пишут ученики 11 класса, чтобы потренироваться в сдаче ЕГЭ в условиях, максимально приближенных к настоящему экзамену. Ученики insperia на пробниках чувствуют себя очень уверенно. Если тоже хочешь научиться щелкать тестовую часть как орешки, приходи на наш курс подготовки к ЕГЭ по русскому.

Единая городская контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ прошла 17 декабря. Здесь разместили полный разбор варианта ЕГКР. Добавляй страницу в закладки, чтобы не потерять.

Задание 1

Подобрать притяжательное местоимение в первом абзаце.

Необычная научная экспедиция завершилась в начале лета в бассейне реки Дона в Воронежской области. <…> задачей стала оценка влияния строительной деятельности бобров на биоразнообразие пойменных водоёмов в условиях изменения климата. 

Ответ: её 

Задание 2

Нужно определить, верно ли указаны значения слов в тексте. 

  1. Бассейн (неверный ответ: дано значение «искусственный водоём для плавания», а нужно «совокупность притоков реки»). 
  2. Параллельно (неверно)
  3. Показать (неверно, значение слова должно быть связано с исследованием). 
  4. Каналы (верно: в значении «искусственные водоёмы»)
  5. Позволяют (верно: в значении «разрешают»)

Ответ: 45

Задание 3

  1. Текст написан в научном стиле; цель автора – сообщить научные сведения по проблеме сохранения пресноводных экосистем. 

Неверно: это отрывок из пресс-релиза русского географического общества, и как будто бы его основная цель — сообщить новость. Однако в нем очень много терминов, очень много общенаучной лексики, сложные предложения в составе, и поэтому все-таки мы с коллегами думаем, что скорее это научный стиль. Однако его цель не сообщить научные сведения о сохранении экосистем, а поделиться информацией о том, что прошла экспедиция. Поэтому в первом пункте мы все-таки ставим минус.

  1. Представленный фрагмент официального отчёта основан на анализе статистических данных, на которые ссылается автор.

Неверно: никаких статистических данных у нас не наблюдается, так что здесь тоже минус.

  1. Смысловая точность текста достигается использованием терминов (популяций, рельеф, ландшафтах, сообществ) и общенаучной лексики (задачей, оценка, проблема, процессы, данные и др.); в тексте можно выделить тематическую группу слов (биоразнообразие пойменных водоёмов, экосистем, водным организмам, водных животных).

Верно: Проверили, что в скобочках термины и общенаучная лексика. И тематическая группа слов, связанная с экосистемами, тоже на месте. Поэтому к пункту 3 мы ставим плюсик.

  1. Логичность высказывания обеспечивается употреблением в том числе указательного местоимения этот как одного из средств связи предложений, а также использованием сложноподчинённых предложений с придаточными определительными, характеризующими описываемые явления. 

Верно:  в тексте есть указательное местоимение «этот». И дальше проверяем: у нас должны быть сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Они у нас тоже наблюдаются. Придаточные определительные это те, которые отвечают на вопрос «какой?», и там, как правило, используется местоимение «который». Это мы наблюдаем в последнем предложении и в первом абзаце («биоразнообразие которых уменьшается гораздо быстрее»).

  1. Текст научного стиля обладает выразительностью, которая обеспечивается в том числе использованием имён прилагательных с оценочным значением (необычная, существенные, интереснейший) и наречий со значением меры и степени (особенно, гораздо). 

Верно:  вообще выразительность —  это не характерная черта для научного стиля. Но мы предполагаем, что здесь научно-популярный подстиль. Все, что у нас в скобках, и все пояснения к словам в скобочках верные.

Ответ: 345

Задание 4

Указать варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Ответ: 234

Задание 5

Исправить лексическую ошибку и подобрать пароним.

  1. Из-за дальнозоркости ему постоянно приходилось то снимать, то НАДЕВАТЬ очки. 

Верно: надевать на кого-то / на себя, все верно.

  1. Даже ЕДИНИЧНЫЙ неблаговидный поступок ученика всегда настораживает учителя. 

Верно: единичный поступок, все верно. То есть один, можно сказать, редкий

  1. Актёр ежедневно получает письма от БЛАГОДАРСТВЕННЫХ зрителей, попытавшихся изменить свою жизнь. 

Неверно: естественно, благодарные зрители, потому что благодарственные это письма.

  1. Важной частью исполнительского искусства является создание СЦЕНИЧЕСКОГО образа. 

Верно: верно, потому что сценичный это качественное прилагательное, не образ для сцены, а то, что похоже на предназначенное для сцены. 

  1. По мнению ряда учёных, с появлением первых КАМЕННЫХ орудий начинается история человечества. 

Верно: каменные орудия (сделаны из камня), каменистая у нас бывает почва.

Ответ: БЛАГОДАРНЫХ

Задание 6

Исправить лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

За несколько минут до финала команда сумела провести ответную контратаку, но это не помогло изменить результат матча.

Ответ: ОТВЕТНУЮ (контратака у нас всегда ответная, поэтому лишнее)

Задание 7

Исправить ошибку и записать слово правильно. 

  1. с СЕМЬЮСТАМИ абитуриентами 

Верно: проверяем «правилом нот». С семью нотами – с семьюстами, все верно).

  1. выступил более УСПЕШНО 

Верно: нет ошибки в образовании сравнительной степени.

  1. ИСПЕКИ блины 

Верно: нет ошибки в образовании императива повелительного наклонения.

  1. опытные ДИСПЕТЧЕРА 

Неверно: существительные, которые оканчиваются на «-ОР» / «-ЕР», как правило, имеют безударное окончание «-И». Исключение: директора, доктора, профессора и катера. Верный вариант: диспетчеры

  1. пара ТУФЕЛЬ

Верно: все верно, потому что одна у нас туфля, пара туфель.

Ответ: ДИСПЕТЧЕРЫ

Задание 8

Установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

  1. Учёные и инженеры используют «эффект лотоса» на искусственных поверхностях, имитируя саму природу. 

Верно: здесь могла бы быть ошибка с деепричастным оборотом, но её нет, потому что «ученые и инженеры используют…» и «имитируют природу» тоже учёные и инженеры.

  1. Ф.М. Достоевский говорил, что «от бедности я принуждён торопиться и писать для дела, следовательно, непременно портить».

Неверно: неправильное построение предложения с косвенной речью

  1. Рассматривая мельчайшие детали природных созданий, обнаруживаются всё новые их свойства. 

Неверно: ошибка в деепричастном обороте (подлежащее – «свойства», сказуемое – «обнаруживаются», а «рассматривают мельчайшие детали» совсем не свойства).

  1. Каждая страна, участвующая в акции «Час Земли», старается решить какую либо конкретную экологическую задачу. 

Верно

  1. В недрах Солнца и других звёзд согласно современным представлениям происходят термоядерные реакции. 

Верно

  1. Штормовая погода преследовала фрегат «Палладу» с самого начала плавания. 

Неверно: нарушение в построении предложения с несогласованным приложением (должно быть  “…преследовала фрегат «Паллада»”) 

  1. Уже во времена Юрия Долгорукого у Москвы были свои преимущества, благодаря которых она приобретала всё большее значение в жизни славянских земель. 

Неверно:  неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова (должно быть «благодаря которым»)

  1. В одном частном письме Щедрин написал, что он совсем не историю предаёт осмеянию, а известный порядок вещей. 

Верно

  1. Однако астрономия опирается не только на данные других наук, но и способствует развитию последних.

Неверно: ошибка в построении предложения с однородными членами 

Ответ: 72639

Задание 9

Указать варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. 

  1. ОснАщение (оснастка), перескОчив (чередование -скак- / -скоч-), вообрАжение (можно проверить словом «образчик», исторически они родственные)
  1. САтирический (непроверяемая «-а-»), познАвательный (познание), мАжорный (непроверяемая)
  1. НеувЯдаемый (увянуть), присЯгать (присяга), потрЯсение (потрясный)
  1. МотИвация (мотив), свИдетельство  (исторически «увидел»), запЕстреть (пёстрый). 
  1. ПрецЕдент (непроверяемое), аккомпанЕмент (непроверяемое), избИратели (чередование -бер- / -бир-. Есть суффикс а, значит, это нам тоже не подходит). 

Ответ: 23

Задание 10

Указать варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. 

  1. Взамен (нет приставки зо-), врассыпную (приставка рас- / рос- без ударения пишется через а), праотцовский (значение «древний предок», поэтому пишется А). 
  1. Надтреснутый, исподтишка, отдача (приставки неизменяемые).
  1. Сгрести (нет приставки з-), вспыхнувший (что слышим, то пишем), чересполосицу (что слышим, то пишем).
  1. Предъявитель, безъязыкий, изъян (везде слышим «й», значит, везде будет либо твёрдый, либо мягкий разделительный знак. Здесь у нас везде приставки, значит, везде ставим твёрдый знак).
  1. Приобщить (приближение, присоединение, поэтому «при»-), соприкосновение (приближение, присоединение, поэтому «при»-), предаваться веселью (как бы передаваться, отдавать себя веселью, поэтому «пре»-).

Ответ: 134

Задание 11

Указать варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. 

  1. Унаследовать (ВА – глагол, я унаследую (по правилу АУЕ пишем О)), заведомо (наречие (за окно), пишется через О).
  1. Затвердевающий (ВА – глагол, я затвердеваю, ВА под ударением, его убираем, получается затвердеть, пишем Е), вуалевый (это прилагательное, тут корень -вуаль-. У прилагательных суффикс «-ив-» бывает только под ударением, поэтому пишем «-ев-»)
  1. Ножовка (не отглагольное существительное, после шипящих под ударением в суффиксе пишется «о») , ночёвка (отглагольное от «ночевать», в суффиксе «ев» отглагольных существительных пишется «ё»)
  1. Абхазский, французский (суффикс «-ск-» относительных прилагательных)
  1. Изменчивый (прилагательное, суффикс «-чив-»), недоумевать (я недоумеваю, «ва» под ударением убираем его, но остаётся недоуметь, такого слова нет, но есть похожие, (например, разуметь), поэтому здесь пишем «е»)

Ответ: 124

Задание 12

Указать варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. 

  1. Оттаявший и почуявший — это причастия прошедшего времени. В инфинитиве и там, и там будет «я», потому что правило «ауе» (после «ауе» в неопределённой форме глагола пишется «я»).
  1. Борются, стелющиеся (от бороться (первое спряжение), стелиться (исключение), соответственно, и там, и там, пишем Ю). 
  1. Задержишься (держать – исключение, второе спряжение), озарять (первое спряжение)
  1. Видеть (исключение, второе спряжение), строить (не исключение, тоже второе спряжение). 
  1. Подскочат (второе спряжение), шепчущиеся (первое спряжение).

Ответ: 124

Задание 13

Указать варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО.

  1. Недовольный – это прилагательное, соответственно, нет никаких причин писать его раздельно, потому что обычные зависимые слова на написание прилагательного не влияют. 
  1. Далеко не беспредельна. Краткое прилагательное пишется как полное, но у нас есть слово «магнит» далеко не, поэтому пишем раздельно. 
  1. Еще не прошедшие редактирование. Прошедшие – это причастие, суффикс -ша- нам на это указывает. Есть зависимые слова, поэтому пишем раздельно. 
  1. Небольшой пруд (=маленький пруд), прилагательное, никаких причин писать раздельно. 
  1. Не веселый трепет, а едва слышная болтовня. Есть истинное противопоставление, поэтому прилагательное с НЕ мы пишем раздельно. 

Ответ: 235

Задание 14

Указать варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.

  1. По-своему, наречие (по- + -ему пишется через дефис). 

Юго-запад (название части света, тоже дефис).

  1. По-видимому, наречие (по- + -ому пишется через дефис)

По новому руслу (это предлог с прилагательным, пишется раздельно) 

  1. Во время (никогда не пишется через дефис)

Темно-красный (оттенки цветов мы пишем через дефис). 

  1. По-прежнему (наречие, по- + -ему пишется через дефис). 

Волей-неволей (наречие, состоит из слов с повторяющимся корнем, поэтому пишем через дефис). 

  1. Поменьше, пишем слитно (здесь приставка по- в значении «немного меньше»). Обрати внимание, что нет суффиксов «ому», «ему», «цки», «ски», «и», которые нужны для дефисного написания. 

Как-то, через дефис (то / либо / нибудь / кое / таки / ка пишутся через дефис). 

Ответ: 14

Задание 15

Указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Поставлена, выстроена, устроены (краткие причастия, легко заменяются глаголами. Их нельзя заменить прилагательными, нет однородных членов прилагательных, нельзя добавить «очень», поэтому пишем одну «н» в кратких причастиях всегда). 

Украшенные (полное причастие, у него есть приставочка, значит, пишем две «н»). 

Чугунные (прилагательное, две «н» пишется на стыке корня и суффикса «чугун» плюс «н», поэтому две буквы «н»). 

Ответ: 24

Задание 16

Указать предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 

  1. Покровский собор до постройки колокольни Ивана Великого являлся самым высоким зданием в Москве и был виден отовсюду. 

(Собор являлся и был виден, запятая не нужна)

  1. В парке «Зарядье» сочетаются и дополняют друг друга природа и технологии просвещение и развлечения. 

(Две пары однородных членов (природа и технологии, просвещение и развлечения), между ними ставим запятую)

  1. Ветер дул в окна и двери сильнее и прохладнее и чёрная тьма за дверями шумела тяжелее. 

(«Ветер дул в окна и двери» – это у нас одни однородные члены, «сильнее и прохладнее» – другие однородные члены, и теперь у нас остаётся «ветер дул» и «чёрная тьма шумела». Значит, нам нужна здесь одна запятая).

  1. Прежнее деление Сахалина на северный средний и южный неудобно в практическом отношении и теперь его делят только на северный и южный. 

Запятая в однородных членах (северный, средний и южный), и, соответственно, в сложносочинённом предложении (…практическом отношении, и теперь его делят…)

  1. В то время валы были ещё покрыты зарослями жимолости и боярышника и в них гнездились птицы.

Запятая не ставится, есть общий второстепенный член «в то время» 

Ответ: 23

Задание 17

Указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  1. Нужна запятая, потому что есть причастный оборот, который стоит после определяемого слова.
  2. Запятая не нужна, продолжается причастный оборот.
  3. Нужна запятая, потому что есть причастный оборот, который стоит после определяемого слова.
  4. Нужна запятая, закрывается причастный оборот.
  5. Запятая не нужна, причастный оборот стоит до определяемого слова.
  6. Запятая не нужна, причастный оборот стоит до определяемого слова.

Ответ: 134

Задание 18

Указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1, 2 – запятая не нужна (все-таки вообще никогда не бывает вводным словом).

3 – запятая нужна (обращение).

4, 5 – запятая нужна (всегда вводное слово).

Ответ: 345

Задание 19

Указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1 – запятая нужна (придаточное предложение).

2 – запятая не нужна (продолжается придаточное предложение).

3 – запятая нужна (придаточное предложение).

4 – запятая нужна (придаточное предложение).

5 – запятая нужна (закрываем придаточное предложение).

Ответ: 1345

Задание 20

Указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1 – запятая нужна (придаточное предложение).

2 – запятая нужна (придаточное предложение).

3 – запятая не нужна (далее в предложении есть «то», значит, запятая на стыке союзов не ставится).

4 – запятая нужна.

5 – запятая нужна (придаточное предложение).

Ответ: 1245

Задание 21

Найти предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. 

2 – сложноподчиненное предложение + сложносочинённое предложение;

4 – однородные члены предложения;

6 – однородные члены предложения;

7 – однородные члены предложения;

8 –  распространённое приложение.

Ответ: 467

Задание 22

Установить соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них.

А) многосоюзие;

Б) градация;

В) гипербола;

Г) инверсия;

Д) метафора.

Ответ: 56984

Задание 23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

  1. не подходит (Образ Одессы, запечатлённый в моей памяти, – это затенённая акациями улица, где в движущейся тени идут полукругом по витрине маленькие буквы). 
  1. подходит (Я буду учиться, я способный, и если то обстоятельство, что я сейчас беден, вызывает во мне горечь, то горечь эта приятна, потому что впереди вижу я день исполнившихся мечтаний).
  1. не подходит (В семье мне говорили, что не в знатности и не в богатстве дело, а в одарённости и настойчивости, и ставили мне в пример многих, кто, выйдя из нищеты, достигал высот, до которых редкому богатству и редкой знатности удавалось дотянуться). 
  1. подходит (Ни статуи чужих садов, ни цветники, ни дорожки, сверкающие суриком гравия, не раздражали моего самолюбия, когда я, маленький гимназист, приходил из города готовить к переэкзаменовкам богатых сверстников).
  1. подходит (Напротив, я был скрытен и молчалив и лучше всего чувствовал себя в одиночестве, стараясь даже придавать этому одиночеству сходство с отверженностью, чтобы ещё больше сладости находить в напитке, поившем мои соки).

Ответ: 245

Задание 24

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? 

  1. В предложениях 1–6 содержится описание (верно: много определений, вырисовывается образ).
  2. В предложениях 8–12 представлено рассуждение (верно).
  3. Предложение 17 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 16 (неверно: 16 — причина, а 17 — это следствие).
  4. Предложения 19 и 20 противопоставлены по содержанию (верно).
  5. В предложениях 22–26 представлено повествование (неверно: здесь рассуждение).

Ответ: 35

Задание 25

Из предложений 22–26 выписать один фразеологизм.    

Ответ: НАСАМОМДЕЛЕ

Задание 26

Среди предложений 1–6 найти такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм(ы) слов(а). 

Второе предложение не связано никак с первым, потому что у нас разные части речи. (моя – притяжательное местоимение, я – личное местоимение). 

Третье связано со вторым при помощи формы слова (дорог / дороги).

Пятое не подходит, потому что здесь есть связь с помощью личного местоимения. Если написано, что предложения связаны с помощью форм слова, можно мысленно добавить слово «только», потому что других типов связи между предложениями быть не должно.

Ответ: 3

Поделиться

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.