Разберемся с классификацией предложений в русском языке, которая пригодится для выполнения заданий 3 и 21.
1. По цели высказывания выделяются следующие предложения:
— Повествовательные: передается утвердительная или отрицательная информация, в конце предложения ставится точка.
Таня в этом году сдает экзамены.
— Вопросительные: содержат вопрос и завершаются вопросительным знаком.
Пойдет ли она завтра в школу?
— Побудительные: побуждает к действию, в конце может стоять восклицательный знак или точка.
Готовься к ЕГЭ!
2. По интонации выделяют предложения
— Восклицательные: эмоциональная передача информации, в конце предложения ставится восклицательный знак.
Я не хочу сегодня гулять.
— Невосклицательные: передача информации спокойным тоном, в конце предложения ставится точка.
Я не хочу сегодня гулять!
3. По наличию второстепенных членов выделяют предложения
— Нераспространенные: нет второстепенных членов предложения.
Она плавает.
— Распространенные: есть второстепенный (-ые) член (ы) предложения.
Она плавает без спасательного круга.
4. По количеству грамматических основ выделяют предложения
— Простые: одна грамматическая основа.
Я прыгаю.
— Сложные: две и более.
Я прыгаю, она бегает.
5. По характеру грамматических основ выделяют предложения
— Односоставные: предложение состоит только из одного главного члена (подлежащего или сказуемого).
На улице вечерело. «Вечерело» — сказуемое.
— Двусоставные: содержат подлежащее и сказуемое.
Мама купила всем подарки. «Мама» — подлежащее, «купила» — сказуемое.
6. По структуре выделяют предложения
— Полные: есть все члены предложения, необходимые для выражения мысли.
Я люблю семью, а семья любит меня.
— Неполные: пропущен необходимый по структуре или смыслу член предложения. Как правило, он легко восстанавливается из контекста.
Я люблю семью, а семья — меня.
Бесплатный вводный урок в школе insperia