Для решения каких заданий ЕГЭ по русскому нужно знать все о средствах выразительности (СВ)? Они могут пригодиться для задания 3 (по тексту), но мы, конечно, сейчас будем говорить о № 22, который связан с выразительными средствами напрямую. Всего их условно можно разделить на 3 большие группы для того, чтобы проще было ориентироваться.
Важно: в статье мы разберем исключительно те СВ, которые упоминаются в «Навигаторе подготовке», т. е. могут встретиться на экзамене.
Фонетические
Это средства, которые выражаются фонетически, то есть связаны со звуками. Всего их два, но объединяет их термин звукопись. Обрати внимание на то, что они всегда будут выделены в задании. Если никакие буквы не выделены, значит, этот вариант нам не подходит.
Аллитерация — повтор одинаковых или похожих согласных звуков.
Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума. (А. Пушкин)
Ассонанс — повтор одинаковых или похожих гласных звуков.
Буря на море и думы, много мучительных дум. (А. Фет)
Идеальное сочинение ЕГЭ по нашему шаблону
Скачивай, чтобы узнать, в каком абзаце писать авторскую позицию, и получить максимум за сочинение!
Лексические
Это тропы. И здесь уже будет не так просто, как с фонетическими средствами.
Метафора — перенос наименования по сходству (скрытое сравнение), может быть развернутой: когда распространяется на большой отрывок текста.
Вы мои птенчики; ножка стола, шляпка гриба.
Олицетворение — разновидность метафоры, изображение неживых предметов как живых.
Коронавирус не сможет нас победить.
Метонимия — перенос наименования по смежности (предметы физически находятся рядом). Будет выделена в задании (жирным или подчеркиванием), как в примере:
Выпью-ка я еще рюмочку; ФИПИ перенёс даты сдачи ЕГЭ.
Эпитет — образное определение (красочное прилагательное, иногда наречие или приложение).
Лазурное небо, золотая осень; Что ты жадно глядишь на дорогу? (Н. А. Некрасов)
Гипербола — преувеличение.
Готова задушить вас в объятиях.
Литота — преуменьшение.
Даже не думай об этой козявочке; Мальчик-с-пальчик.
Особое внимание уделяем сравнению, поскольку оно может выражаться разными способами:
- Сравнительными союзами как, как бы, будто, как будто, словно, точно, что, чем: а глаза у неё голубые, будто океан.
- Предлогами подобно, наподобие, вроде: стол наподобие детского…
- Формой творительного падежа: градом льются слёзы.
- Формой сравнительной или превосходной степени: увереннее меня в классе никого нет.
- Словами похожий (похож), подобный (подобен), напоминает, кажется: твоя фигура похожа на песочные часы.
- С помощью наречия или притяжательного прилагательного: поступил по-дружески (= как друг). Мама говорила бабушкиным голосом (= как бабушка).
Синтаксические
Это средства выразительности, которые связаны со структурой предложения.
Синтаксический параллелизм — одинаковое синтаксическое построение конструкций, предложений, стихотворных строк (одинаковое количество слов, одинаковые синтаксические отношения между словами, одинаковый порядок слов).
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету; Позвонишь ли ты мне? Не знаю. Напишешь ли ты мне? Вряд ли.
Вопросно-ответная форма изложения — диалог говорящего/пишущего с самим собой (ответ — неполное предложение, его нельзя понять без вопроса).
Есть ли альтернатива у невозобновляемых природных ресурсов? Конечно, есть.
Градация — постепенное нарастание или убывание выраженности признака или действия.
Не уйти, не встать и не вздохнуть. (М. Шолохов)
Лексический повтор
Нам нужно злата, злата, злата. Копите злато до конца! (А. Пушкин)
Анафора — одинаковое начало конструкций, предложений, абзацев, строк.
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём… (М. Ю. Лермонтов)
Эпифора — одинаковый конец конструкций, предложений, абзацев, строк.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. В. Гоголь)
Антитеза — противопоставление.
Ты угрюм, я — весел.
Риторический вопрос / восклицание / обращение
Восклицания могут быть нескольких видов:
- С восклицательными частицами что за, что и, как, какой, сколько, ну и, ишь как, ишь что, ещё бы: Как он посмел!
- С формообразующими частицами пусть, пускай, да, давайте: Пусть всегда будет солнце!
- С восклицательными междометиями о, ах, ох, ух, господи, мамочка, жуть, ужас, класс, батюшки, боже мой, увы, ого, вот те на, браво, чёрт возьми: О, если бы я могла что-то изменить!
Многосоюзие — когда использованы повторяющиеся союзы.
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Г. Короленко)
Бессоюзие — когда опущены союзы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды… (А. С. Пушкин)
Парцелляция — искусственный разрыв предложения:
- Разрыв однородных членов предложения:
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок! (А. С. Грибоедов) - Разрыв разных членов предложения: Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном. (Р. И. Рождественский)
- Отделение придаточного: Я думаю. Что вы не правы.
- Отделение части сложносочиненного предложения: Пришла я домой, села и сижу. И постоянно думаю о нашем последнем разговоре.
Инверсия — непрямой порядок слов.
- Расположение подлежащего после сказуемого: пели птицы, была она красива.
- Расположение определения после определяемого слова: птичка певчая.
- Расположение дополнения перед сказуемым: обед свой я съела только вечером.
- Расположение предлога после слова, к которому он относится: Живым — Европы посреди — зарыть такой народ? (М. И. Цветаева)
- Разрыв зависящих друг от друга членов предложения (когда они стоят не рядом): Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник. (А. С. Пушкин)
Фразеологизмы в задании 22
Фразеологизм не встретится как отдельное средство, но могут спросить про СВ, которое заложено в его основе, это может быть:
- метафора: дела идут в гору,
- метонимия: у тебя длинный язык,
- сравнение: мы были голодные как волки.
Бесплатный вводный урок в школе insperia