Ответы на досрочный ЕГЭ 2025 по русскому

4 мин.

ответы на досрочный ЕГЭ по русскому

Досрочный экзамен по русскому языку прошел вчера, и мы готовы поделиться ответами на задания, которые удалось собрать по крупицам из разных источников. Спасибо коллегам и выпускникам! Разбирать досрок важно, потому что по нему можно оценить уровень реального экзамена и понять, как ты сдал бы ЕГЭ, если бы писал прямо сейчас.

На курсе подготовки к ЕГЭ по русскому 2025 мы более подробно разбираем задания досрочного этапа и пишем сочинения по предложенным текстам, чтобы быть готовыми на максимум.

Задание 1

Мы не знаем точно, какие тексты давали выпускникам, но вставить в пропуски нужно было противительный союз (но или однако) или ограничительно-выделительную частицу (только / лишь).

Задания 2 и 3

Поскольку нет текстов, нет и этих номеров 🙁

Задание 4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Вариант 1

  1. знАчимость
  2. облЕгчит
  3. углублЁнный
  4. кОрысть
  5. пОручни

Ответ: 135.

Вариант 2

  1. облЕгчит
  2. приручЕнный
  3. туфлЯ
  4. прИнятый
  5. дОсыта

Ответ: 45.

Некоторым ребятам еще встречалось слово нажИвший.

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Вариант 1

После бури на море установилось СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.

Настя НАДЕЛА бальное платье и, напевая мелодию вальса, легко закружилась перед зеркалами, представляя себя героиней любимого балета, виденного ею в театре.

Григорий, припав к КОНСКОЙ гриве, выскочил через ворота на дорогу.

Чтобы побеждать в СЛОВАРНЫХ баталиях, нужно прекрасно владеть родным языком и иметь острый ум.

Прорвавшись сквозь дождливую завесу, ветер донёс издалека слабый РИТМИЧНЫЙ стук мотора.

Ответ: словесных.

Вариант 2

Жители этого японского городка не делали закуски, потому что они никогда не отправлялись в ДЛИТЕЛЬНЫЕ путешествия.

Компания отказалась ПРЕДСТАВЛЯТЬ коммунальные услуги.

Шлем следует НАДЕВАТЬ правильно.

Чтобы побеждать в СЛОВЕСНЫХ баталиях, нужно прекрасно владеть родным языком и иметь острый ум.

Ответ: предоставлять.

Паронимы, которые также были на экзамене:

  1. различать / отличать
  2. артистический / артистичный
  3. невежа / невежда

Задание 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Вариант 1

Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.

Ответ: первая.

Вариант 2

По воспоминаниям К. С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.

Ответ: первая.

Еще один плеоназм, в котором нужно было исключить слово, — привычные традиции.

Задание 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Вариант 1

самая СВЕТЛАЯ школа
пользоваться ШАМПУНЬЮ
наиболее УМНОГО студента
отправить ДВУМСТАМ чиновникам
ПОЕЗЖАЙТЕ в город

Ответ: шампунем.

Вариант 2

ОБОИХ стекол
малыш ОКРЕПНУЛ
нет ДЫНЬ
мыться ШАМПУНЕМ

Ответ: окреп.

Задание 8

Здесь нам тоже известно немногое:

  1. Учитель литературы спросил учеников, что какие проблемы возникли у них при написании сочинения. Ошибка в построении сложного предложения.
  2. Филологи должны не только изучать труды отечественных, но и зарубежных лингвистов. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Задание 9

Не знаем точно, в каких комбинациях, но выпускники запомнили эти слова:

  1. с..мптомы, с..дина (в волосах) — симптомы, седина
  2. ц..вилизация, ц..линдр, ц..клический — цивилизация, цилиндр, циклический
  3. поч..тать (талант) — почитать
  4. вакц..на, ц..ркуль — вакцина, циркуль
  5. анн..тация, аб..нент — аннотация, абонент
  6. московский ст..рожил — старожил

Задание 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..даваться (веселью), пр..емственность, пр..ступник — предаваться, преемственность, преступник
  2. не..добровать, ра..красить, бе..вкусный — несдобровать, раскрасить, безвкусный
  3. н..илучший, пр..российские (интересы), пр..бабушка — наилучший, пророссийские, прабабушка
  4. вз..ерошить, пред..юбилейный, об..ект — взъерошить, предъюбилейный, объект
  5. з..рубежный, пр..родина, н..пример — зарубежный, прародина, например

Ответ: 145.

Другие слова в 10:

  1. пр..дорожный, пр..старелый (отец) — придорожный, престарелый
  2. пр..следовать — преследовать

Задание 11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. горош..нка, масл..це — горошинка, маслице
  2. милост..вый, бел..зна — милостивый, белизна
  3. камыш..вый, боч..нок — камышовый, бочонок
  4. завед..вать, проигр..вать — заведовать, проигрывать
  5. парч..вая (ткань), размеж..вать — парчовая, размежевать

Ответ: 123.

Еще встречались в 11:

  1. ситцевый
  2. гуттаперчевый
  3. обессилить врага

Задание 12

Известны только отдельные слова:

  1. слыш..щий, паш..щий (в поле) — слышащий, пашущий
  2. ненавид..вший, кле..вший — ненавидевший, клеивший
  3. застел..м (постель), (орех) кол..тся — застелем, колется

Задания 13 и 14

  1. на протяжении — производный предлог или существительное с предлого
  2. (НЕ)ЗАПЕРТА — не с кратким причастием
  3. полпути
  4. оттого = потому
  5. откуда
  6. затем = потом
  7. ввиду = из-за

Задание 15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

Та отточе(1)ость и утонче(2)ость фраз, с помощью которых созда(3)ы… придают подли(4)ость в годы войны.

Ответ: 3.

Задание 16

Неизвестно.

Задание 17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поцеловав ее почтительно (1) он сел (2) не торопясь (3) в кресло и с улыбкой (4) потирая самые кончики пальцев (5) проговорил: «А Елизавета Михайловна здорова?»

Ответ: 12345.

Задание 18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вариант 1

Архитектура садовых домов в России была самой разнообразной и (1) пожалуй (2) более свободной, чем в городе, так как дачное строительство не так строго регламентировалось, как городское; среди построек (3) как известно (4) преобладал стиль, навеянный Средневековьем; много было сооружений в неорусском стиле.

Ответ: 1234.

Вариант 2

Помню (1) батюшка (2) очень хорошо помню, что (3) вы (4) были. Может (5) впрочем (6) она и всегда такая.

Ответ: 1256.

Задания 19–21

Про ним тоже нет никакой информации, но в 21 надо было найти одинаковые ситуации постановки тире.

Задание 22

Средства выразительности, которые запомнили выпускники:

  1. метонимия
  2. риторическое обращение / восклицание
  3. литота
  4. антитеза
  5. бессоюзие
  6. парцелляция
  7. аллитерация

Задания по текстам:

25.1 Из предложений 16–18 выпишите синонимы.

Особенно подолгу тосковал он у той богини и глядел, глядел на нее, Венерой называл, женщиной любви и радости именовал и читал стихи какие-то на русском и азиатском языках.

Ответ: называлименовал.

25.2 Фразеологизм: встать на ноги.

26. Среди предложений 1–5 найдите такое(-ие), которое(-ые) 
связано(-ы) с предыдущим при помощи формы слова.

(1)Я родился в деревне, в крестьянской, в самой что ни на есть распатриархальной семье. (2)Сегодня все кому не лень, по поводу и без повода, пинают патриархальную старую деревню. (3) Русская деревня — это та нива, на которой всколосилась вся наша национальная культура, наша этика, нравственность, наша философия, если хотите, наш чудо-язык. (4)Лев Толстой за образец для себя в течение всей жизни ставил патриархального крестьянина. (5)Но ведь патриархальный крестьянин — это тот человек, который жил по законам совести, по самым высшим неписаным законам, к которым на протяжении всей своей истории стремится человечество.

Ответ: 3.

Текст 1 (самый популярный)

Проблема: В чём заключается губительное влияние войны на человека? / Как проявляется беспощадность войны?

(1) Наш взвод форсировал по мелководью речку Вислоку, выбил из старинной панской усадьбы фашистов и закрепился на задах ее, за старым запущенным парком.
(2) По ту и по другую сторону головной аллеи парка, обсаженной серебристыми тополями вперемежку с ясенями и ореховыми деревьями, стояли всевозможные боги и богини из белого гипса и мрамора.
(3) При обстреле усадьбы пострадали не только дом и деревья, но и боги с богинями. (4) особенно досталось одной богине. (5) Она стояла в углублении парка, над каменной беседкой, увитой плющом. (6) Она уже вся была издолблена осколками, а грудь одну у нее отшибло. (7) Под грудью обнажились серое пятно и проволока, которая от сырости начала ржаветь. (8) Богиня казалась раненной в живое тело, и ровно бы сочилась из нее кровь.
(9) Узбек, прибывший с пополнением, в свободное от дежурства время все ходил по аллее, все смотрел на побитых богов и богинь. (10) Глаза его, и без того задумчивые, покрывались мглистою тоской.
(11) Особенно подолгу тосковал он у той богини и глядел, глядел на нее, Венерой называл, женщиной любви и радости именовал и читал стихи какие-то на русском и азиатском языках.
(12) Словом, чокнутый какой-то узбек в пехоту затесался, мы смеялись над ним, подтрунивали по-солдатски солоно, а то и грязно. (13) Абдрашитов спокойно и скорбно относился к нашим словам, лишь покачивал головой, не то осуждая нас, не то нам сочувствуя.
(14) Вскоре по окопам прошел слух, будто Абдрашитов принялся ремонтировать скульптуру над фонтаном. (15) Ходили удостовериться — правда, ползает на карачках Абдрашитов, собирает гипсовые осколки, очищает их от грязи носовым платком и на столике в беседке подбирает один к одному.
(16) Удивились солдаты и примолкли. (17) Лишь ефрейтор Васюков ругался: «С такими фокусниками навоюешь!»
(18) Бегая по нитке связи, я не раз замечал копающегося в парке Абдрашитова.
(19) Маленький, с неумело обернутыми обмотками, он весь уж был в глине и гипсе, исхудал и почернел совсем и на мое бойкое «Салям алейкум!», тихо и виновато улыбаясь, отвечал: «Здравствуйте!» (20) Я спрашивал его, ел ли он. (21) Абдрашитов таращил черные отсутствующие глазки: «Что вы сказали?» (22) Я говорил, чтобы он хоть прятался при обстреле — убьют ведь, а он отрешенно, с плохо скрытой досадой ронял: «Какое это имеет значение!»
(23) Потом к Абдрашитову присоединился хромой поляк в мятой шляпе, из-под которой выбивались седые волосы.
(24) Ефрейтор Васюков, свалившись вечером в окоп, таинственно сообщал нам:
— (25) Шпиены! (26) И узбек шпиен, и поляк. (27) Сговор у них. (28) Я подслушал в кустах: Роден, говорят, Ерза, Сузан и еще кто-то, Ван Кох или Ван Грог — хрен его знает. (29) Немца одного поминали… (30) Гадом мне быть, вот только я хвамилию не запомнил… (31) По коду своему говорят, подлюги!
— (32) Сам-то ты шпион! — рассмеялся младший лейтенант. — (33) Они о великих творцах-художниках говорят. (34) Пусть говорят.
(35) Богиню над фонтаном Абдрашитов и поляк починили.
(36) Началась артподготовка, и командир взвода приказал мне сматывать связь.
(37) Неслись снаряды надо мною с разноголосыми воплями, курлыканьем и свистом.
(38) Я как бежал с катушкой на шее, так и споткнулся, и мысли мои оборвались: богиня Венера стояла без головы, а поляк и узбек лежали, засыпанные белыми осколками и пылью гипса. (39) Оба они были убиты.
(40) Лежало на боку ведерко, вывалилось из него серое тесто гипса, и стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. (41) А у ног ее, в луже крови, лежали два человека — советский солдат и седовласый польский гражданин, пытавшиеся исцелить побитую красоту.
(По В. Астафьеву)

Сочинение по тексту 1

Как проявляется беспощадность войны? В. Астафьев считает, что война разрушает красивое и ценное, в том числе губит человеческие жизни.
Чтобы доказать свою позицию, автор пишет о статуе богини, разрушенной при обстреле: она «казалась раненной в живое тело, и ровно бы сочилась из нее кровь». Становится очевидно, что война разрушает прекрасные памятники культуры и искусства.
В. Астафьев также отмечает, как узбек Абдрашитов и поляк, присоединившийся к нему, позже пытались починить статую, не жалея себя, и в результате оба погибли при артобстреле. Читатель понимает, что даже попытки сделать что-то хорошее на войне обречены на провал из-за того, что каждый находящийся на поле боя в любой момент может лишиться жизни.
Приведенные примеры дополняют друг друга, позволяя писателю показать, что война губительна не только для ценностей искусства, но главное — для человеческих жизней.
Я согласна с позицией автора, потому что знаю яркий пример, подтверждающий ее. Моя бабушка было в Ленинграде во время блокады. Когда она рассказывала о том, как от снарядов, от голода и холода умерла почти вся ее семья, я не могла сдержать слов. В школе я узнала о том, сколько памятников Петергофа было разрушено в годы Великой Отечественной. Именно поэтому я считаю, что нет ничего хуже войны, которая уничтожает все светлое и хорошее, что есть на земле.

Текст 2

Проблема: Должны ли родители влиять на увлечения своих детей?

(1)В нашем доме живёт мальчик. (2)Мы познакомились с ним, когда я выносил во двор оставшиеся после ремонта провода и изоляторы. (3)У него загорелись глаза. (4)Он забрал у меня всё. (5)А потом как-то мне понадобился напильник, и я пошел к нему. (6)С тех пор всегда обращаюсь к нему, когда мне нужна техпомощь. (7)В одной из двух комнат маленькой квартиры оборудован его рабочий уголок. (8)С потолка спускаются авиационные модели. (9)И вентилятор у него на столе самодельный. (10)А под столом бегает фантастический вездеход собственной конструкции.
(11)Родители относятся с уважением к техническим поискам сына. (12)На него не кричат, когда он приносит домой шурупы, гайки, обрезки жести. (13)Ему не говорят: (14)”3ачем мусору натаскал!”. (15)Родители понимают: для него это не мусор. (16)Без этого он не сумеет мастерить машины. (17)Как знать, может быть, и создавать своё будущее!
(18)Не всякая семья может пойти навстречу желаниям и интересам ребёнка. (19)Родители великого английского ученого Фарадея отдали его в ученики к переплётчику потому, что не имели возможности дать ему образование по способностям, да и просто не могли понять, к чему стремится их сын. (20)Но когда высокообразованные и обеспеченные люди, какими были родители замечательных русских биологов Ковалевских, сделали всё, чтобы помешать детям заниматься естественными науками, они поступили так не потому, что не имели возможности дать им естественнонаучное образование, а потому, что считали: детям не пристало самим определять выбор своего пути.
(21)Фарадею не в чем было упрекнуть своих родителей. (22)А вот Ковалевским, вероятно, было в чём своих родителей упрекнуть!
(23)Мы тревожимся, когда наши дети сдают экзамены. (24)Но ведь и нам не следует забывать о трудном экзамене, который мы держим перед своими детьми, помогая или не помогая им правильно определить свой путь, объясняя или забывая объяснить, как в выборе этого пути сливаются ответственность человека перед собой и перед обществом.
(25)Выбор пути начинается, когда ребёнок строит свою первую модель, Он рисует свой первый рисунок, впивается в одну книгу и отбрасывает другую, когда он первый раз присматривается к тому, что делаете вы и как вы это делаете.
(2б)В записной книжке Чехова есть такие строки: (27)”Бездарный учёный, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких учёных, как он сам. (28)Тайно по ночам он переплетает книги — это его истинное призвание…«. (29)Горечь этих строк вызвана не одной лишь судьбой человека, ошибившегося в выборе пути. (30)Не горше ли была для Чехова мысль о тех, перед кем этот мнимый учёный представал как деятель науки? (31)Безоговорочно и беспощадно решил Чехов эту тему в образе Серебрякова из пьесы «Дядя Ваня». (32)Чехов сказал о нём: (33)”…Старый сухарь, учёная вобла… ровно двадцать пять лет читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве«.
(34)Нередко человек, выбирая профессию «без любви», выбирает её и «по расчёту». (35)По расчёту в самом прямом смысле этого слова.
(36)Люди, равнодушные к своему делу, часто оказываются отнюдь не равнодушными к «приданому», которое это дело может принести.
(37)Когда человек не любит свою профессию, за такой «брак без любви» расплачиваются не только он сам, но и его близкие. (38)Человек, берущийся не за свое дело, редко приносит людям пользу, и очень часто — вред.
(По С.Л. Львову)

Текст 3

Проблема: Правда ли, что первое впечатление о человеке зачастую бывает обманчивым?

(1)Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете*, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету. (3)Живя с разведчиками и наблюдая поле боя с разных сторон, Ваня привык видеть войну широко и разнообразно. (4)Он привык видеть дороги, леса, болота, мосты, ползущие танки, перебегающую пехоту, минёров, конницу, накапливающуюся в балках. (5)3десь, на батарее, тоже была война, но война, ограниченная маленьким кусочком земли, на котором ничего не было видно, кроме орудийного хозяйства (даже соседних пушек не было видно), ёлочек маскировки и склона холма, близко обрезанного серым осенним небом. (6)А что было там, дальше, за гребнем этого холма, Ваня уже не знал, хотя именно оттуда время от времени слышались звуки перестрелки. (7)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (8)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять. — (9)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас. (10)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.
— (11)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.ондент.
(12)Видно, урок капитана Енакиева не прошёл зря. (13)Теперь, обращаясь к старшему, Ваня всегда вытягивался в струнку и на вопросы отвечал бодро, с весёлой готовностью. (14)А перед наводчиком Ковалёвым он даже переусердствовал. (15)Он как взял под козырёк, так и забыл опустить руку.
— (16)Ладно, опусти руку. (17)Вольно, — сказал Ковалёв, с удовольствием оглядывая ладную фигурку маленького солдатика.
(18) Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта.
(19) Прежде всего, он был не молод. (20)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а, скорее, принадлежал к категории «дедушек». (21)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (22)На фронт он мог не идти. (23)Но в первый же день войны он записался добровольцем.
(24)Во время Первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (25)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (26)Сначала в батарее к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (27)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
(28)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (29)Бывают наводчики хорошие, способные. (ЗО)Бывают наводчики талантливые. (31)Бывают выдающиеся. (32)Он был наводчик гениальный. (33)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (34)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (35)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (36)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
(37) Вместе со своим расчётом он выкатывал пушку на открытую позицию и под градом пуль спокойно, точно и вместе с тем с необыкновенной быстротой бил картечью по немецким цепям или бронебойными снарядами — по немецким танкам. (38) 3десь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно ни стояло.
(39)3десь требовалось беззаветное мужество. (40)И оно было. (41)Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр.
(42)В минуту опасности он преображался. (43)В нём загорался холодный огонь ярости. (44)Он не отступал ни на шаг. (45)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (46)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (47)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали.
(48)Среди людей часто попадаются храбрецы. (49)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (50)Ковалёв был истинный герой.
(51) Он страстно, но очень спокойно любил Родину и ненавидел всех её врагов.
(52) А с немцами у него были особые счёты. (53)В шестнадцатом году они отравили его удушливыми газами. (54)И с тех пор Ковалёв всегда немного покашливал. (55)О немецких вояках он говорил коротко: 
— С ними у нас может быть только один разговор — беглым огнём. (56)Другого они не понимают.
(57)Трое его сыновей были в армии. (58)Один из них уже был убит. (59)Жена Ковалёва, по профессии врач, тоже была в армии. (60)Дома никого не осталось. (61)Его домом была армия.
(62)Несколько раз командование пыталось выдвинуть Ковалёва на более высокую должность. (63)Но каждый раз Ковалёв просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
— (64)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другой работой я так хорошо не справлюсь. (65)Уж вы мне поверьте. (66)3а чинами я не гонюсь. (67)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (68)А для командира я уже не гожусь. (69)Стар. (70)Надо молодым давать дорогу. (71)Покорнейше вас прошу.
(72)В конце концов его оставили в покое. (73)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (74)И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода.
(75)Всё это было Ване известно, и он с робостью и уважением смотрел на знаменитого Ковалёва.
(По В. П. Катаеву)

Текст 4

Проблема: Какова роль современного учителя?

(1)Одна из газет обратилась ко мне с просьбой поделиться раздумьями о школьном обучении — проблеме, которая, несомненно, принадлежит к самым важным и сложным проблемам нашего времени. (2)Я приветствую всякий деловой и конструктивный разговор о школе. (3)Я с интересом читаю статьи об организации учебного процесса, о программах, о профессиональной ориентации учащихся, но первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит учителю. (4)Именно от его таланта, от масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости во многом зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает. (5)И тут мне хочется вспомнить об Алексее Фёдоровиче Калинцеве — моём незабвенном учителе.
(6)Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. (7)Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного. (8)Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем.
(9)Был мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года, и я, четырнадцатилетний деревенский паренёк, с холщовой сумкой за плечами, в больших растоптанных валенках с ноги старшего брата, впервые в жизни вступил в нашу районную столицу — Карпогоры. (10)Тогда это было обыкновенное северное село, по мне в нём всё казалось удивительным: и каменный магазин с железными дверями и нарядной вывеской, и огромное, по тогдашним моим представлениям, здание двухэтажной школы под высоким, мохнатым от снега тополем, где мне предстояло учиться, и необычное для моей родной деревни многолюдье на главной улице. (11)Но, помню, всё это вмиг забылось, перестало для меня существовать, как только я увидел Алексея Федоровича.
(12)Он шёл по снежному утоптанному тротуару один-единственный в своем роде — в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадался ему навстречу — пожилые, молодые, мужчины, женщины, — все кланялись ему. (13)А старики даже шапку с головы снимали. (14)И он, всякий раз дотрагиваясь до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечал: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»
(15)Такого я ещё не видывал. (16)Не видывал, чтобы в наши лютые морозы ходили в ботинках, в шляпе, чтобы все от мала до велика так единодушно почитали человека.
(17)Да, Алексей Фёдорович умел поддержать своё реноме народного учителя: самая обычная прогулка по райцентру у него превращалась в выход, но, конечно, великую любовь и уважение к себе моих земляков он снискал прежде всего своим безответным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения.
(18)Мысль, которая сама собой напрашивается, когда я обращаюсь к светлой памяти моего незабвенного Учителя, — мысль, впрочем, не новая, — о пополнении нынешней армии учителей мужчинами. (19)Сейчас можно услышать: дисциплина в школе упала, авторитет учителя пошатнулся. (20)Общеизвестно: школа — зеркало общества. (21)Но ясно и другое: многие проблемы современной школы связаны ещё и с тем, что она по своему преподавательскому составу стала, в основном, женской. (22)С моей точки зрения, это придает одностороннее направление всему школьному’ воспитанию.
(23)Великое дело — школа. (24)Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. (25)И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить:
(26) — Учитель — это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты.
(по Ф. А. Абрамову)

Текст 5

Проблема: Каким должно быть отношение к пожилым людям?

(1)Мне давно уже, сколько лет, хотелось найти такой уголок, где бы всё было под рукой: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды. (2)И чтобы непременно была заповедная тишина — без этих принудительных уличных радиодинамиков, которые в редкой деревне сейчас не гремят с раннего утра до поздней ночи, без этого железного грохота машин, который мне осточертел и в городе. (3)Деревушечка в семь домов, на большой реке, и кругом леса — глухие ельники с боровой дичью, весёлые грибные сосняки. (4)Ходи — не ленись. (5)Правда, с погодой мне не повезло — редкий день не выпадали дожди. (6)Но я не унывал. (7Т)У меня нашлось ещё одно занятие — хозяйский дом. (8)Ах, какой это был дом! (9)Одних только жилых помещений в нём было четыре: изба-зимовка, изба-лестница, вышка с резным балкончиком, горница боковая. (10)А кроме них были ещё сени светлые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь саженей семь в длину — на неё, бывало, заезжали на паре, да внизу, под поветью, двор с разными станками и хлевами.
(11)И вот, когда не было дома хозяев (а днём они всегда на работе), для меня не было большей радости, чем бродить по этому удивительному дому — бродить босиком, не спела. (12)Вразвалку. (13)Чтобы не только сердцем и разумом, а и подошвами ног почувствовать прошлые времена. (14)Теперь, с приездом старой хозяйки, на этих разгулах по дому надо поставить крест — это было мне ясно. (15)И на моих музейных занятиях — так я называл собирание старой крестьянской утвари и посуды, разбросанной по всему дому, — тоже придётся поставить крест.
(16)Вечером я долго сидел в лодке, приткнутой к берегу. (17)Уже туман наглухо заткал реку, так что огонь, зажжённый на той стороне, в доме хозяев, был похож на мутное жёлтое пятно, уже звёзды высыпали на небе (да, всё вдруг — и туман, и звёзды), а я всё сидел и сидел и распалял себя. (18)Меня звали. (19)Звал Максим, звала Евгения, а я закусил удила и — ни слова. (20)И вот я сидел, как сыч, в лодке и ждал. (21)Ждал, когда на той стороне погаснет огонь. (22)С тем, чтобы хоть ненадолго, до завтра, до утра, отложить встречу со старухой.
(23)Не знаю, сколько продолжалось моё сиденье в лодке. (24)Мне хотелось есть, я продрог — от сырости, от ночного холода, и в конце концов я взялся за весло.
(25)Огонь на той стороне сослужил мне неоценимую службу. (26)Ориентируясь на него, я довольно легко, не блуждая в тумане, переехал за реку, затем так же легко по тропинке, мимо старой бани, огородом поднялся к дому. (27)В доме, к моему немалому удивлению, было тихо, и, если бы не яркий огонь в окошке, можно было бы подумать, что там уже все спят. (28)Я постоял-постоял под окошками, прислушиваясь, и решил, не заходя в избу, подняться к себе. (29)Но зайти в избу всё-таки пришлось. (30)Потому что, отворяя ворота, я так брякнул железным кольцом, что весь дом задрожал от звона.
— (31)Сыскался? — услышал я голос с печи. — (32)Ну, слава богу. (33)А я лежу и всё думаю, хоть бы ладно-то всё было.
(34)Кажется, никогда в жизни мне не было так стыдно за себя, за свою безрассудную вспыльчивость, и я, так и не посмев поднять глаза кверху, туда, где на печи лежала старуха, вышел из избы.
(35)Утром я просыпался рано, как только внизу начинали ходить хозяева. (36)Но сегодня, несмотря на то, что старый деревянный дом гудел и вздрагивал каждым своим бревном и каждой своей потолочиной, я заставил себя лежать до восьми часов: пусть хоть сегодня не будет моей вины перед старым человеком, который, естественно, хочет отдохнуть с дороги. (37)Но каково же было моё удивление, когда, спустившись с вышки, я увидел в избе только одну Евгению — молодую хозяйку!
— (38)А где же Милентьевна?
— (39)Мама, известно, за губами ушла.
— (40)За губами! (41)Милентьевна за грибами ушла?
— (42)А чего? (43)Ецё пяти не было, как ушла. (44)Как только начало светать.
— (45)Одна?
(46)Я представил себе, как где-то там, за рекой, в этом сыром и холодном тумане, бродит сейчас с коробкой старая Милентьевна, и побежал в сарай колоть дрова. (47)На тот случай, если придётся затоплять баню для иззябшей старухи. (48)Я раза три в то утро выбегал к реке, да столько же раз, наверно, выбегала Евгения, и всё-таки мы не укараулили Милентьевну. (49)Явилась она внезапно. (50)Не знаю, то ли оттого, что ворота на крыльце не были заперты, то ли мы с Евгенией слишком заговорились,но только вдруг дверь подалась назад, и я увидел её — высокую, намокшую, с подоткнутым по-крестьянски подолом, с двумя большими берестяными коробками в руках, полнёхонькими грибов.
(51)Мы с Евгенией выскочили из-за стола, чтобы принять эти коробки. (52)А сама Милентьевна, не очень твёрдо ступая, прошла к прилавку у печи и села. (53)Она устала, конечно. (54)Это видно было и по её худому тонкому лицу, до бледности промытому нынешними обильными туманами, и по заметно вздрагивающей голове. (55)Но в то же время сколько благостного удовлетворения и тихого счастья было в её голубых, слегка прикрытых глазах… (56)Счастья старого человека, хорошо, всласть потрудившегося и снова и снова доказавшего и себе, и людям, что он не зря на этом свете живёт.
(По Ф.А. Абрамову)

Текст 6

Ф. Абрамов
Я родился в деревне, в крестьянской, в самой что ни на есть распатриархальной семье. Сегодня все, кому не лень, по поводу и без повода, пинают патриархальную старую деревню…

Проблема: Какое место работа занимает в жизни человека?

Поделиться

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.