До экзамена остаются считаные дни: пора разрывать ЕГЭ и получать крутые баллы 🔥 Делимся ВСЕЙ теорией, которая поможет тебе отлично сдать экзамен.
В конце статьи найдешь файл-шпаргалку по всем заданиям: карточки максимально удобно печатать, обязательно сохраняй себе.
Разбирать Дальний Восток будем вот тут:
29.05 ЕГЭ ДВ русский
30.05 ЕГЭ ДВ русский
А если ты выпускаешься только в следующем году — присоединяйся к нашему курсу подготовки к ЕГЭ по русскому языку (авторские тесты, видеоуроки, конспекты по всем темам уже ждут тебя на платформе).
Задание 1
Наречия
Времени: далее (затем, потом, тогда, наконец)
Места: там, туда, оттуда, здесь, сюда, отсюда
Меры и степени: примерно (приблизительно, насколько, настолько, совсем, почти)
Образа и способа действия: так
Цели: затем
Местоимения
Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Возвратные: себя, себе, собой (собою), о себе
Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой
Указательные: это, этот, тот, такой, таков
Определительные: весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, другой
Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
Неопределенные: некий, какой-то
Сочинительные союзы
Соединительные: и (также, тоже)
Присоединительные: тоже (также, и, притом, причем)
Разделительные: или (либо)
Противительные: а, но (однако), зато, же
Пояснительные: то есть (а именно, или)
Подчинительные союзы и союзные слова
Изъяснительные: что (С или СС), чтобы (C)
Времени: когда (С или СС)
Места: где, куда, откуда (СС)
Сравнения: как, словно, будто, точно (C)
Причины: так как, потому что, поскольку (C)
Условия: если (C)
Уступки: несмотря на то что, хотя, в то время как, между тем как (C)
Цели: чтобы (C)
Следствия: так что (C)
Образа действия, меры и степени: столько, настолько, так (СС)
Частицы
Определительно-уточняющие: именно (как раз, ровно (как раз/ровно столько, сколько нужно))
Усилительные: именно, как раз, даже, же,
все-таки
Указательные: вот (вон)
Ограничительно-выделительные: только (лишь)
Предлоги
Первообразные: перед, между, из, из-под, из-за, около; из-за; ради, для; о/об/обо; по (по словам автора)
Производные: вокруг, вслед за; накануне, в течение (в ходе, в продолжение, на протяжении); по случаю, благодаря, вследствие, ввиду (в силу, по причине), в/ вне зависимости от; насчет (относительно); в отличие от; несмотря на; путём (образование слова путём сложения основ); согласно
Вводные слова
например (так, в частности); следовательно (таким образом); итак (таким образом); наверное (возможно); конечно (несомненно, очевидно); кроме того / помимо того; во-первых, во-вторых, в-третьих; с одной стороны, с другой стороны; наконец (в конце концов); иными словами (другими словами, иначе говоря); напротив (наоборот, впрочем).
Задание 2
Алгоритм решения
1) Смотрим первый блок словарного определения (грамматика) — сразу после номера значения слова.
2) Смотрим второй блок словарного определения (значение слова + стиль). Пробуем подставить главное слово из этого блока в исходное предложение.
3) Смотрим третий блок словарного определения (примеры употребления). Сравниваем, насколько контекст употребления слова в третьем блоке похож на исходное предложение.
4) Ответ даём, основываясь на данных каждого блока. Если есть сомнения, предпочтение отдаём третьему блоку.
5) Помним про количество ответов: их может быть 2–4.
6) Как и всегда, обязательно себя проверяем.
Задание 3
Научный стиль
Обслуживает научную и учебную сферу деятельности человека.
Адресаты — учёные / учащиеся.
Задача — сообщить научную информацию, описать, объяснить факты, показать закономерности.
Общая характеристика: характерны точность выражения мысли, ясность, объективность, последовательность, логичность, доказательность.
Несвойственны эмоциональность и излишняя образность.
Лексика: использование терминов, слов с отвлечённым значением (прежде всего абстрактных, отглагольных и отадъективных существительных: сила, проведение, закономерность), слова обычно употребляются в прямом значении.
Грамматика: предпочтительное употребление существительных, преобладание форм родительного и именительного падежей, широкое использование причастий и деепричастий, сложных предложений (особенно сложноподчинённых). Используется по преимуществу прямой порядок слов в предложении. Считается нормой повторяемость ключевых слов. Активно используются вводные слова для выражения логической связи между частями текста.
Жанры: монография, учебник, научная статья, научный отчёт, диссертация, реферат, автореферат, тезисы, патент, научный отзыв, научно-популярная статья и др.
Официально-деловой стиль
Общая характеристика: точность, однозначность, неличный характер, стандартизированность построения и долженствующе-предписывающий характер текста. Несвойственны эмоциональность и образность.
Лексика: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии (постановление, протокол, резолюция и т. д.), устойчивых словосочетаний неэмоционального характера (принять решение, считать недействительным, следует указать).
Грамматика: использование большого количества отымённых предлогов и союзов (в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (лаборант Петрова, студент Иванова); осложнённых простых предложений (с обособленными оборотами, однородными членами). Преобладает прямой порядок слов.
Жанры: указ, приказ, постановление, распоряжение, положение, кодекс, устав, контракт, договор, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчёт и др.
Продолжение найдешь в нашем файле:
Желаем удачи на экзамене!