Шпаргалка для ЕГЭ по русскому языку

4 мин.

Шпаргалки для ЕГЭ по русскому

До экзамена остаются считаные дни: пора разрывать ЕГЭ и получать крутые баллы 🔥 Делимся ВСЕЙ теорией, которая поможет тебе отлично сдать экзамен.

В конце статьи найдешь файл-шпаргалку по всем заданиям: карточки максимально удобно печатать, обязательно сохраняй себе.

Разбирать Дальний Восток будем вот тут:
29.05 ЕГЭ ДВ русский
30.05 ЕГЭ ДВ русский

А если ты выпускаешься только в следующем году — присоединяйся к нашему курсу подготовки к ЕГЭ по русскому языку (авторские тесты, видеоуроки, конспекты по всем темам уже ждут тебя на платформе).

Задание 1

Наречия

Времени: далее (затем, потом, тогда, наконец)

Места: там, туда, оттуда, здесь, сюда, отсюда

Меры и степени: примерно (приблизительно, насколько, настолько, совсем, почти) 

Образа и способа действия: так

Цели: затем

Местоимения

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Возвратные: себя, себе, собой (собою), о себе

Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой

Указательные: это, этот, тот, такой, таков

Определительные: весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, другой

Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
 Неопределенные: некий, какой-то

Сочинительные союзы

Соединительные: и (также, тоже)

Присоединительные: тоже (также, и, притом, причем)

Разделительные: или (либо)

Противительные: а, но (однако), зато, же

Пояснительные: то есть (а именно, или)

Подчинительные союзы и союзные слова

Изъяснительные: что (С или СС), чтобы (C)

Времени: когда (С или СС)

Места: где, куда, откуда (СС)

Сравнения: как, словно, будто, точно (C)

Причины: так как, потому что, поскольку (C)

Условия: если (C)

Уступки: несмотря на то что, хотя, в то время как, между тем как (C)

Цели: чтобы (C)

Следствия: так что (C)

Образа действия, меры и степени: столько, настолько, так (СС)

Частицы

Определительно-уточняющие: именно (как раз, ровно (как раз/ровно столько, сколько нужно))

Усилительные: именно, как раз, даже, же,
 все-таки

Указательные: вот (вон)

Ограничительно-выделительные: только (лишь)

Предлоги

Первообразные: перед, между, из, из-под, из-за, около; из-за; ради, для; о/об/обо; по (по словам автора)

Производные: вокруг, вслед за; накануне, в течение (в ходе, в продолжение, на протяжении); по случаю, благодаря, вследствие, ввиду (в силу, по причине), в/ вне зависимости от; насчет (относительно); в отличие от; несмотря на; путём (образование слова путём сложения основ); согласно

Вводные слова

например (так, в частности); следовательно (таким образом); итак (таким образом); наверное (возможно); конечно (несомненно, очевидно); кроме того / помимо того; во-первых, во-вторых, в-третьих; с одной стороны, с другой стороны; наконец (в конце концов); иными словами (другими словами, иначе говоря); напротив (наоборот, впрочем).

Задание 2

Алгоритм решения

1) Смотрим первый блок словарного определения (грамматика) — сразу после номера значения слова.

2) Смотрим второй блок словарного определения (значение слова + стиль). Пробуем подставить главное слово из этого блока в исходное предложение.

3) Смотрим третий блок словарного определения (примеры употребления). Сравниваем, насколько контекст употребления слова в третьем блоке похож на исходное предложение.

4) Ответ даём, основываясь на данных каждого блока. Если есть сомнения, предпочтение отдаём третьему блоку.

5) Помним про количество ответов: их может быть 2–4.

6) Как и всегда, обязательно себя проверяем.

Задание 3

Научный стиль

Обслуживает научную и учебную сферу деятельности человека.
Адресаты — учёные / учащиеся.
Задача — сообщить научную информацию, описать, объяснить факты, показать закономерности.


Общая характеристика: характерны точность выражения мысли, ясность, объективность, последовательность, логичность, доказательность.
Несвойственны эмоциональность и излишняя образность.


Лексика: использование терминов, слов с отвлечённым значением (прежде всего абстрактных, отглагольных и отадъективных существительных: сила, проведение, закономерность), слова обычно употребляются в прямом значении.


Грамматика: предпочтительное употребление существительных, преобладание форм родительного и именительного падежей, широкое использование причастий и деепричастий, сложных предложений (особенно сложноподчинённых). Используется по преимуществу прямой порядок слов в предложении. Считается нормой повторяемость ключевых слов. Активно используются вводные слова для выражения логической связи между частями текста.


Жанры: монография, учебник, научная статья, научный отчёт, диссертация, реферат, автореферат, тезисы, патент, научный отзыв, научно-популярная статья и др.

Официально-деловой стиль

Общая характеристика: точность, однозначность, неличный характер, стандартизированность построения и долженствующе-предписывающий характер текста. Несвойственны эмоциональность и образность.


Лексика: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии (постановление, протокол, резолюция и т. д.), устойчивых словосочетаний неэмоционального характера (принять решение, считать недействительным, следует указать).


Грамматика: использование большого количества отымённых предлогов и союзов (в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (лаборант Петрова, студент Иванова); осложнённых простых предложений (с обособленными оборотами, однородными членами). Преобладает прямой порядок слов.


Жанры: указ, приказ, постановление, распоряжение, положение, кодекс, устав, контракт, договор, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчёт и др.

Продолжение найдешь в нашем файле:

Желаем удачи на экзамене!

Поделиться

Предмет
Выбери предметы
Год сдачи ЕГЭ
×

Введите код подтверждения, который мы отправили на ваш номер телефона:

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.