Задание 8

67 7 минут

Этот номер проверяет, насколько хорошо ты знаешь грамматику. На первый взгляд задание 8 кажется мудреным, но на самом деле оно достаточно простое. В статье разобрали все виды грамматических ошибок, которые могут встретиться тебе в этом номере.

Несогласованное приложение

Поиск лучше всего начинать именно с него: эту ошибку найти очень легко (несогласованное приложение обычно написано в кавычках). Рядом с ним всегда стоит родовое понятие (например, название жанра – поэма). Если родового понятия нет, то перед нами не приложение.

 

В правильном варианте приложение должно быть в именительном падеже. Если падеж другой, значит, нашли ошибку.

 

Верно: В картине «Спящий пастушок» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 

 

Ошибка: В картине «Спящем пастушке» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 

Косвенная речь

Ищем во вторую очередь. Чаще всего это тоже предложения с кавычками.

 

Проверяем местоимения и формы глагола (не должно быть глаголов и местоимений первого и второго лица, рассогласованности во времени).

 

Правильно: В ответ на просьбу мы услышали, что «она не привыкла уступать».

 

Неправильно: В ответ на просьбу мы услышали, что «я не привыкла уступать».

 

Стоит также проверить союзы. 

 

Например, неверно такое предложение: Он сказал, что будто бы знает правильный ответ. Эта ошибка обычно встречается в сложном предложении, но может быть и в косвенной речи.

Числительное

Чаще всего это собирательные числительные с существительными женского рода (например, трое девушек).

 

Верно: Три спортсменки выступили очень удачно.

Неверно: Трое спортсменок выступили очень удачно.

 

Важно:

  • Обязательно проверь род, число и падеж числительного оба.
  • Может встретиться неверное употребление составного количественного или порядкового числительного.
  • Помни про полтора в И.п. и полутора в остальных падежах; полтораста в И.п. и полутораста в остальных падежах.

 

Верно: Потратили на покупку не более полутора тысяч рублей.

Неверно: Потратили на покупку не более полторы тысяч рублей.

Деепричастия

Деепричастный оборот в задании 8 обычно относится не к тому субъекту. ДО относится к тому же подлежащему (субъекту в именительном падеже) в главном предложении. 

 

Нельзя писать так: Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. 

 

НО деепричастный оборот может относиться к сказуемому с инфинитивом, если субъект в принципе отсутствует, например:

 

  • Готовясь к ЕГЭ, можно сойти с ума. 
  • Но не: Заболев, мне можно будет есть мороженое.

Алгоритм работы с деепричастным оборотом

  1. Находим в предложении дееПричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?) 
  2. Находим в основной части предложения подлежащее (выполняет действие / имеет признак, стоит в именительном падеже)
  3. Проверяем, выполняет ли подлежащее действие, обозначенное деепричастием. Если да, ошибок нет. 
  4. Если подлежащего нет, проверяем наличие субъекта в косвенном падеже (мне нужно, им хотелось, Анне казалось). Если его нет и быть не может, предложение безличное (+ есть инфинитив), ошибок тоже нет.

 

Правильно: Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом

Неправильно: Находясь в пути, всегда вспоминается дом. 

Причастие

Проверяем…

  • местоположение: причастный оборот не должен стоять далеко от определяемого слова, 
  • падеж, 
  • время, 
  • целостность: ПО не должен быть разорван определяемым словом (неверно: Мне нравятся любящие мальчики читать).

 

Нет ошибок: Документы, направляемые на экспертизу, необходимо серьёзно готовить. направляющиеся

 

Есть ошибка: Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо серьёзно готовить. 

Падеж с предлогом

По в значении 'после' всегда употребляется в предложном падеже: по прибытии, по завершении, по приезде.

 

Согласно, благодаря, вопреки, наперекор, наперерез (чему?) – с дательным падежом. Не путаем предлоги с деепричастиями:

 

Благодаря хозяев за радушный приём, мы потихоньку выходили на улицу.

 

Предлог из соответствует предлогу в, а предлог с — предлогу на

 

еду в Москву — из Москвы, 

иду на собрание — с собрания.

Число имен существительных

Абстрактные (любовь, выбор, слабость) и вещественные (фарфор, вода, сахар) сущ., как правило, не используются во множественном числе.

 

Сущ., оканчивающиеся на -ор (-ер), во мн. ч. имеют безударное окончание -ы: инженеры, шофёры, конструкторы, свитеры.

 

Исключения: доктора, директора, профессора. 

 

Собирательные сущ. и сущ., обозначающие группы лиц (класс, команда), относятся к единственному числу. 

Сложное предложение

Проверяем:

  • союзы и союзные слова, чтобы не было повторов / двух союзных слов вместо одного. 
  • к чему относится местоимение который.

 

Правильно: Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село. 

Неправильно: Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село. 

 

Особенно внимательно смотрим на употребление местоимения то. Его используем только в том случае, если его можно заменить сущ. + который. 

 

Неверно: Он обещал мне то, что всегда будет рядом. 

 

Верно: Наконец-то он обещал мне то (=подарок, который), чего я всегда ждала.

Однородные члены

Проверяем парные союзы. Обе части должны быть от одного союза: как ... так и, не только ... но и, не столько... сколько, насколько... настолько.

 

Части парного союза должны относиться именно к однородным членам.
 

 

Пример: 

 

«У нас не только могут заниматься юноши, но и девушки» => «не только» стоит рядом с «могут», «но и» стоит рядом с «девушки» => «могут» и «девушки» не являются однородными членами => в употреблении союза допущена ошибка. 
 

 

Верный вариант: «У нас не только могут заниматься юноши, но и девушки».

 

Проверяем управление глаголов:

 

Ошибка: «Я люблю (кого?) и горжусь своими родителями». 
 

 

Нет ошибки: «Я люблю своих родителей и горжусь ими» (у каждого глагола есть дополнение, которое соответствует управлению).

 

Сюда же относится использование причастного оборота и придаточного предложения как однородных членов. 

 

Неверно: Люблю мягкие игрушки, выполненные в виде толстеньких животных и которые очень милые.

Подлежащее и сказуемое

Ищем предложение с кто или что.

 

Смотрим, как согласуется с ним сказуемое. Если всё хорошо, «выкидываем» придаточную часть, смотрим, всё ли хорошо в главной.

 

Проверяем, как согласуется в роде и числе сказуемое с подлежащим.

 

Правильно: Те, кто придет позже, займут свободные места.

Неправильно: Те, кто придут позже, займут свободные места.

 

Лайфхак: можно заменить “кто” на кот (м. р. ед. ч.), а “что” – на чмо (ср. р. ед. ч.), чтобы было легче увидеть ошибку:

 

Те, кто придет (кот придет => ошибки нет) позже, займут свободные места.

Те, кто придут (кот придут => неправильно) позже, займут свободные места.

 

Вид и время глагола

Все просто: они должны совпадать.

 

Можно: Бабушка связала шарф и подарила его своему внуку.

Нельзя: Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.

 

Ура! Мы изучили всю теорию для задания 8 🎉 Не сомневаемся, что если ты потренируешься, то будешь щелкать этот номер как орешки 😉 Желаем успехов в подготовке!

Читайте также: