Задание 3

72 8 минут

Сегодня научим тебя решать задание 3 из ЕГЭ по русскому языку, которое проверяет твое умение проводить стилистический анализ текста. Этот номер обычно не бывает безумно сложным: чтобы выполнить его без ошибок, нужно внимательно прочитать условие, несколько раз проверить соответствие высказываний тексту.

 

Но есть один нюанс: для решения задания нужно вспомнить фактически всю теорию из курса русского языка 😱 Не спеши пугаться: сейчас разложим все по полочкам!

Теория по заданию

Чтобы провести анализ текста, тебе нужно разбираться в функциональных стилях речи. Функциональный стиль – это исторически сложившаяся речевая разновидность, которая характерна для определенной сферы общения или деятельности человека (наука, искусство, право и т. д.). Традиционно выделяют разговорный стиль и книжные стили: научный, официально-деловой, публицистический, Язык художественной литературы. Звучит сложно, но на самом деле все довольно просто.

 

Представь ситуацию: ты решил(а) начать свое выступление на научной конференции так: “Ребята, всем привет! Сегодня я подготовил(а) для вас четкий доклад на тему “Деление клеток в организме человека””. Получится странно, да? Но то же самое предложение не вызвало бы недоумения в разговорной речи. 

 

Как же понять, какие слова или речевые конструкции уместно использовать в той или иной ситуации? Именно этот вопрос решает стилистика: у каждого функционального стиля есть свои особые черты, которые отличают его от другого. Сейчас расскажем о всех подробнее.

Научный стиль

  • Обслуживает научную, учебную сферу деятельности человека.
  • Предназначен для учёных / учащихся.
  • Задача – сообщить научную информацию, описать, объяснить факты, показать закономерности.

Общая характеристика:

Точность выражения мысли, ясность, объективность, последовательность, логичность, доказательность. Несвойственны эмоциональность, излишняя образность.

 

Лексика: термины, слова с отвлечённым значением (абстрактные отглагольные существительные, например: сила, проведение, закономерность), слова обычно употребляются в прямом значении.

 

Грамматика: в тексте часто встречаются существительные в форме родительного, именительного падежей, широко используются причастия, деепричастия, сложные предложения, особенно сложноподчинённые. В предложении преимущественно прямой порядок слов.

 

Считается нормой повторяемость ключевых слов. Активно используются вводные слова для выражения логической связи между частями текста.

 

Жанры: монография, учебник, научная статья, научный отчёт, диссертация, реферат, автореферат, тезисы, патент, научный отзыв, научно-популярная статья и др.

Официально-деловой стиль

Характерные черты: 

Точность, однозначность, неличный характер, стандартизированность построения, долженствующе-предписывающий характер текста. 

 

Лексика: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии (постановление, протокол, резолюция), устойчивых словосочетаний неэмоционального характера (принять решение, считать недействительным, следует указать).

 

Грамматика: использование большого количества отымённых предлогов и союзов (в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (лаборант Петрова, студент Иванова); осложнённых простых предложений (с обособленными оборотами, однородными членами). Преобладает прямой порядок слов.

 

Жанры: указ, приказ, постановление, распоряжение, положение, кодекс, устав, контракт, договор, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчёт.

Публицистический стиль

  • Используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, СМИ, публичных выступлениях общественных деятелей.

 

  • Задача – воздействовать на эмоции читателя / слушателя, привлечь внимание к проблеме или явлению. 

Отличительные особенности: 

Образность, эмоциональность, оценочность, использование средств других стилей (научного и языка художественной литературы). 

 

Лексика: общественно-политическая (диктатура, равноправие, патриотизм, прогрессивный, революционный, пропагандировать, избирать), стереотипные выражения (на сегодняшний день, живой отклик, коренные преобразования), слова, имеющие положительно-оценочную (доблестный, замечательный) или отрицательно-оценочную окраску (лживое человеколюбие, молодчики, жёлтая пресса), пословиц, крылатых выражений, фразеологизмов, тропов, совмещение книжной и разговорной лексики.

 

Грамматика: большое количество однородных членов, вводных слов и предложений, причастных, деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций, риторических восклицаний, вопросов и обращений, повторов, разговорных оборотов.

 

Жанры:

жанры публицистического стиля

Язык художественной литературы

Основная функция текстов – эстетическая. ЯХЛ, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать.

Общая характеристика:

Образность, эстетичность, индивидуальность, использование стилистически окрашенной лексики, тропов, привлечение средств других стилей, особенно разговорного.

 

Лексика: образная, эмоциональная, индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы), широкое употребление слов в переносном значении.

 

Грамматика: использование всего разнообразия морфологических и синтаксических элементов, широкое употребление фигур речи, особенно инверсии.

Разговорная речь

Используется в повседневном общении, чтобы делиться мыслями, чувствами, информацией.

 

Сфера разговорной речи (разговорного стиля) – беседа со знакомыми людьми в неофициальной обстановке.

Отличительные особенности: 

Преобладание устной Формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность.

 

Лексика: использование разговорных слов и выражений, придающих общению непринуждённую тональность; слов с суффиксами оценки, например уменьшительно-ласкательными (свечечка, окошко).

 

Грамматика: широкое использование частиц, междометий, личных местоимений, личных форм глаголов, простых (часто неполных) предложений, диалогической формы речи, обращений, прерванных (недоговоренных) предложений, бессоюзия, вставных, присоединительных конструкций.

 

Жанры: беседа, разговор, рассказ, просьба, предложение, спор, совет, записка.

Формы речи

В каждом функциональном стиле есть жанры, реализующиеся преимущественно в письменной или устной форме.

 

Для устной речи характерно использование разговорных, эмоционально окрашенных слов и выражений, простых, неосложненных, неполных, восклицательных, вопросительных предложений; преобладает диалог.

 

Для письменной характерно использование книжных слов, выражений, средств выразительности, полных, сложных и осложненных (в первую очередь вводными словами, причастными, деепричастными оборотами), невосклицательных предложений; преобладает монолог.

 

Для монолога характерно использование полных повествовательных предложений (восклицательные, вопросительные встречаются преимущественно в качестве риторических восклицаний, обращений и вопросов).

 

Реплики участников диалога, как правило, лаконичны. Обычно в каждой из последующих реплик сокращается все, что прозвучало в предыдущей или известно из ситуации. Поэтому смысл реплики становится полностью понятным только исходя из контекста.

Типы предложений

Фух, почти закончили. Чтобы не потерять баллы в этом задании, тебе еще нужно разбираться в типах предложений. Вот какие они бывают:

типы предложений

типы предложений

типы предложений

типы предложений

 

Вот и вся теория, которая нужна тебе для 3 задания ЕГЭ по русскому! Мы уверены, что если ты будешь много практиковаться, то обязательно сдашь экзамен на высокие баллы! Желаем успехов в подготовке 😉

Читайте также: