insperia блог

Тексты с реального ЕГЭ-2024 по русскому языку: примерный круг проблем

Собрали тексты с реального ЕГЭ-2024 по русскому языку и добавили к каждому возможные проблемы!

Сохраняй, чтобы получить пятёрку по русскому: учителя часто задают писать сочинения по текстам прошлых лет :)

Сами тексты можно определить по первым строчкам — отказались от публикации полных версий для экономии твоего времени (и для удобства).

Текст 1
По В. Овчинникову (про лося)
По свидетельству охотников из нашего общества в этом районе должны были обитать четверо или пятеро лосей. Лицензия у нас была на отстрел двух лосей...
Примерный круг проблем
1. Проблема понимания истинной ценности жизни.
(В чём заключается истинная ценность жизни?)
2. Проблема легкомысленного отношения к чужой жизни.
(В чём проявляется легкомысленное отношение человека к чужой жизни?)
3. Проблема безответственного отношения к природе.
(В чём проявляется безответственное отношение людей к природе?)
4. Проблема пагубного влияния людей на природу.
(Как человек влияет на окружающий мир? Как люди способны повлиять на природу?)

Текст 2
По В. П. Катаеву (про поэзию)

Обливаясь по́том и все время кашляя, я прочитал ему свои стихи. Он сделал томным, красивым голосом избалованного женщинами известного писателя несколько вялых замечаний, а потом разошелся...
Примерный круг проблем
1. Проблема проявления силы искусства.
(В чём заключается сила искусства?‘
2. Проблема проявления силы поэзии.
(В чём заключается сила поэзии?)‘
3. Проблема роли наставника в жизни человека.
(Какова роль наставника в жизни человека?)
4. Проблема преемственности поколений.
(В чём заключается взаимосвязь ценностей разных поколений?)

Текст 3
По М. С. Строганову (про поколение победителей)

Судьбу поколения неслучайно сравнивают с белым листом, на котором невидимыми чернилами сделаны особые отметки, да и сама бумага покрыта незаметными для беглого взгляда «водяными знаками». Растут дети, бегают в школу, дерутся и мирятся, ходят в технические кружки и на танцы, влюбляются и строят планы, не подозревая, что Судьба вносит за годом год строчки в их общую биографию...
Примерный круг проблем
1. Проблема смысла и назначения человеческой жизни.
(Как обрести смысл, осознание назначения своей жизни?)
2. Проблема объединяющего начала в судьбе поколения.
(Что определяет судьбу поколения? В чём черпают силы представители одного поколения в годы испытаний?)
3. Проблема связи судеб великих сынов России с судьбой Родины.
(Какова связь судеб сынов России с судьбой Родины?)
4. Проблема появления защитников на Русской земле.
(Откуда появляются защитники Русской земли?)
5. Проблема героизма.
(Каковы истоки героизма советских воинов в годы Великой Отечественной войны?)
6. Проблема войны как страшного испытания на прочность.
(Как повлияла война на характеры людей, прошедших страшные испытания?)

Текст 4
По Е. М. Богату (про творчество)

(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир...
Примерный круг проблем
1. Проблема проявления творчества в жизни человека.
(В чём проявляется творчество? Какую деятельность можно считать творчеством?)
2. Проблема сущности творческого человека.
(Какого человека можно назвать творческим? Кого можно считать творцом?)
3. Проблема роли таланта в жизни человека.
(Все ли люди наделены/одарены талантом?)
4. Проблема формирования творческой личности человека.
(При каких условиях формируется и проявляется творческая личность?)

Текст 5
По Е. М. Богату (про модели поведения)

В том разнообразии конфликтных ситуаций, с которыми жизнь почти ежедневно сталкивает меня по роду работы писателя-публициста, я давно уже вычленил одну, достаточно существенную в системе «личность — общество» и поэтому достойную исследования...
Примерный круг проблем
1. Проблема поведения личности в обществе.
(Как проявляется личность в обществе? Как влияет модельное поведение на человека?)
2. Проблема поведения человека в конфликтных ситуациях.
(Как человек действует в конфликтных ситуациях?)
3. Проблема влияния общества на личность человека.
(Как общество влияет на формирование личности?)

Текст 6
По Е. М. Богату (про чудаков)

Один из самых обаятельных образов русской литературы — образ чудака. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, изданный в 1882 году, дает такое определение: «Чудак, чудачка — человек странный, своеобычный, делающий все не по-людски, а по-своему, вопреки общему мнению и обыку»...
Примерный круг проблем
1. Проблема понимания образа чудака.
(Кого называли и называют чудаком? Какими качествами обладает человек, которого
называют чудаком?)
2. Проблема активной жизненной позиции человека.
(В чем заключается активная жизненная позиция человека?)
3. Проблема соотношения понятий «комфорт» и «счастье».
(Делает ли комфорт человека счастливым? Что нужно человеку для счастья?)
4. Проблема значимости человеческой личности.
(В чем заключается значимость человеческой личности?)

Текст 7
По Е. М. Богату (про память)

Однажды молодая чета Н., возвращаясь вечером домой, обнаружила в московском дворе, в сугробе, холст, в котором узнала картину из Третьяковской галереи...
Примерный круг проблем
1. Проблема отношения общества к искусству.
(Как общество относится к искусству?)
2. Проблема ценности картин.
(Что несет в себе картина? В чем заключается ценность картин?)

Текст 8
По В.А. Каверину («Два капитана»)

С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда спиной к движению. (2)Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. (3)Открыв люки, танкисты смотрели на нас...
Примерный круг проблем
1. Проблема предательства на войне.
(Каковы истоки предательства? Чем оно страшно? Почему на войне особенно страшно предательство?)
2. Проблема нравственного выбора человека.
(Как ведет себя человек в сложной ситуации?)Š
3. Проблема бесчеловечности, жестокости войны.
(В чём заключается жестокость войны? Что могло бы предотвратить бесчеловечность и жестокость по отношению к беззащитным людям на войне?)
4. Проблема поведения человека на войне.
(Как человек проявляет себя во время войны? Как люди проявляли себя на войне?)

Текст 9
По В. Ф. Шаталову (про игру)

Присмотритесь: не слишком ли рано угасает наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой всегда служили и призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех, без исключения, уровнях их возрастного развития? Это ведь не секрет...
Примерный круг проблем
1. Проблема роли игры в процессе обучения.
(Для чего нужна игра в процессе обучения?)
2. Проблема роли педагогического интереса к играм детей.
(Как игры влияют на процесс обучения? Как игры влияют на взаимодействие педагога и учеников?)
3. Проблема значимости психологических аспектов игровых ситуаций.
(Насколько сложен процесс игры? Что необходимо знать педагогу для организации игровой ситуации с учениками?)

Текст 10
По В. А. Сухомлинскому (про воспитание)

(1)С волнением ожидал я малышей. (2)В 8 часов утра пришло 29 человек. (3)Не пришла Саша (наверное, с матерью плохо). (4)Не было Володи, по-видимому, заспал, матери не захотелось будить мальчика...
Примерный круг проблем
1. Проблема значения природы в жизни человека.
(Каково значение природы в жизни человека? Какую роль в жизни человека играет
природа?)
2. Проблема роли природы в формировании личности.
(Какую роль в воспитании человека играет природа? Как природа помогает сформировать личность ребёнка?)
3. Проблема воспитания гармоничной личности ребёнка.
(Как нужно воспитывать ребёнка, чтобы он вырос гармоничной личностью? Как нужно воспитывать ребёнка, чтобы он вырос гармоничной, творческой личностью, сохранил стремление к исследованию мира?)
4. Проблема качества настоящего учителя.
(Каким должен быть настоящий учитель? Какими качествами должен обладать хороший учитель?)

Текст 11
По М.И. Алигер (про Чуковского)

Взрослые взяли меня с собой в гости. В доме, куда они направлялись, были дети, по слухам очень хорошие. Эти отличные дети встретили меня соответственно своей репутации и тотчас же любезно показали мне свои игрушки и книги...
Примерный круг проблем
1. Проблема влияния литературы на жизнь человека.
(Как литература влияет на жизнь человека? Как литература влияет на ребёнка?)
2. Проблема роли книги в жизни человека.
(Какую роль играет книга в жизни человека? Какую роль играет чтение в жизни человека? Как книга влияет на ребёнка?)
3. Проблема роли таланта в жизни человека.
(Какую роль в жизни человека играет талант? Какую роль в жизни человека играют талантливые люди? Как проявляется талант?)

Текст 12
По М.И. Алигер (про Чуковского)

Взрослые взяли меня с собой в гости. В доме, куда они направлялись, были дети, по слухам очень хорошие. Эти отличные дети встретили меня соответственно своей репутации и тотчас же любезно показали мне свои игрушки и книги...
Примерный круг проблем
1. Проблема влияния литературы на жизнь человека.
(Как литература влияет на жизнь человека? Как литература влияет на ребёнка?)
2. Проблема роли книги в жизни человека.
(Какую роль играет книга в жизни человека? Какую роль играет чтение в жизни человека? Как книга влияет на ребёнка?)
3. Проблема роли таланта в жизни человека.
(Какую роль в жизни человека играет талант? Какую роль в жизни человека играют талантливые люди? Как проявляется талант?)

Текст 13
По Ю. В. Бондареву (про учителя)

Нет, — и, наверное, не было никогда в мире, — человека, который не хотел бы быть счастливым. Но вот вечный человеческий вопрос, самый простой и самый загадочный: что такое счастье?
Примерный круг проблем
1. Проблема роли воспоминаний о прошлом в жизни человека.
(Почему важно вспоминать о прожитых годах? Почему важно помнить о малой родине? Какова роль воспоминаний в жизни человека?)
2. Проблема роли учителя в жизни человека.
(Какую роль учитель играет в жизни человека? Какое влияние учитель может оказать на ребенка?)
3. Проблема памяти об учителях.
(Почему важно помнить об учителях?)

Текст 14
По А. Я. Бруштейн (про воздушный шар)

(1)Мы с Юлькой больше всего на свете любим разглядывать афиши. (2)Из-за своей болезни Юлька, к сожалению, не может встать на ноги и где-нибудь самостоятельно разыскать заветную бумажку, поэтому я приношу их ей вечером сама. (3)В нашу жизнь, Юлькину и мою, входит новая афиша...
Примерный круг проблем
1. Проблема роли веры в человека в жизни.
(Какова роль веры в человека? Как помогает человеку вера в чудо?)
2. Проблема существования настоящего чуда.
(Существует ли чудо на самом деле? Как чудо проявляется в жизни человека? Как чувство восторга от увиденного чуда способно повлиять на жизнь человека?)
3. Проблема влияния технологий на жизнь человека.
(Как технологии влияют на жизнь человека?)

Текст 15
По А. Я. Бруштейн (про художника)

(1)В этом доме постоянно останавливаются и дают свои представления все приезжающие в наш город фокусники и другие заезжие артисты. (2)Сегодня около подъезда висят плакаты: «Чудо-художник рисует ногами». (3)Конечно, я жалобно прошу...
Примерный круг проблем
1. Проблема отношения человека к своему таланту.
(Как человек должен относиться к своему таланту?)
2. Проблема проявления мужества человека.
(В чем проявляется мужество человека?)
3. Проблема проявления силы воли человека.
(В чем проявляется сила воли человека?)
4. Проблема проявления отзывчивости.
(Как надо относиться к людям?)
5. Проблема веры в силу слов.
(Как слова могут помочь в жизни?)

Текст 16
По М.Е. Салтыкову-Щедрину (про писателя)

Для всякого убежденного и желающего убеждать писателя (а именно только такого я имею в виду) вопрос о том, есть ли у него читатель, где он и как к нему относится, есть вопрос далеко не праздный. Читатель представляет собой тот устой...
Примерный круг проблем
1. Проблема роли читателя в творчестве писателя.
(Что значит читатель для писателя?)
2. Проблема общения между читателем и писателем.
(Каким должно быть общение между читателем и писателем?)
3. Проблема отношения писателя к своей деятельности.
(Что делает писателя счастливым?)

Текст 17
По Д. Г. Шеварову (про дружбу)

(1)Поэзия начала ХIХ века, как ничто другое, даёт нам возможность понять события, услышать голоса, интонации людей Двенадцатого года, представить их внутренний духовный облик. (2)Философ Алексей Степанович Хомяков (а он был и поэтом, и историком) говорил...
Примерный круг проблем
1. Проблема истинной дружбы.
(В чем заключается истинная дружба?)
2. Проблема связи чувства дружбы с любовью к родине.
(Есть ли связь между дружбой и любовью к Отечеству?)
3. Проблема значимости нравственных уроков прошлого для современного поколения.
(Какое значение имеют уроки из прошлого для современного поколения?)
4. Проблема служения родине.
(Как проявили себя поэты в Отечественной войне 1812 г.?)

Текст 18
По Б. Л. Васильеву (про труд)

Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве...
Примерный круг проблем
1. Проблема отношения человека к отдыху.
(Как человек должен относиться к отдыху?)
2. Проблема важности труда в жизни человека.
(В чем заключается важность труда в жизни человека? Какова роль труда в жизни человека?)
3. Проблема правильного отдыха.
(Каким должен быть отдых? Как человек должен отдыхать)

Текст 19
По В. Распутину (про жизненные ценности)

(1)Всё чаще, решившись на переезд, стал раздумывать Иван Петрович: что надо человеку, чтобы жить спокойно? (2)Если есть у него работа, на которую он не смотрит как на каторгу, и семья, к которой его тянет, — что требуется ещё, чтобы, проснувшись ненароком ночью, не чаял он дождаться утра для желанной подвижки?
Примерный круг проблем
1. Проблема понимания достатка в человеческой жизни.
(Как можно понимать достаток в человеческой жизни?)
2. Проблема понимания целей работы.
(Для чего работает человек? Что даёт ему работа?)
3. Проблема смысла жизни и её ценностей.
(В чём заключается смысл жизни? Какие «подпорки» есть у человека?)
4. Проблема соотношения материального и духовного в жизни человека.
(Как соотносятся материальное и духовное в жизни человека?)
5. Проблема роли дома в жизни человека.
(Какую роль играет дом в жизни человека?)

Текст 20
По Л. Н. Толстому (про природу)

(1)Погода после мокрого снега уже дня три стояла тихая, тёплая и ясная. (2)На улицах не видно было клочка снега, грязное тесто заменилось мокрой мостовой и быстрыми ручьями. (3)С крыш уже на солнце стаивали последние капели, в палисаднике на деревьях надувались почки, на дворе была сухая дорожка...
Примерный круг проблем
1. Проблема взаимосвязи природного и человеческого мира.
(Как связаны природа и мир человека?)
2. Проблема влияния природы на человека.
(Как природа влияет на человека?)
3. Проблема обретения человеком счастья.
(Что может сделать человека счастливым?)
4. Проблема влияния природы на духовное состояние человека.
(Как природа влияет на духовное состояние человека?)

Текст 21
По Ф. Искандеру (про малую родину)

Автобус мощно и мягко скользил по шоссе. Справа от дороги сквозь зелень садов и белые домики прорывалось море, теплое даже не вид. Оно казалось насыщенным и успокоенным обилием летнего тепла и купальщиц...
Примерный круг проблем
1. Проблема отношения человека к свей родине.
(Как человек относится к своей родине?)

Если ты тоже хочешь научиться писать сочинения на максимум, мы ждем тебя на нашем полном курсе по русскому языку!
Уже много лет курс помогает нашим выпускникам в комфортном темпе пройти весь необходимый для ЕГЭ материал, заполнить пробелы в знаниях и подготовиться к экзамену на 90+ без лишнего стресса. Мы готовы помочь на этом пути и тебе :)

Курс стартует 18 июня и продлится до самого экзамена — за это время мы
— изучим и детально разберем все темы, которые встречаются на ЕГЭ,
— поработаем с каждым заданием первой части и научимся решать ее за 30 минут,
— подробно разберем структуру сочинения ЕГЭ и алгоритмы его написания,
— напишем более 20 сочинений,
— несколько раз повторим и закрепим весь материал.

Узнать подробнее: insperia.ru/full_rus
ЕГЭ